Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Театр теней в помощь педагогу-психологу



Театр теней — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае, по легенде, ещё в 156-87 годах до н.э., ставшая популярной в начале династии Сун (960-1279 г.г.), и ещё более утвердившаяся во время династии Мин (1368-1644 г.г.).

Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки - фигурки, управляемые с помощью тонких бамбуковых, деревянных или металлических палочек. Если прислонить фигурки к экрану сзади, они становятся видны при освещении, устремлённом на экран.

Марионетки традиционно изготавливаются из тонкой прозрачной кожи (к примеру, ослиной, козлиной, верблюжьей), из бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и состоящими из отдельных подвижно соединённых частей, становясь при этом «гнущимися», меняющими форму. Палочки для управления фигурками изготавливаются из бамбука, дерева или металла.

Ко второму тысячелетию театр теней был очень известен не только в Китае, но и в Индии. А затем, с войсками Чингиз-хана, распространился в других регионах Азии. В Турции наивысшей формы достиг в XVI веке, был очень популярен в Османской империи.

В 1767 году техника театра теней была привезена из Китая в Европу вернувшимся на родину французским миссионером Жюлем Алодом. К этому искусству проявлял интерес немецкий поэт Гёте, а в 1774 году даже сам устроил его представление. В 1776 году театр теней стал известен в Великобритании. Однако и в XXI веке одним из самых известных и влиятельных остаётся таншаньский (округ Таншань в провинции Хэйбэй в КНР) театр теней в Китае.

Теперь от истории - в наши дни, в нашу реальность.

Первый раз идея провести такой эксперимент, как устроить представление театра теней, пришла к нам, специалистам Городского психолого-педагогического центра, как экстренная спасительная мера. На праздник, посвящённый Новому году, в группах кратковременного пребывания была запланирована постановка спектакля «Муха-цокотуха», но, чем ближе был день премьеры, тем меньше детей оставалось: наши актёры заболевали все по очереди. Переносить спектакль возможности не было, заменить актеров тоже не представлялось возможным. И тут, как спасение, пришла мысль о теневом театре. Ведь за ширмой одному педагогу проще сыграть недостающих персонажей, чем непосредственно на сцене. Слова дети уже знали, оставалось только отработать навыки действий с марионетками и ширмой. И это сработало! Представление прошло с огромным успехом. Не только для зрителей, но и для актеров.

У такого формата проведения мероприятия оказалось большое количество плюсов. Ребятам, как и в обычной постановке, надо было быть знакомыми с текстом автора, с адаптированным под постановку сценарием, анализировать содержание, распределять роли, давать характеристику каждому герою, улавливать его взаимоотношения с другими персонажами, выделять ключевые моменты его поведения, характера, интонации, учить свою роль, вписывать ее в общую канву действия. Ведь стремительные трусливые букашки, изящная муха и страшный паук – это совсем не одно и тоже! Все это огромная работа коррекционно-развивающего и воспитательного характера. В ходе подготовки к спектаклю развивается не только память, речь и внимание, но и умение работать в команде. А этого подчас так недостает детям дошкольного возраста. Кроме всего прочего, немаловажным фактом является то, что для проведения такого мероприятия не требуются большая площадь, сложные декорации, костюмы актерам.

Ребята настолько вдохновились своим дебютом, что по собственной инициативе перенесли этот опыт в свободную деятельность. Они предложили придумать сюжет и сделать постановку по собственному сценарию. В процессе работы воспитанники сочинили самую настоящую сказку о мальчике Вове и его приключениях. Этот процесс занял не один день. Дети уходили домой с мыслями о том, что завтра они будут придумывать продолжение сказки, обсуждали это с родителями. После коллективного утверждения сценария мы приступили к созданию персонажей. При направляющей помощи педагогов были нарисованы и вырезаны герои написанной сказки. И кульминацией стала постановка авторской сказки с авторскими игрушками. Следует отметить, что участие педагогов было минимальным. Фактически, оно свелось к помощи в записи сценария и рекомендаций по технологии изготовления персонажей. Такой вид деятельности, как нельзя лучше, влияет на развитие творческих компетенций.

Теневой театр можно использовать и в коррекционной работе, например, для закрепления тех или иных лексических тем. Или наоборот, как сюрпризный момент при предъявлении темы. Возьмем всеми нами любимые фрукты и овощи. Если создать такие персонажи, как яблоко, груша, помидор, тыква, огурец, сделать грядку и дерево, то нетрудно при помощи них организовать сортировку. Что является фруктом, а что овощем, что где растет? Причем, ведущим может быть, как педагог, так и кто-то из детей. Представляете, насколько высок эффект такого обучения, когда кто-то из ребят задает вопрос одногруппникам и самостоятельно проверяет их ответы? По такому же принципу можно отрабатывать диких и домашних животных, геометрические фигуры, счет…

Теоретически, возможности применения теневого театра в работе с детьми – бесконечны. А что на практике? Для реализации в своей работе такого направления, как теневой театр, надо не так уж и много. Нужна ширма, лампа-переноска и… желание. Есть готовые варианты комплектов для теневого театра, которые можно купить, но и самостоятельно изготовить ширму не сложно. Для этого нужна большого размера коробка и тонкая белая ткань. Что касается персонажей… Достаточно большое количество их представлено на просторах Интернета, но и под собственные нужды (сценарии) изготовить их не трудно. Потребуется принтер (или рисунок), достаточно плотная бумага и ножницы. Или еще, как вариант проработки сенсорных эталонов с детьми - совместное создание персонажей на занятии. Проходим треугольник: каждый ребенок в группе сделал по треугольнику разных размеров, и в конце занятия мы 3 минуты посвятили тому, что разыграли с детьми сценку. Отличный, на мой взгляд, способ закрепления пройденного на занятии!

 

Кораблина Александра,

 учитель-дефектолог

Городского психолого-педагогического центра

 https://gppc.ru/







Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...
Психолог Ожегова Наталья Викторовна
Консультация по Skype

Ожегова Наталья

Кандидат в личные терапевты. Индивидуальная и групповая психологическая работа....
Психолог Криженко Полина Юрьевна
Консультация по Skype

Криженко Полина

Практическая психология, психоанализ
Психолог Смирнова Кира Викторовна
Консультация по Skype

Смирнова Кира

Квалифицированный практический психолог.
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍