articles
На недавней встрече онлайн группы "Круг голосов", которую я провожу каждую среду в 19–30, мы обсуждали тему Архетипов звучания (коммуникации). Возникла она не случайно, а после того, как еще неделей ранее, мы исследовали как те или иные эмоции проявляются в звучании голоса, и можно ли, не зная текста, определить контекст. Другими словами, можно ли только слушая диалог на незнакомом языке определить, о чем примерно идет речь?
НО! Все получилось. Все, кто участвовал в эксперименте, не только очень близко по смыслу описали эмоции, но разложили их в динамике - как они менялись у действующих лиц по мере того, как сцены развивались. Определили раздражение, обиду, упрек, ненависть, насмешку, очарованность, страх, веселье.
Кратко мы вывели, например, что раздражение, злость и ярость — это очень канализированное (направленное на цель / собеседника) восходящие по тону и по скорости речи звучание, с резкой атакой и с увеличением энергии, так что вверху, при накале страстей, голос естественным образом переходит на крик.
Страх — это скорее приглушенное, с тенденцией к замедлению речи, звучание. В нем преобладают нисходящие мелодии, которые могут переходить на шепот. Энергия скорее убывает по мере развития эмоции. Однако при переходе в ужас, когда тревога зашкаливает, может происходить скачек энергии и разворот на визг.
То, насколько хорошо человек может различать такие нюансы, зависит от того, насколько хорошо у него натренирован слух. Но одного слуха недостаточно, еще очень важно хорошо ориентироваться в эмоциях, уметь их называть и описывать.
Те паттерны, которые мы услышали и описали - универсальны. Оказалось, что они характерны и для индийского, и для китайского языков, и характерны для русского, так как мы смогли их расшифровать.
Впервые догадку о том, что звук может нести архетипическую, то есть универсальную, понятную всем на глубинном уровне информацию, высказал Карл Юнг. В 1904 году он со своим коллегой Францем Риклиным провели серию экспериментов со словесными ассоциациями, которые привели к открытию психологического комплекса.
Группе здоровых взрослых и зачитывали по очереди 400 слов. После произнесения каждого слова испытуемого просили ответить первым словом, которое пришло ему в голову, это слово записывали и фиксировали время, которое понадобилось ему на ответ.
Весь эксперимент состоял из 4 серий. Первые две серии по 100 слов зачитывали без каких-либо помех, так что испытуемые могли располагать 100% своего внимания. 3-я серия проводилась в условиях внутреннего отвлечения, при котором испытуемый фокусировал свое внимание на восприятии акустических стимулов. В 4-ой серии, помимо словесных ассоциаций, испытуемый должен был делать карандашные пометки длиной в один сантиметр на листе бумаги в такт ударам метронома (Юнг, 1906, пункты 1-498).
Эксперимент позволил Юнгу и Риклину сделать вывод, что, когда испытуемый уставал или отвлекался, он отвечал словом, которое было связано со словом-стимулом только потому, что оно имеет похожее звучание, например, hat - cat, mouse - house (англ). Получалось, что при отвлечении внимания, слово-реакция подбиралось не по смыслу, а по звуку.
Юнг также обнаружил, что подобные реакции были распространены у детей, и чем меньше они были, тем больше в их реакциях было подражательства звуку, чем ассоциирование. Скорее всего домашние животные именно так и "учат" язык, они запоминают звуковые сочетания.
Юнг сделал очень важное открытие, он предположил, что такие звуковые реакции были пережитком примитивной и архаичной формы психологического функционирования и, что язык был вторичным развитием сознания, которому в жизни индивида и вида предшествует невербальное звукоизвлечение и звуковые ассоциации.
Юнг пишет (Jung, 1952, пункты 12-14), что изначально язык был скорее всего системой двигательных и имитационных звуков - звуков, которые выражают ужас, боязнь, гнев, любовь... звуков, которые имитируют шумы стихий: журчание воды, раскаты грома, рев ветра, звуки животного мира…
Таким образом, язык по своему происхождению и сути — это просто система знаков и символов, обозначающих реальные события или их отголосок в человеческой душе…
Так эксперименты с изучением речевых феноменов натолкнули К. Юнга на то, что есть некий глубинный слой, скорее всего пришедший из доречевой коммуникации, который воспринимается и расшифровывается нами бессознательно. Развивая эту идею, в последствии К. Юнг создал и описал концепцию Архетипов. Однако, будучи глубоко исследована, она, в своем конечном варианте, все-таки не содержала в себе звуковой слой, а сфокусировалась больше на лингвистическом или изобразительном выражении Архетипа, проявленном в картинах, литературе, мифологии, сновидениях и, прежде всего, в собственных вербальных текстах пациентов.
Позже, уже на основе теории Юнга, было проведено исследование универсальных свойств звучания и их воздействия на психику, которое привело к созданию теории архетипических базисных форм в музыке. В ее основу легли результаты анализа самых древних форм фольклора.
Дина Кирнарская - российский музыковед, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук - выделяет 4 основных типа музыкальных высказываний, которые мы можем называть звуковыми (коммуникативными) архетипами:
Зачастую именно звуковой смысл воспринимается человеком больше, чем суть вербального высказывания. Отсюда, кстати, и возникают коллизии в восприятии речи, когда, например, при ссорах, люди высказывают политкорректное заявление, но не подобающим тоном, выдавая свои подлинные чувства.
В процессе перевоплощения из homo sapiens в человека усложнялось социальное взаимодействие между людьми. Это порождало потребности в усложнении коммуникации.
Сначала они могли быть связаны только с передачей жизненно-важной информации, такой как сообщение об опасности, где еда, где ночлег и тп. То есть такой информации, которая связана с пространственно-временными и органическими процессами, укорененными в природе: телесно-кинестетическими, пространственными (ориентировка на местности, например) и органическими (голод, жажда и тп.).
На втором этапе, когда предположительно возникли устойчивые отношения между людьми, коммуникация потребовалась для передачи чувств, намерений, отношений. Это огромный пласт в социальной жизни, который уходит корнями еще в дочеловеческое общение, а в человеческом социуме переходит в новое качество, обусловленное новыми носителями информации — речью, музыкой и другими видами искусства.
И третий этап — это потребность в передаче знаний. Этот процесс предполагает существование особых знаковых систем — письменной речи, математических символов и других искусственных языков, созданных со специальной целью.
Система архетипов неразрывно связана со вторым этапом - потребностью в передаче эмоциональной информации, то есть с осуществлением социальной коммуникации.
Любое общество нуждается в том, чтобы в нем были определены социальные роли, которые бы принимались всеми членами общества, а также способы их утверждения и функционирования.
Архетипы звучания (коммуникации) являются одним из таких способов, так как они являются универсальными звуковыми, зрительно-пространственными и моторно-пластическими знаками, символизирующими определенные социальные отношения и роли.
Первый архетип - Архетип призыва. Он отмечен, согласно древнейшим фольклорным образцам, обозначает общение лидера и толпы: от лидера исходит побуждающий импульс, приказ, вдохновляющий знак, обладающий значительным общественным содержанием.
Предполагается, что он мог возникнуть в ходе военных конфликтов, охоты и других подобных ситуаций. Его отличает наличие определенной активности / энергии, агрессивности и пафоса. Его звуковой облик отличается громкостью, размашистой восходящей звуковой линией, широтой диапазона.
Зрительно-пространственный код архетипа призыва тяготеет к широким, часто зигзагообразным линиям, большому объему звуковой массы.
Моторно-пластические ассоциации связаны с призывными жестами, активными движениями, прыжками и толчками.
Архетип призыва известен также и в облегченном варианте, который используется в развлекательных жанрах, обладает менее властным и серьезным характером, а напротив, тяготеет к шутке, как например канкан или застольная песня.
Второй архетип - Архетип прошения. Он также известен из древнейших форм фольклора, связан с мольбой, молитвой о пощаде или ниспослании благ. Он присущ обращению низшего к высшему, слабого к сильному, зависимого к обладающему властью.
Он во всем противоположен архетипу призыва:
Звуковой облик архетипа прошения тяготеет к умеренно тихой звучности, плавным округлым звуковым линиям.
Его зрительно-пространственный рисунок и моторно-пластическое наполнение напоминают фигуру поклона, реверанса, гибкого ниспадающего жеста.
Вся лирическая сфера в музыке связана с архетипом прошения и опирается на его коды.
Третий архетип звучания - Архетип игры. Он построен на общении равных с равными в празднично-игровых ситуациях, где превосходство и социальные роли не важны, не учитываются и нивелированы. Таковы детские игры, хороводы и подобные им ситуации, когда члены общества ощущают единение в общей радости.
Здесь преобладают прерывистые, вьющиеся линии, тяготеющие к круговым движениям, равномерность ритма, увертливость жеста, скользящие моторно-пластические ассоциации.
Этот архетип распространен во многих видах виртуозной музыки, в шутливых и карнавальных сценах, подразумеваемых в разных музыкальных жанрах.
Четвертый архетип — Архетип медитации. Он связан с общением с самим собой, со своей душой и, быть может, с умопостигаемым божеством.
Здесь господствует тихая звучность, бесконечные лентообразные линии, вариантное развертывание ровных, без акцентных мелодических ходов.
Моторно-пластические ассоциации архетипа медитации тяготеют к качанию, кружению, маятникообразным движениям.
Многие религиозные песнопения в духовной музыке и, например, колыбельные песни в музыке светской — характерные примеры архетипа медитации, с которым связана вся углубленно-сосредоточенная сфера музыкального выражения.
Попробуйте, прочитав определения архетипов в предыдущем разделе, подобрать какие-то песни или другие музыкальные произведения к каждому из них.
Те архетипы, ассоциации к которым вам пришли быстро, скорее всего вами хорошо освоены. Возможно, это произошло благодаря тому, как прошло ваше детство, а может быть благодаря вашей сознательной работе, которую вы проделали, будучи уже взрослым, чтобы обрести определенные качества, социальные навыки и роли. Этот анализ может навести вас на интересные размышления и подарить несколько инсайтов о себе.
С другой стороны, вы можете обнаружить, что ассоциации к каким-то Архетипам звучания дались вам с трудом. А может быть вы все еще не подобрали ни один подходящий вариант. Это говорит о том, что этот архетип, а значит и его качества и роли вами не вполне освоены, вызывают трудности. Может быть также другая ситуация: вы подобрали песню к архетипу довольно быстро, но не можете долго удерживать ее звучание в голове, она ускользает, раздражает, вызывает неприятные ощущения в теле. Значит здесь тоже есть над чем поразмыслить.
В целом Архетип, а значит и ассоциированную с ним роль, можно считать освоенной, если вам легко воспринимать то, как он звучит. Можете дальше поработать с тем, чтобы подобрать подходящее звучание для неосвоенного вами Архетипа. Это может быть песня или инструментальное произведение, главное, чтобы его звучание вам нравилось.
Например, Архетип Призыва хорошо освоен людьми, которые полагаются только на себя, не могут позволить себе проявить слабость, они всегда впереди Планеты всей, энергичны и перенапряжены, им сложно дается расслабление. Когда они оказываются в Роли Зависимого, слабого, просящего, то часто испытывают стресс. Они также могут ощущать себя проигравшими, так как эта роль часто ассоциируется у них с потерей достоинства, они ее избегают. Архетип Прощения может звучать для них уничижающе, буквально как мольба на паперти: "… подайте, люди добрые, на пропитание…"
Музыка может помочь им сравнительно легко освоить Архетип прошения, а вместе с ним и присущую ему социальную роль. Для этого им нужно подобрать такое звучание, в котором для них будет проявляться просьба и достоинство одновременно (здесь «достоинство» я привожу для примера).
Работа через музыку поможет освоить им недостающий полюс, познакомившись его с состояниями и эмоциями, выраженными музыкально. Конечно, это только первый шаг. Но даже сделав его, вы можете узнать себя глубже.
И в заключении дам еще одну рекомендацию, которая позволит вам пойти еще дальше. Подберите себе песню, относящуюся к Архетипу, который вы хотите развивать, выучите ее и пропойте себе, близким, друзьям, людям, которым вы доверяете, в караоке, на вечеринке (нужное подчеркнуть). Интересно будет узнать, а что они услышали в вашем исполнении? Насколько совпало то, что они услышали со звучанием Архетипа, который вы осваиваете. Если совпало, то вуаля! Скорее всего состояние, которое вы раньше избегали, освоено.
___________ ... ___________
Телесно-голосовой терапевт, клинический психолог Ирина Борисевич
Здесь можно выбрать подходящий день и записаться ко мне на консультацию
Переходите в мой TELEGRAM-канал - Ирина Борисевич • ПРО ГОЛОС