articles Телесные наказания детей в семье как социально-педагогическая проблема
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Телесные наказания детей в семье как социально-педагогическая проблема



 

А.И.Аверьянов,

кандидат педагогических наук, доцент

Телесные наказания детей в семье как социально-педагогическая проблема

         Всплеск общественного и научного интереса к проблеме насилия над детьми как в России, так и за рубежом, определенно выводит ее в число самых злободневных и важных на сегодняшний день. Особенно активно в этой связи дискутируется вопрос о телесных наказаниях детей в семье.

Как известно, в 1989 году в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой и ратифицированной почти всеми государствами-членами ООН, было ясно заявлено, что несмотря на довольно распространенное  мнение, что внутрисемейные дела не касаются посторонних, власти должны защищать детей от всех форм насилия за семейными стенами. В 2004 году Парламентская Ассамблея Совета Европы призвала ввести общеевропейский запрет на телесные наказания. Она заявила, что “любое телесное наказание детей является нарушением их основных прав на человеческое достоинство и физическую неприкосновенность. Тот факт, что эти телесные наказания по-прежнему остаются законными в ряде государств, нарушает основополагающее право детей на такую юридическую защиту, как и у взрослых. В европейских обществах запрещено бить людей, а дети – это люди. Необходимо положить конец общественной и правовой приемлемости телесных наказаний детей”.

В 2006 году эта задача стала всемирной. В докладе, составленном на основании исследования Генерального секретаря ООН по вопросу о насилии в отношении детей и представленном на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, устанав­ливается плановый срок: 2009 год должен стать годом достижения всеобщего и повсеместного запрещения применения телесных нака­заний в отношении детей.

Что следует понимать под телесным наказанием? Одним из определений телесного наказания может быть следующее: это любое предпринятое с целью наказания ребенка действие, которое - будучи совершенным в отношении взрослого человека - рассматри­валось бы как противоправное нападение.

В Общем замечании к Конвенции, выпу­щенном Комитетом ООН по правам ребенка в 2006 году и содержащем официальное толкование обязательств государств в свете предъявля­емых им требований, дается следующее определение: телесное наказание - это любое наказание с применением физи­ческой силы и намерением причинить наказуемому физическую боль любой степени интенсивности или же неудобство, даже если оно незначительно. В большинстве случаев подобные наказания детей включают в себя побои (в виде «шлепков», «подзатыльников», «порки»), осуществляемые рукой или же с помощью соответствую­щих орудий, как то: прут, трость, ремень, тапок, линейка и т.д. К теле­сным наказаниям также относятся пинки, встряски, толкание ребен­ка, нанесение ему царапин, щипки, сдавливание, укусы, таскание за волосы, оплеухи, вынуждение ребенка сохранять продолжительное время неудобную позу, прижигания, ошпаривание, принуждение к принятию внутрь, например, слишком горячих, острых продуктов питания или же промывание рта ребенка мылом.

С точки зрения Комитета ООН по правам ребенка, телесные нака­зания неизменно унижают человеческое достоинство,<…>наносят удар по самооценке ребенка и направлены на то, чтобы унизить его, оскорбить, очернить, внушить чувство винов­ности, запугать, терроризировать или же высмеять.

Существует немало весомых причин, по которым телесные наказания детей следует искоренить. Вот лишь самые главные:

1.     во многих случаях телесные наказания могут подорвать права ребенка на образование, развитие, охрану его здоровья и даже само право на жизнь;

2.     могут принести серьезный вред физическому и психологическому состоянию ребенка;

3.     приучают ребенка к тому, что насилие - вполне приемлемый и подходящий метод решения спорных вопросов и получения от других желаемого;

4.     неэффективны как мера дисциплинарного воздействия.

         Если на законодательном уровне, благодаря усилиям Совета Европы, ООН и правительствам отдельных государств, телесные наказания осуждаются и запрещаются, правда, не без дискуссий и трудностей, то что же происходит на уровне общественного сознания?   

          Как отмечает И.С.Кон, анализируя проблему телесных наказаний в мире, «многие родители во всех странах считают их законными и неизбежными. По данным массовых опросов, 90 % американских родителей «верят» в порку, даже среди семей среднего класса, которые значительно либеральнее рабочих и фермерских семей, в нее «не верят» лишь 17 %» (Кон, 2009).

         Советская власть, как известно, телесные наказания запретила. Запрещены они и в современной России. А что с общественным мнением? Обращаясь к наиболее авторитетным опросам, проведенным в нашей стране (всесоюзный опрос ВЦИОМ в 1992 г., национальные опросы Левада‑Центра в 2000 и 2004 гг., опросы ФОМ в 2004 и 2008 гг., национальный опрос Исследовательского центра портала SuperJob.ru в 2008 г.), И.С.Кон в своей книге «Мальчик – отец мужчины» представляет следующие данные:

«На вопрос всесоюзной анкеты ВЦИОМ (апрель 1992 г.) «Допустимо ли наказывать детей физически?» утвердительно ответили только 16 % россиян, против высказались 58 % опрошенных.

При опросе ФОМ в 2004 г. телесные наказания детей сочли допустимыми свыше половины – 54 % россиян, против высказались 47 %. Наиболее либеральны москвичи – 48 %, молодежь от 18 до 24 лет – 50 % и те, кого в детстве физически не наказывали, – 52 % (Преснякова, 2004).

При опросе ФОМ в 2008 г. с мнением, что телесные наказания детей школьного возраста «иногда необходимы», согласились 67 %.

На вопрос Левада‑Центра (2004 г.) «Имеют ли право родители подростка 13–14 лет наказывать его физически?» утвердительно ответили 37 % (в 2000 г. было 27 %), отрицательно – 61 % (Зоркая, Леонова, 2004).

В опросе Исследовательского центра портала SuperJob.ru (март 2008 г.) телесные наказания сочли необходимым методом воспитания лишь 9 % россиян. Некоторые считают, что такая мера допустима только в отношении мальчиков.  Другие апеллируют к собственному опыту: «Нас же тоже шлепали, и ничего… Выросли нормальными». «На себе испытала – полезно». Что физическое воздействие на детей с воспитательными целями крайне нежелательно и допустимо только в исключительных случаях, считают 61 % россиян. Но лишь 30 % считают телесное наказание детей в принципе недопустимым, полагая, что применение ремня или подзатыльников порождает лишь «негативную реакцию, страх, подавляет самостоятельность», «способствует развитию у ребенка различных комплексов».

Мужчин, считающих телесные наказания неотъемлемой частью воспитательного процесса, вдвое больше, чем женщин (12 % против 6 %), а неприемлемыми их считают 34 % женщин и 25 % мужчин. Чаще других о пользе шлепка и подзатыльника говорили люди старше 50 лет, а наибольшее число их противников – среди молодежи до 20 лет. Категорически против телесных наказаний 25 % россиян, имеющих детей, и каждый третий (33 %) среди бездетных. Личный опыт опрошенных тесно связан с их возрастом. Из респондентов ФОМ (2004 г.) не испытали физических наказаний 27 %, испытали – 40 %. «Били тем, что было под рукой», «веревкой, палкой», «крапивой или прутиком», «офицерским ремнем». О реальном смягчении нравов ясно говорят возрастные показатели: среди 18‑24‑летних непоротых оказалось 33 %, а среди 55‑64‑летних – лишь 18 %.

В опросе ФОМ 2008 г. телесные наказания пережил каждый второй респондент, в том числе 16 % – часто и 33 % – редко. Мальчиков наказывали значительно чаще, чем девочек: совсем не наказывали 40 % мужчин и 55 % женщин, часто – 20 и 12 %, редко – 37 и 29 %. При этом 52 % мужчин и 32 % женщин считают, что их пороли заслуженно.

Своих собственных детей или детей, в воспитании которых они принимают или принимали участие, физически наказывали 25 % участников опроса (примерно треть от числа имеющих опыт воспитания детей); причем 10 % сожалеют об этом, а 14 % не сожалеют». И хотя, как отмечает И.С.Кон, выборки в этих исследованиях не вполне сопоставимы, пища для ума тут есть.

            В октябре 2009 года среди студентов МГПИ мной было проведено небольшое исследование по проблеме телесных наказаний. В опросе приняли участие  студенты 1-го курса филологического факультета (дневное отделение) и 3-го курса факультета педагогики и методики дошкольного образования (заочное отделение), всего 139 человек. Возраст респондентов – от 16 до 55 лет. Вот какие данные мы получили.

         На вопрос «Подвергались ли Вы телесным наказаниям?» 74% респондентов ответили утвердительно. В 41,7% случаях ребенка наказывала мать, в 12,9% - отец, оба родителя наказывали в 10,8% случаях. Эта тенденция – матери наказывают детей чаще – подтверждается и рядом других исследований.

Как считает И.С.Кон, это может быть обусловлено тем, что они проводят с детьми, особенно маленькими, больше времени и несут за них непосредственную ответственность. Вместе с тем, касаемо нашего исследования, в ряде случаев нужно иметь ввиду, что дети могли воспитываться в неполной семье. Примечателен один комментарий, который сделала студентка: «отцовские наказания обижают больше и кажутся чаще несправедливыми».

         Какие формы телесных наказаний используются родителями чаще всего? 36,7% респондентов отметили, что использовался  ремень,  18,7% - били разными предметами по разным частям тела (тапочками, сапогами, книгами, газетой, вениками, шнурами, кипятильниками, хворостиной, полотенцем и т.д.), 17,3%  – ладошкой по мягкому месту, 10% -  подзатыльник,  10% - удар рукой по разным частям тела, 7,2% - пощечина или удар по лицу кулаком, 4,3% - ставили в угол, 1,4% - таскали за волосы. При этом студенты оставили следующие комментарии: «очень обидно и неприятно, когда родители бьют по лицу», «самое «мягкое» и безобидное наказание – по попе ладошкой», «правильнее» наказывать каким-то предметом, а не рукой или ладошкой».

         На вопрос «Какой воспитательный эффект возымели телесные наказания?» были получены следующие ответы: 18% респондентов ответили, что эффект отрицательный и долгосрочный, 25,9% отметили отрицательный краткосрочный эффект, 14,4% считают, что эффект определенно положительный и долгосрочный, 11,5% считают эффект положительным краткосрочным, а 30% опрашиваемых затруднились однозначно ответить на этот вопрос. Таким образом, очевидно, что почти 44% студентов считают эффект от телесных наказаний отрицательным и лишь каждый четвертый (25,9%) - положительным.

         Последний вопрос, который меня интересовал, это вопрос «Собираетесь ли Вы использовать (или уже используете) телесные наказания по отношению к своим детям?». Полученные ответы распределились следующим образом: 9,4% респондентов считают телесные наказания необходимым условием воспитания ребенка, 23,7% не применяют и никогда не собираются применять телесные наказания в отношении собственных детей, 66,9% - считают для себя возможным применение телесных наказаний в исключительных случаях. Кто будет определять исключительность конкретного случая и в чем она будет заключаться, думаю, понятно и без комментариев.

         Интересно отметить, что значимых корреляций между возрастом респондентов, их личным опытом и использованием ими телесных наказаний в отношении своих детей не выявлено.

         Таким образом, наш опрос работающих и будущих педагогов, причем подавляющее большинство респондентов – представители женского пола (!),  подтверждает общероссийскую (и не только) тенденцию, связанную с весьма снисходительным отношением к телесным наказаниям в семье.

Между тем, - снова сошлемся на данные, приводимые в книге И.С.Кона «Мальчик – отец мужчины», -  «по данным комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи, по заказу которого в 2001 г. было проведено масштабное исследование, в России около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно подвергаются избиению в семье. Более 50 тысяч таких ребят убегают из дома. При этом мальчиков бьют в три раза чаще, чем девочек. Две трети избитых – дошкольники. 10 % зверски избитых и помещенных в стационар детей умирают. Число избиваемых детей ежегодно растет. По данным опросов правозащитных организаций, около 60 % детей сталкиваются с насилием в семье, а 30 % – в школах. Уголовная статистика отражает лишь 5‑10 % реального количества избиений (Гетманский, Коныгина, 2004).

По данным президента Д. А. Медведева, в 2008 г. жертвами насилия в России стали 126 тыс. детей, из которых 1 914 погибли, 12,5 тыс. числятся в розыске. Потенциальными жертвами насилия считаются еще 760 тыс. детей, которые живут в социально опасных условиях. Проблема, по мнению президента, «выходит за рамки собственно правоохранительной деятельности» (газета «Коммерсант», 17 марта 2009 г.)».

         Следует признать, что современная семья – это уже не та семья, с которой было связано наше представление о ней в прошлом: изменились формы организации партнерских отношений, претерпело изменение восприятие ребенка, возникли новые, более серьезные риски и опасности, воздействующие на семью, и т.д.

         Сегодня в отношении детей, как отмечает Совет Европы,  необходимо культивировать позитивное воспитание.

Позитивное воспитание предполагает, что на главном месте у родителей стоят высшие интересы ребенка, реализуемые через вос­питание, развитие самостоятельности, признание его человеческой ценности и помощь в самоопределении при одновременном установлении рамок, за которые нельзя переходить,  - и все это для того, чтобы способствовать гармоничному развитию ребенка. Позитивный подход к родительским обязанностям основывается на уважении прав человека применительно к ребенку и, соответственно, на создании ненасильственной обстановки, в которой родители не прибегают к телесным и унижающим человеческое достоинство наказаниям для разрешения конфликтных ситуаций или для обучения дисциплине и уважению к окружающим. Такой подход является альтернативой насилию. Естественно, применять его надо в зависимости от степени зрелости ребенка и конкретной ситуации: совсем маленького ребенка можно успокоить шуткой, от более взрослого потребовать, чтобы он исправил свой проступок и возместил причиненный вред. Если накал страстей слишком велик, родители должны найти в себе силы выйти из ситуации, прервать разговор и вернуться к нему позже. По большей части, к телесным наказаниям прибегают переутомившиеся, измотан­ные родители, просто потерявшие над собой контроль.

Для того чтобы помочь ребенку максимально реализовать свои способности, родители должны:

·        воспитывать ребенка, удовлетворяя его потребность в любви и безопасности;

·        прививать ребенку моральные ценности, способствовать полноценному развитию его личности. Это предполагает установ­ление определенных норм поведения, в чем основополагающую роль играет личный положительный пример, подаваемый родите­лями. При обозначении того, что не соответствует нормам хорошего поведения, и при установлении ограничений чрезвычайно важно довести до сознания ребенка, что это делается, прежде всего, для его же безопасности и для становления его собственных жизненных ценностей;

·        удовлетворять потребность ребенка в признании его как личности.
Ребенок нуждается в повышенном внимании к себе: он хочет, чтобы его замечали, чтобы к нему прислушивались, иными словами, - чтобы его ценили как личность. Необходимо, чтобы родители проявляли интерес к повседневной жизни своих детей, выслушивали их и пытались понять их точку зрения;

·        воспитывать самостоятельность, то есть укреплять веру ребенка в свои знания и умения, повышать способность контро­лировать себя и воздействовать на поведение окружающих.

Для того чтобы помочь детям научиться позитивному поведению, родителям необходимо:

·        постоянно уделять им внимание, интересоваться их отношениями со сверстниками и учебой в школе, по мере того, как дети взрослеют;

·        помогать детям понять возможные последствия тех или иных принимаемых ими решений;

·        поощрять особым вниманием и похвалой любые положительные моменты в поведении детей и игнорировать мелкие нежелательные проступки;

·       быть примером для детей в поведении, проявлять уважение в обще­нии с ними и показывать конструктивные способы разрешения кон­фликтов.

Таким образом, проблема полного искоренения телесных наказаний – проблема сложная и комплексная. Ее следует решать на многих уровнях и по многим направлениям и, прежде всего, в законодательной реформе, в политике (в частности, по защите детей и профилактике насилия в их отношении); в привлечении внимания общественного мнения к этой проблеме.

         Известный польский педагог Януш Корчак писал когда-то: «В мире есть много ужасных вещей, но самое ужасное, - это когда ребенок боится своего отца, мать или учителя».

                                                         Литература:

1.     Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. – М., 2009. – С. 380-419.

2.     «Право на сохранение физической неприкосновенности», специальный доклад Томаса Хаммарберга, Комиссара Совета Европы по правам человека, 6 июня 2006 г. См.: http://www.coe.int/children (speeches, Hammarberg).

3.     Искоренение телесных наказаний детей. Вопросы и ответы.

См. http://www.coe.int/t/dg3/corporalpunishment/pdf/RussianQuestionAnswers.pdf

4.     Педагогический арсенал: физические наказания. Опрос ФОМ от 22.05.2008г.

См.  http://bd.fom.ru/report/cat/cult/edu_edu/d082025

Переслал А.В.Иванову 26.10.09 для конференции «Социально-педагогическая поддержка детей», 6.11.2009

 






Об авторе статьи

`
Аверьянов Алексей Иванович

Рейтинг психолога: 7 7

Аверьянов Алексей Иванович

Психолог-консультант, логотерапевт, член Восточно-Европейской ассоциации экзистенциальных терапевтов, член Международной ассоциации логотерапии и экзистенциального анализа, Почетный член Международной профессиональной ассоциации психологов, кандидат...
Город: Москва Стоимость приема: 7000 рублей
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍