articles
Очень часто я слышу от клиентов, особенно на первом году терапии, что детство у них было хорошее, но в целом они плохо помнят свои ранние детские годы…
Но то, что разум не помнит, не значит, что тело ничего не запомнило.
К большому сожалению, и общество, и семья могут травмировать ребенка бесчисленными способами. В детстве, когда мы наиболее беспомощны и зависимы, восприятие событий и сами события имеют только одно значение: ребенок именно буквально воспринимает угрозу от родителя как угрозу своему существованию. Внутри тела ребенка разыгрывается драма, и ребенок чувствует себя ни на что не годным и недостойными. Это приводит к разрыву его связи с самим собой. Ребенок адаптируется к требованиям взрослых в ущерб себе, отрицая и подавляя свои истинные потребности и желания.
Травма создает фундаментальное ощущение, что ради выживания мы должны предать самих себя.
Когда живешь в семье, которая не поддерживает тебя и откровенно угрожает, когда нет конца постоянным унижениям и принуждениям в школе, на улице среди сверстников – начинаешь существовать в перманентном состоянии травмы, как бы все время в «состоянии относительной беспомощности» с фрагментированным ощущением себя и жизни в целом.
Ребенок отстраняется, замыкается и становится неспособен хранить воспоминания о своем детстве. И получается, что травмирующий опыт детства нам самим уже не так очевиден – это картина обезличенной реальности, в которой травмирующий опыт застыл во времени, а воспоминания закрыты для психики.
Вы замечали, как ваше тело привычно сжимается в ответ на угрозу? Например, как начинаете защищаться, напрягаете плечи и мышцы челюсти, разговаривая с мамой по телефону? Вы отстраняетесь, отключаетесь, не чувствуете свое тело, оказавшись в новом месте среди незнакомых людей? Понаблюдайте за собой без всякого осуждения. Постарайтесь заметить свою реакцию и способ защиты. Это травма, которая диффузно запечатлелась в теле.
Способность менять свои эмоциональные реакции имеет важнейшее значение для общего благополучия и эффективного удовлетворения потребностей жизни. Одним из главных симптомов таких событий, как травма, которые подавляют наши способности успешно справляться с трудностями и адаптироваться к ним, является сдвиг в нашем внутреннем базовом ориентире, который приводит к повторяющейся активации травмирующего события. Это может привести к настороженности и повышенной чувствительности к сигналам окружающей среды, что отражается в неадекватных эмоциональных реакциях и динамике вегетативной нервной системы – все это тесно связано с нашей физиологией и взаимодействиями между физиологическими, когнитивными и эмоциональными системами.
В том, чтобы не верить любой появляющейся мысли и понимать, что мы – те, кто мыслим, а не сами мысли, кроется огромная свобода. Наш разум – мощный инструмент, и если мы не осознаем разницы между подлинным Я и своими мыслями, мы передаем мыслям слишком большой контроль над своей повседневной жизнью.
Вот почему так важна связь между сердцем и мозгом, разумом и телом. Согласованность информации от внешнего мира и событий и физиологических процессов нервной системы с внутренними ритмами тела играет важнейшую роль в качестве чувств и эмоций, которые испытывает человек. Собственно, это и называется гармонией.
В книге "Страх жизни" Александр Лоуэн, психоаналитик и основоположник биоэнергетического анализа, рассуждает не только о методах психотерапии, но и о смысле жизни и бытия человека.