articles
Средний возраст – это время, когда люди лишаются душевного равновесия и теряют точку опоры, оказавшись «подвешенными» - в социальном или психологическом плане. Они совершают самые разные кардинальные изменения в своей жизни, порывают со своими корнями и начинают странствовать, не зная покоя, в поисках чего-то, но чего именно?
Земную жизнь, пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Данте («Ад»).
Эти строки Данте, создают у нас образ состояния психики, наступающего у людей в среднем возрасте, как только они попадают в область, которая им кажется темной, незнакомой и пустынной. Для многих из нас это состояние действительно является темной ночью души, погружением в область чувств и переживаний, которые возникают совершенно неожиданно и без всякого принуждения. К нам приходит середина жизни; мы ее не зовем, и она не спрашивает у нас на то разрешения.
То, что середина жизни часто становится периодом расстройств и потрясений. Сложности, связанные с этим периодом жизни, и специфические переживания, происходящие в это время, часто удивительны по своей природе и по своей интенсивности. Юнгианский аналитик Мюррей Стайн называет такое состояние «лиминальностью», оно характерно, для всех переходных периодов в жизни. Само слово произошло от латинского языка, и буквально означает «дверной проем» или «порог». Входя в дом или выходя из него, человек пересекает дверной проем, он находится в зоне «лиминальности», даже если это длиться, не более секунды.
Здесь образ Гермеса набирает архетипическую силу. Все архетипы по своему, управляют сознанием, и архетипический образ Гермеса делает это с помощью своего жезла. Гермес – это волшебник, который может погрузить психологические защиты в сон, а так же пробудить их бдительность при появлении угрозы. И он больше действует украдкой, чем силой.
Греческий бог Гермес – бог границ и переходов, путей и дорог, пролегающих через море и сушу, бог таких очагов культуры, как ярмарки, рынки и базары, где совершаются торговые сделки, которые далеко не всегда являются честными – этот бог, воплощает тип сознания, который, по существу, возникает именно в переходные периоды и в пограничном пространстве.
Гермес и лиминальность появляются совершенно неожиданно в форме сновидений, фантазий и синхроничных событий. Возможно, нам следует освободить свой подход, как лиминальность освобождает душу от разных упорядоченных структур и потом «Гермесовым методом» пускаться в «свободное плаванье», в ассоциативное блуждание по средствам инсайтов, возвращений назад, риторических повторов, хитрости и «воровства». Мозговой штурм, инсайты, удачные находки, интуитивные догадки, игра сновидений, если все это объединить и свободно использовать, разве наши действия не будут соответствовать стилю Гермеса?
Есть еще одна характерная особенность «Гермесова» метода, и ее следует узнавать и сознательно учитывать и использовать, если стремиться к тому, что бы с пользой применять этот метод. Речь идет о том, что происходит, если вдруг улыбнеться удача, сработает чужая мысль, неожиданно случиться психологический инсайт, а так же о сознательной установке, которая объясняет происходящее. Гермес не просто включает в себя все это, и «Гермесов» метод не может заключаться лишь в нагромождении в общую кучу всех интересных, ничем не связанных между собой наблюдений, если человек, который его применяет, делает это искренне. «Находку» следует взять и искусно трансформировать в присущей Гермесу манере. Как он сделал это с черепахой, которую нашел возле пещеры. Гермес использовал ее панцирь, что бы сделать основание для лиры, что описывает античный поэт и писатель Гомер в «Гимне к Гермесу».
Такой подход в проживании кризиса среднего возраста или «темной ночи души», может облегчить путь странствующего, ориентируясь на свет в темноте…