articles Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок



Струк­ту­ра лич­но­сти пер­во­го по­ряд­ка

Ро­ди­тель, Взрос­лый, Ре­бе­нок

Стро­и­тель­ны­ми "кир­пи­чи­ка­ми" тран­закт­но­го Ана­ли­за Э. Бер­на яв­ля­ют­ся эго-со­сто­я­ния, ко­то­рые Берн опре­де­ля­ет как до­ступ­ные на­блю­де­нию пси­хо­ло­ги­чес­кие по­зи­ции, при­ни­ма­е­мые че­ло­ве­ком.

Про­стая диа­грам­ма эго-со­сто­я­ний (струк­ту­ра лич­но­сти пер­во­го по­ряд­ка) предств­ле­на в ви­де трех эго-со­сто­я­ний: Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок (в ТА боль­шая бук­ва в сло­вах Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок озна­ча­ет, что речь идет об эго-со­сто­я­ни­ях, а не о ре­аль­ных ро­ди­те­ле, взрос­лом или ре­бен­ке).

Эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель (Рд) - это объ­еди­не­ние то­го, что по­лу­че­но от ро­ди­те­лей или лю­дей, их за­ме­ня­ю­щих, и та ин­фор­ма­ция о вос­пи­та­нии, ко­то­рую че­ло­век узнал и вос­при­нял. Лю­ди ве­дут се­бя так, как ве­ли се­бя их ро­ди­те­ли, и мыс­лен­но по­сы­ла­ют са­ми се­бе со­об­ще­ния о по­ве­де­нии, мыс­лях и чув­ствах - со­об­ще­ния, как по­лу­чен­ные от дру­гих, так и сфор­му­ли­ро­ван­ные са­мо­сто­я­тель­но.

>Эго-со­сто­я­ние Взрос­лый (В) - это часть ду­маю­щая, на­кап­ли­ва­ю­щая и вос­ста­нав­ли­ва­ю­щая ин­фор­ма­цию, ве­ду­щая се­бя без­эмо­цио­наль­но.

Эго-со­сто­я­ние Ре­бе­нок (Рб, в дру­гих пе­ре­во­дах: Д - Ди­тя) - это та часть че­ло­ве­ка, ко­то­рая ду­ма­ет, чув­ству­ет и ве­дет се­бя так, как он вел се­бя в про­шлом... ча­ще все­го в дет­стве, но ино­гда и во взрос­лом со­сто­я­нии.

Струк­ту­ра лич­но­сти вто­ро­го по­ряд­ка

На ри­сун­ке ни­же по­ка­за­на рас­ши­рен­ная си­сте­ма трех эго-со­сто­я­ний (струк­ту­ра лич­но­сти вто­ро­го по­ряд­ка)​
Струк­ту­ра лич­но­сти

Эго-со­сто­я­ние Ре­бе­нок

Ран­ний ре­бе­нок (Рб1, Ре­бе­нок в Ре­бен­ке)

Дет­ское эго-со­сто­я­ние

Чтобы лег­че по­нять раз­ви­тие эго-со­сто­я­ний, по­лез­но сна­ча­ла рас­смот­реть, как стро­ит ре­бе­нок в до­вер­баль­ном воз­расте (до то­го, как он начнет раз­го­ва­ри­вать) свои пер­вые эго-со­сто­я­ния: ран­не­го Ре­бен­кам (Рб1), ран­не­го Взрос­ло­го (В1) и ран­не­го Ро­ди­те­ля (Рд1).

Мла­де­нец рож­да­ет­ся с функ­ци­о­ни­ру­ю­щим те­лом и на­бо­ром им­пуль­сов: он ис­пы­ты­ва­ет го­лод, он пьет, он ис­поль­зу­ет пе­лен­ки по на­зна­че­нию, он ве­дет се­бя прак­ти­че­ски так же, как и все мла­ден­цы. Его ос­нов­ные им­пуль­сы ре­а­ли­зу­ют­ся в на­блю­да­е­мом по­ве­де­нии и без внеш­ней ин­фор­ма­ции и мо­де­лей по­ве­де­ния.

В ТА за­фик­си­ро­ва­ны неко­то­рые фе­но­ме­но­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки ма­лень­ко­го ре­бен­ка, на­зы­ва­е­мые эго-со­сто­я­ни­ем ран­не­го Ре­бен­ка - со­сто­я­ни­ем су­ще­ство­ва­ния на мла­ден­че­ском уровне. В лю­бой мо­мент раз­ви­тия ре­бен­ка, ес­ли он ве­дет се­бя как мла­де­нец, мы го­во­рим, что он на­хо­дит­ся в сво­ем ран­нем Ре­бен­ке. Ес­ли в пя­ти­лет­нем воз­расте ре­бе­нок, по­лу­чив трав­му, на­чи­на­ет ве­сти се­бя как мла­де­нец - хны­кать, со­сать па­лец, мо­чить­ся в тру­сы - и не об­ща­ет­ся с окру­жа­ю­щи­ми, мы го­во­рим, что он на­хо­дит­ся в сво­ем эго-со­сто­я­нии ран­не­го Ре­бен­ка. Это эго-со­сто­я­ние по­ка­за­но на рис. 3, на ко­то­ром боль­шой круг озна­ча­ет все­го Ре­бен­ка, а внут­рен­ний ма­лень­кий круг - мла­ден­ца в Ре­бен­ке (или ре­бен­ка в Ре­бен­ке), обо­зна­ча­е­мо­го в ТА Рб1. Весь Ре­бе­нок обо­зна­ча­ет­ся Рб2.

Ран­ний Ре­бе­нок - это ис­точ­ник, чи­стый род­ник чувств. Ес­ли мла­де­нец окру­жен лю­бо­вью и за­бо­той, Рб1 ста­но­вит­ся не про­сто ос­нов­ным сти­му­лом к жиз­ни, а сти­му­лом ра­дост­ным и вдох­нов­ля­ю­щим.

Ран­ний Взрос­лый (В1, Взрос­лый в Ре­бен­ке)

По­сте­пен­но мла­де­нец на­чи­на­ет на­блю­дать за сво­им окру­же­ни­ем и за со­бой и со­зда­вать ран­не­го Взрос­ло­го (ко­то­ро­го Берн на­зы­ва­ет "Ма­лень­кий Про­фес­сор" из-за при­су­щей ему ин­ту­и­ции). Этот стро­я­щий­ся Взрос­лый обо­зна­ча­ет­ся В1 (см. рис. 3.). Мла­де­нец осо­зна­ет, что грудь или бу­ты­лоч­ка не яв­ля­ют­ся ча­стью его те­ла, а по­яв­ля­ют­ся и ис­че­за­ют; он осо­зна­ет, что паль­цы ног и рук, на­про­тив, при­над­ле­жат ему и ими мож­но управ­лять. Мла­де­нец со­зда­ет свой ма­лень­кий банк ин­фор­ма­ции, склад. Он об­ра­ба­ты­ва­ет ин­фор­ма­цию и де­ла­ет вы­во­ды, ос­но­ван­ные на ре­зуль­та­тах об­ра­бот­ки. Ин­фор­ма­ция до­вер­баль­ная и со­сто­ит из ощу­ще­ний, ча­сто за­по­ми­на­е­мых как кар­тин­ки. Боб Гул­динг ле­чил ши­зо­ф­ре­ни­ков, у ко­то­рых вос­по­ми­на­ния из ран­не­го дет­ства со­хра­ни­лись в ви­де кар­ти­нок, и ес­ли во вре­мя те­ра­пии у них на­блю­да­лось ухуд­ше­ние, им тре­бо­ва­лось мно­го уси­лий, чтобы най­ти сло­ва для опи­са­ния сво­их ощу­ще­ний. Чтобы опи­сать, что они чув­ство­ва­ли в ран­ней (про­ис­хо­див­шей в ран­нем дет­стве) сцене, им ча­сто необ­хо­ди­мо бы­ло вер­нуть­ся (в те­ра­пев­ти­че­ской сцене) в бо­лее стар­ший воз­раст.

Ко­гда мла­де­нец на­чи­на­ет "ду­мать", на­блю­дать, на­кап­ли­вать ин­фор­ма­цию и по­сту­пать в со­от­вет­ствии с на­блю­де­ни­я­ми и на­коп­лен­ны­ми дан­ны­ми, этот при­ми­тив­ный, невер­баль­ный Взрос­лый оста­ет­ся внут­ри эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок. Неко­то­рые на­зы­ва­ют его ма­лень­ким Взрос­лым или ин­ту­и­тив­ным Взрос­лым. Как мы уже упо­ми­на­ли вы­ше, Берн неж­но на­зы­ва­ет его Ма­лень­ким Про­фес­со­ром, по­то­му что в сво­их на­блю­де­ни­ях и ре­ак­ци­ях на окру­жа­ю­щий мир ре­бе­нок по­рой вы­гля­дит по­ра­зи­тель­но муд­рым и ин­ту­и­тив­ным. Хо­тя вре­ме­на­ми он мо­жет быть на удив­ле­ние со­об­ра­зи­тель­ным, ис­поль­зуя лишь невер­баль­ные под­сказ­ки для объ­яс­не­ния про­ис­хо­дя­ще­го во­круг, он на­кап­ли­ва­ет так­же и оши­боч­ную ин­фор­ма­цию и по­сту­па­ет в со­от­вет­ствии с ней. На­при­мер, внук Мэ­ри Гул­динг, Брай­ан, сле­зал вниз по лест­ни­це го­ло­вой впе­ред и орал как ре­за­ный, ко­гда мы пы­та­лись по­вер­нуть его но­га­ми впе­ред. В этом воз­расте его ран­ний Взрос­лый (В1) раз­ра­бо­тал ме­тод "вниз го­ло­вой", ве­ро­ят­но, для то­го, чтобы Брай­ан мог ви­деть, ку­да пол­зет.

Ран­ний Ро­ди­тель (Р1, Ро­ди­тель в Ре­бен­ке)

Ма­лень­кий ре­бе­нок так­же со­зда­ет эго-со­сто­я­ние ру­ди­мен­тар­но­го Ро­ди­те­ля, обо­зна­ча­е­мое Рд1 (см. рис. 3). Ко­гда Брай­а­ну (вну­ку Мэ­ри) бы­ло три ме­ся­ца, а вну­ку Бо­ба, Ро­бер­ту - 13, Ро­берт лю­бил при­жи­мать го­ло­ву Брай­а­на к сво­ей гру­ди, пол­но­стью ко­пи­руя ма­мин жест. Это бы­ло пер­вое про­яв­ле­ние ран­не­го Ро­ди­те­ля Ро­бер­та. В дру­гие мо­мен­ты он пе­ре­хо­дил в эго-со­сто­я­ние ран­ний Ре­бе­нок, Рб1; на­при­мер, по­хи­щал у Брай­а­на по­гре­муш­ку. За­тем, ко­гда взрос­лые вме­ши­ва­лись, он ис­поль­зо­вал сво­е­го ран­не­го Взрос­ло­го, В1, что­бы вы­яс­нить, мож­но ли со­хра­нить по­гре­муш­ку, под­су­нув Брай­а­ну дру­гую иг­руш­ку.

Та­ким об­ра­зом, Ран­ний Ро­ди­тель - это вклю­че­ние ре­аль­но­го ро­ди­те­ля невер­баль­ным ре­бен­ком, и со­сто­ит он из ран­не­го, пред­ше­ствую­ще­го по­ни­ма­нию язы­ка, дет­ско­го вос­при­я­тия ро­ди­тель­ских по­ве­де­ния и чувств. Так, ес­ли мать и отец в ка­че­стве средств вос­пи­та­ния при­ме­ня­ют на­ка­за­ние, на­при­мер, бра­нят и на­ка­зы­ва­ют ре­бен­ка за со­са­ние паль­ца, ре­бе­нок мо­жет вклю­чить их "на­ка­зы­ва­тель­ное" по­ве­де­ние и "бран­ную" эмо­цию в сво­е­го ран­не­го Ро­ди­те­ля. Поз­же с по­зи­ции сво­е­го ран­него Ро­ди­те­ля он мо­жет со­вер­шен­но ир­ра­цио­наль­но бра­нить се­бя, аф­фек­ти­ро­ва­но, ча­ще все­го невер­баль­но и чув­ство­вать к се­бе отвра­ще­ние. Ес­ли он не из­ме­нит­ся, то, став ро­ди­те­лем, он мо­жет неожи­дан­но для се­бя взо­рвать­ся при ви­де сво­е­го ре­бен­ка, со­су­ще­го па­лец, и пе­ре­дать то­му нера­зум­ное, пре­уве­ли­чен­но от­ри­ца­тель­ное мне­ние о со­са­нии паль­цев.

Рд1 со­сто­ит не толь­ко из та­ких ир­ра­цио­наль­ных и де­струк­тив­ных эле­мен­тов, оно со­дер­жит в се­бе так­же как вос­пи­ты­ва­ю­щую часть Рд1, так и вклю­че­ние ра­дост­ных, вол­ну­ю­щих со­об­ще­ний, по­лу­ча­е­мых от ро­ди­тель­ско­го эго-со­сто­я­ния Ре­бен­ка.

Обыч­но сча­стье и спо­соб­ность иг­рать рас­смат­ри­ва­ют­ся как есте­ствен­ные усло­вия дет­ства. О раз­ре­ше­нии быть ра­дост­ным и ве­се­лым, ко­то­рое ре­бе­нок по­лу­ча­ет от ве­се­лых ма­мы и па­пы, на­пи­са­но немно­го. Мы не бу­дем спо­рить с тем, что ре­бе­нок есте­ствен­но раз­ви­ва­ет в се­бе спо­соб­ность иг­рать и сво­бод­ный дух. Тем не ме­нее, мы ду­ма­ем, что ро­ди­те­лей слиш­ком ча­сто упре­ка­ют за то нега­тив­ное, что есть в ре­бен­ке, и недо­ста­точ­но хва­лят за об­раз­цы ра­до­сти, ко­то­рые они да­рят сво­им де­тям. Ощу­ща­е­мые мно­ги­ми ро­ди­те­ля­ми ра­дость и вкус к жиз­ни так­же вклю­ча­ют­ся в эго-со­сто­я­ние ран­ний Ро­ди­тель и ста­но­вят­ся раз­ре­ше­ни­ем ра­до­вать­ся жиз­ни. Вспо­ми­на­ет­ся ма­лень­кий сын од­но­го на­ше­го зна­ко­мо­го пси­хи­ат­ра. Про­хо­дя вслед за от­цом, че­ло­ве­ком зна­чи­тель­но­го ро­ста, сквозь га­раж­ные во­ро­та, он все­гда с эн­ту­зи­аз­мом на­кло­нял го­ло­ву, в точ­но­сти по­вто­ряя от­цов­ское дви­же­ние. Ко­пи­руя от­ца, он од­новре­мен­но вби­рал в се­бя от­цов­ский ра­дост­ный под­ход к жиз­ни.

Од­на­жды Боб и его невест­ка на­блю­да­ли, как Ро­берт бе­гал от боль­шо­го бас­сей­на к ма­лень­ко­му и об­рат­но. По­сле несколь­ких пу­те­ше­ствий Ро­берт сва­лил­ся в боль­шой бас­сейн и по­шел под во­ду. Ес­ли бы его ма­ма бо­я­лась во­ды, она мог­ла бы за­кри­чать, по­ве­сти се­бя за­паль­чи­во, и Ро­берт, на­хо­дясь в эго-со­сто­я­нии ис­пу­ган­ный Ре­бе­нок, впи­тал бы в се­бя ис­пу­ган­но­го ма­лень­ко­го Ро­ди­те­ля, ко­то­ро­го поз­же бу­дет ощу­щать как страх, пе­ре­во­ди­мый пред­пи­са­ни­ем "Не при­бли­жай­ся к во­де!". Кро­ме то­го, он мог бы при­об­ре­сти пу­га­ю­щий опыт об­ще­ния с во­дой, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, встро­ил бы в свое эго-со­сто­я­ние ран­не­го Взрос­ло­го. Без кор­рек­ти­ру­ю­ще­го опы­та он вы­рас­тет с фо­би­ей по от­но­ше­нию к во­де.

В дей­стви­тель­но­сти же про­изо­шло сле­ду­ю­щее: Боб немед­лен­но под­хва­тил Ро­бер­та и вы­та­щил его из бас­сей­на. Ро­берт на­чал кри­вить ли­цо, со­би­ра­ясь за­пла­кать, но Боб, сме­ясь, вос­клик­нул: "Ух ты, Ро­берт пла­ва­ет! Да ты на­сто­я­щий пло­вец. Мо­ло­дец!". Ро­берт быст­рень­ко из­ме­нил вы­ра­же­ние ли­ца, при­со­еди­нил­ся к сме­ху и вклю­чил в эго-со­стоя­ние Ре­бе­нок па­мять о по­ве­де­нии Бо­ба, ко­то­рая бу­дет при­сут­ство­вать в его ран­нем Взрос­лом и Ро­ди­те­ле. Ве­че­ром ма­ма Ро­бер­та взя­ла ма­лы­ша с со­бой в бас­сейн и, дер­жа его на во­де, по­иг­ра­ла с ним. Ро­берт бил руч­ка­ми и нож­ка­ми по во­де, а ма­ма сме­я­лась, и днев­ной ин­ци­дент ста­но­вил­ся про­сто ве­се­лым при­клю­че­ни­ем.

Од­на­ко, ре­бе­нок сам филь­тру­ет, вы­би­ра­ет и при­ни­ма­ет ре­ше­ния в от­вет на со­об­ще­ния ро­ди­те­лей: ро­ди­тель­ское вра­нье, ярость, гром­кий го­лос - и в опре­де­лен­ной сте­пе­ни ре­бе­нок сам кон­тро­ли­ру­ет то, что впи­ты­ва­ет. Ма­лень­кий Ро­берт мог про­дол­жать бо­ять­ся во­ды во­пре­ки дей­стви­ям ма­те­ри и де­душ­ки. Дру­гой ре­бе­нок, на­пу­ган­ный ро­ди­тель­ским стра­хом, поз­же мо­жет при­нять но­вое ре­ше­ние о том, что во­да не страш­ная, и мо­жет ре­шить на­учить­ся пла­вать.

Мы зна­ем па­ци­ен­тов, ко­то­рые, су­дя по все­му, от­филь­тро­ва­ли по­доб­ные со­об­ще­ния и го­во­рят о них объ­ек­тив­но и спо­кой­но. Так, один па­ци­ент рас­ска­зы­ва­ет: "Ко­неч­но, я не об­ра­щал осо­бо­го вни­ма­ния на то, что она го­во­ри­ла, по­то­му что пья­ной она все­гда го­во­ри­ла од­но и то же. Я про­сто вы­скаль­зы­вал из до­му и ухо­дил гу­лять". То есть ре­бе­нок при­ни­ма­ет уча­стие в со­зда­нии сво­е­го ран­не­го Ро­ди­те­ля - ли­бо при­ни­ма­ет со­об­ще­ния, ли­бо про­тив при­ня­тия со­об­ще­ний вы­стра­и­ва­ет бар­ри­ка­ду с по­мо­щью сво­их ран­них Ре­бен­ка и Взрос­ло­го.

Сво­бод­ный и При­спо­со­бив­ший­ся Ре­бе­нок

Адап­тив­ный Ре­бе­нок, Сво­бод­ный Ре­бе­нок

Рас­ту­щий ре­бе­нок при­ни­ма­ет ре­ше­ния на ос­но­ве сво­их по­треб­но­стей и же­ла­ний. Он при­ни­ма­ет ре­ше­ния и в со­от­вет­ствии со сво­им по­ни­ма­ни­ем то­го, ка­ких ре­ше­ний ждут от него дру­гие.

На­при­мер, ес­ли он по­лу­ча­ет по­зи­тив­ные по­гла­жи­ва­ния за поль­зо­ва­ние горш­ком и/или нега­тив­ные за мок­рые шта­ниш­ки, он на­учит­ся хо­дить на гор­шок, чтобы до­ста­вить удо­воль­ствие окру­жа­ю­щим. Ес­ли же он учит­ся поль­зо­вать­ся горш­ком про­сто по­то­му, что ему не нра­вит­ся ощу­ще­ние мок­рых шта­ни­шек, то­гда его тре­ни­ров­ки об­слу­жи­ва­ют его соб­ствен­ное же­ла­ние. 

Ко­гда ма­лень­кий Ро­берт схва­тил по­гре­муш­ку Брай­а­на, он дей­ство­вал спон­тан­но. Он по­счи­тал по­гре­муш­ку иг­руш­кой, за­хо­тел ее и взял. Ни­ка­ко­го при­спо­соб­ле­ния (по­ка что) к ро­ди­тель­ским пра­ви­лам об эго­из­ме, соб­ствен­но­сти и про­чей глу­по­сти о "будь-хо­ро­шим-маль­чи­ком!". Тут же, од­на­ко, он об­на­ру­жил, что взрос­лым не нра­вит­ся его по­сту­пок. Он слы­шит их рас­сер­жен­ные го­ло­са и ви­дит их стро­гие ли­ца и - быст­рень­ко при­ду­мав, как их за­доб­рить - от­да­ет Брай­а­ну дру­гую иг­руш­ку. Пред­ставь­те его вос­хи­ще­ние, ко­гда он ви­дит, что мо­жет при­спо­со­бить­ся так, чтобы удов­ле­тво­рить и се­бя, и дру­гих. Для три­на­дца­ти­ме­сяч­но­го ре­бен­ка это на­сто­я­щая изощ­рен­ность!

Раз­ни­ца меж­ду из­на­чаль­ным "сво­бод­ным" Ре­бен­ком и "при­спо­со­бив­шим­ся" Ре­бен­ком - это функ­цио­наль­ное раз­ли­чие, ес­ли срав­нить его со струк­тур­ным раз­ли­чи­ем меж­ду Рд, В и Рб, на ко­то­рое мы ссы­ла­лись вы­ше.

Струк­тур­ное де­ле­ние пред­став­ле­но на рис. 3. Рис. 4 - гра­фи­чес­кое пред­став­ле­ние функ­цио­наль­но­го эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок, так как по­де­ле­но на сво­бод­но­го и при­спо­со­бив­ше­го­ся Ре­бен­ка.Внут­рен­ний Ре­бе­нок

На рис. 5 по­ка­за­но, что три ран­них эго-со­сто­я­ния при­сут­ству­ют и на функ­цио­наль­ной диа­грам­ме. Эта функ­цио­наль­ная диа­грам­ма со струк­тур­ны­ми ком­по­нен­та­ми де­мон­стри­ру­ет те­ра­пию но­вых ре­ше­ний. При­спо­со­бив­ший­ся Ре­бе­нок ре­ша­ет при­нять ро­ди­тель­ские жиз­нен­ные пра­ви­ла в са­мом ран­нем дет­стве и, чтобы вы­жить, по­дав­ля­ет сво­бод­но­го или есте­ствен­но­го Ре­бен­ка.

Поз­же, во вре­мя те­ра­пии но­вых ре­ше­ний, ран­ний Взрос­лый в Ре­бен­ке при­ни­ма­ет но­вое ре­ше­ние - пре­одо­леть па­то­ло­ги­че­ское при­спо­соб­ле­ние и дей­ство­вать сво­бод­но.

Об­зор эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок

Ре­бе­нок как эго-со­сто­я­ние, на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном раз­ви­тии и ро­сте, как об­щая сум­ма всех впе­чат­ле­ний, ко­то­рые он по­лу­чал в про­шлом и име­ет в на­сто­ящем. 45-лет­ний муж­чи­на ве­дет се­бя в со­от­вет­ствии со сво­им воз­рас­том, по­ка не уви­дит че­ло­ве­ка, по­хо­же­го на му­чи­те­ля, в пле­ну у ко­то­ро­го он был во Вьет­на­ме; он вне­зап­но съе­жи­ва­ет­ся в ужа­се, слы­шит бе­ше­ный стук сво­е­го серд­ца, его ла­до­ни по­те­ют, он объ­ят стра­хом. 50-лет­няя жен­щи­на мо­жет ли­хо го­нять в боль­шой, тя­же­лой ма­шине, но пе­ре­сев в ма­лень­кий "Фиа­тик", она ве­дет се­бя так, как буд­то каж­дый про­ез­жа­ю­щий гру­зо­вик - ре­аль­ная угро­за; она сно­ва пе­ре­жи­ва­ет ава­рию, слу­чив­шу­ю­ся с ней в воз­расте 40 лет. Ее Взрос­лый зна­ет, что си­ту­а­ция сей­час дру­гая, но все рав­но она чув­ству­ет се­бя, как в той ста­рой ма­шине пе­ред ава­ри­ей.

Эго-со­сто­я­ние Ре­бе­нок раз­ви­ва­ет­ся. Мы под­чер­ки­ва­ли, что Ре­бе­нок не бес­по­мо­щен, он про­де­лы­ва­ет ра­бо­ту: ощу­ща­ет и ко­пи­ру­ет, а за­тем встра­и­ва­ет в се­бя. Ни­кто ему ни­че­го не сде­ла­ет, ес­ли он сам не за­хо­чет сде­лать что-ни­будь с тем, что хра­нит и ощу­ща­ет. Та­ким об­ра­зом, ес­ли он что-то из­на­чаль­но вос­при­нял, но про­дол­жа­ет вос­при­ни­мать, ко­гда рас­тет, му­жа­ет и ста­ре­ет, он мо­жет ме­нять­ся и пе­ре­страи­вать­ся - в со­от­вет­ствии с соб­ствен­ны­ми ре­ше­ни­я­ми и но­вы­ми ре­ше­ни­ями. Это необы­чай­но важ­но с прак­ти­че­ской точ­ки зре­ния, важ­но для те­ра­пии.

На­при­мер, ес­ли вы, чи­та­тель, в со­от­вет­ствии с ва­шим опы­том, ре­аль­ным или мни­мым, ко­гда-то ре­ши­ли бо­ять­ся во­ды, за­тем вы мо­же­те ре­шить не бо­ять­ся. В этом слу­чае по­мощь Бо­ба, ко­то­рый от­лич­но пла­ва­ет, мо­жет очень при­го­дить­ся, хо­тя вы мо­же­те и са­ми на­учить­ся, ес­ли по­же­ла­е­те вой­ти в во­ду и убе­дить­ся на прак­ти­ке, что с лег­ки­ми, на­пол­нен­ны­ми воз­ду­хом, и ру­ка­ми, за­ки­ну­ты­ми за го­ло­ву, вы спо­кой­но ле­жи­те на во­де. Вам не по­тре­бу­ет­ся 10 лет ана­ли­за; вы смо­же­те об­на­ру­жить, что ва­ше те­ло не тонет, и ре­шить боль­ше не бо­ять­ся во­ды. Вы мо­же­те по­чув­ство­вать ду­шев­ный подъ­ем, ос­но­ван­ный на ощу­ще­ни­ях ва­ше­го Ре­бен­ка и по­ни­ма­нии ва­ше­го Взрос­ло­го, что ва­ше те­ло дер­жит­ся на во­де, что вы про­сто не смо­же­те уто­нуть и не бу­де­те то­нуть, по­ка удер­жи­ва­е­те до­ста­точ­но воз­ду­ха в лег­ких - до­ста­точ­но для ва­шей пла­ву­че­сти.

Эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель

Ро­ди­тель­ское эго-со­сто­я­ние

Ро­ди­тель скла­ды­ва­ет­ся как из всех убеж­де­ний, эмо­ций и схем по­ве­де­ния, ко­то­рые че­ло­век вы­би­ра­ет для встра­и­ва­ния на вер­баль­ном уровне, уровне сво­ей па­мя­ти, так и из Ро­ди­те­ля, ко­то­ро­го он или она со­зда­ет для се­бя и про­дол­жа­ет со­зда­вать всю жизнь.

Эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель есть нечто боль­шее, чем про­сто се­рия ин­тро­ек­ти­ро­ван­ных "за­пи­сей в го­ло­ве". Он со­став­лен из вы­бран­ных за­пи­сей и из твор­че­ских про­цес­сов Ре­бен­ка и Взрос­ло­го. Че­ло­век филь­тру­ет и вы­би­ра­ет к че­му при­слу­ши­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, в ка­ком пси­хо­ло­ги­че­ском и физи­че­ском со­стоя­нии он на­хо­дит­ся и ка­кие до­пол­ни­тель­ные си­сте­мы под­держ­ки ему до­ступ­ны (бра­тья и сест­ры, ба­буш­ки и де­душ­ки, близ­кие дру­зья). Лю­ди до­стра­и­ва­ют ро­ди­те­лей всю жизнь, ис­поль­зуя как ма­те­ри­ал и на­стоя­щих ро­ди­те­лей, и зна­чи­мых для них лю­дей, и да­же лю­дей, со­здан­ных сво­им во­об­ра­же­ни­ем. Один мо­ло­дой че­ло­век, ни­ко­гда не знав­ший сво­его от­ца, при­ду­мал се­бе лю­бя­ще­го, доб­ро­го, за­бот­ли­во­го ге­роя и вы­рос, об­ла­дая все­ми эти­ми ка­че­ства­ми в сво­ем Ро­ди­те­ле. Этот про­цесс твор­че­ства длит­ся всю жизнь. Мы ча­сто ви­дим лю­дей, ко­то­рые дост­ра­и­ва­ют сво­е­го Ро­ди­те­ля из дан­ных, со­бран­ных их Взрос­лым для ис­прав­ле­ния преды­ду­щих ис­ка­же­ний; в есте­ствен­ном раз­ви­тии и/или во вре­мя те­ра­пии они со­зда­ют тип Ро­ди­те­ля, со­от­вет­ству­ю­щий их идеа­лу. 

Срав­ни­те: ре­бе­нок стро­ит невер­баль­ное, до­вер­баль­ное эго-со­стоя­ние ран­ний Ро­ди­тель, встра­и­вая чер­ты окру­жа­ю­щих его лю­дей. Это эго-со­сто­я­ние со­став­ле­но из кар­ти­нок, зву­ков и ин­тер­пре­та­ции зна­че­ния этих кар­ти­нок и зву­ков. Поз­же они пе­ре­во­дят­ся в сло­ва: кри­ти­кую­щие, вос­пи­ты­ва­ю­щие, тре­бу­ю­щие, а так­же ве­се­лые, лю­бя­щие, ра­дост­ные.

Вер­баль­ный Ро­ди­тель (Рд2) стро­ит­ся поз­же и вклю­ча­ет в се­бя, кро­ме ско­пи­ро­ван­ных по­ве­де­ния и чувств, ро­ди­тельс­кие убеж­де­ния и пра­ви­ла жиз­ни. Ре­ли­гия, фило­со­фия и мо­раль - часть Ро­ди­те­ля.Внут­рен­ний Ро­ди­тель

По струк­ту­ре эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель раз­де­ле­но на три ча­сти: Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок ре­аль­ных ро­ди­те­лей. На­при­мер, кли­ент, слу­ша­ю­щий плен­ку, на ко­то­рой за­пи­са­но его об­ще­ние со сво­и­ми деть­ми, мгно­вен­но узна­ет го­лос, ин­то­на­ции ма­ми­но­го Ро­ди­те­ля, а поз­же слы­шит в сво­ем го­ло­се утом­лен­ный го­лос от­цов­ско­го Ре­бен­ка, про­яв­ляв­ший­ся, ко­гда отец при­хо­дил с ра­бо­ты за­мо­тан­ным. На этом при­ме­ре вид­ны раз­ли­чия Ре­бен­ка и Ро­ди­те­ля од­но­го ре­аль­но­го ро­ди­те­ля (рис.6) и двух ре­аль­ных ро­ди­те­лей (рис. 7). В те­ра­пии но­вых ре­ше­ний эти раз­ли­чия, а так­же рас­по­зна­ва­ние раз­ных эго-со­сто­я­ний внут­ри Ро­ди­те­ля, ста­но­вят­ся крайне важ­ны­ми при раз­ре­ше­нии ту­пи­ков.

Точ­но так же, как мы раз­де­ля­ем Ре­бен­ка на струк­ту­ру и функ­цию, на струк­ту­ру и функ­цию мы де­лим Ро­ди­те­ля. 

Функ­цио­наль­но Ро­ди­тель де­лит­ся на кри­ти­ку­ю­ще­го и вос­пи­ты­ва­ю­ще­го (см. рис. 8). Тер­ми­ны го­во­рят са­ми за се­бя. Мэ­ри Гул­динг так­же де­лит Ро­ди­те­ля на внеш­нюю и внут­рен­нюю ком­по­нен­ты; внут­рен­ний Ро­ди­тель вос­пи­ты­ва­ет и кри­ти­ку­ет се­бя, а внеш­ний - дру­гих.

Эго-со­сто­я­ние Взрос­лый

Ко­гда вы чи­та­е­те эту ста­тью, на­кап­ли­ва­е­те дан­ные, от­де­ляя под­хо­дя­щее для вас от непод­хо­дя­ще­го, и де­ла­е­те все это без­эмо­цио­наль­но - вы дей­ству­е­те из­нут­ри ва­ше­го Взрос­ло­го. Ко­гда вы сер­ди­тесь и го­во­ри­те: "Да они са­ми не по­ни­ма­ют, о чем пи­шут!" - вы пе­ре­шли из Взрос­ло­го в кри­ти­ку­ю­ще­го Ро­ди­те­ля или гнев­но­го Ре­бен­ка. Мы чет­ко ви­дим и слы­шим, что та­кое эго-со­сто­я­ние Взрос­лый, ко­гда ин­же­нер раз­ра­ба­ты­ва­ет про­ект, юрист тол­ку­ет за­кон или врач ста­вит ди­а­гноз. Это на­блю­да­е­мое, без­эмо­цио­наль­ное со­сто­я­ние су­ще­ство­ва­ния, на­хо­дясь в ко­то­ром, мы на­кап­ли­ва­ем дан­ные, оце­ни­ва­ем их и дей­ству­ем в со­от­вет­ствии с ни­ми. Раз­ли­чие меж­ду Ма­лень­ким Про­фес­со­ром, или В1, и Взрос­лым, или В2, за­клю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти Взрос­ло­го на ос­но­ве соб­ствен­но­го и чу­жо­го опы­та и про­ве­рен­ной ин­фор­ма­ции вер­баль­но оце­нить дан­ные, про­ве­рить их, от­де­лить ре­аль­ность от вы­мыс­ла.За­ра­же­ние Взрос­ло­го эго-со­сто­я­ния Ро­ди­те­лем

Па­то­ло­гия эго-со­сто­я­ния Взрос­лый мо­жет быть ре­зуль­та­том нехват­ки адек­ват­ной ин­фор­ма­ции, вро­де то­го, ко­гда об­ра­зо­ван­ные лю­ди ос­но­вы­ва­ли свои рас­че­ты на "фак­те", что зем­ля плос­кая. Обыч­но вся про­бле­ма в кон­та­ми­на­ции. Этот тер­мин ис­поль­зу­ет­ся, чтобы объ­яс­нить про­ник­но­ве­ние од­но­го эго-со­сто­я­ния в дру­гое. Че­ло­век при­ни­ма­ет Ро­ди­те­ля или Ре­бен­ка за Взрос­ло­го.

По­ду­май­те о вы­ска­зы­ва­ни­ях "Все муж­чи­ны хо­тят толь­ко сек­са" или "Жен­щи­ны непрак­тич­ны". Ка­кой-то муж­чи­на мо­жет хо­теть толь­ко сек­са, ка­кая-то жен­щи­на мо­жет быть непрак­тич­ной, но здесь убеж­де­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как фак­ты, что бы под­дер­жать предубеж­ден­ность (см. рис. 9).За­ра­же­ние Взрос­ло­го эго-со­сто­я­ния Ро­ди­те­лем

В слу­чае втор­же­ния Ре­бен­ка во Взрос­ло­го (см. рис. 10) страх мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как факт: че­ло­век, бо­я­щий­ся ле­тать са­мо­ле­том, пом­нит все ава­рии, но за­бы­ва­ет о са­мо­ле­тах, ко­то­рые бла­го­по­луч­но ле­та­ют и бла­го­по­луч­но при­зем­ля­ют­ся, и го­во­рит: "Ес­ли я по­ле­чу, я разо­бьюсь". Ил­лю­зии так­же яв­ля­ют­ся Дет­ски­ми кон­та­ми­на­ци­я­ми, при ко­то­рых Ре­бе­нок, ис­пу­гав­шись, пре­вра­ща­ет что-то ре­аль­ное - то, что он и прав­да ви­дит - во что-то несу­ще­ству­ю­щее, на­при­мер, тень на стене - в па­у­ка.За­ра­же­ние (Кон­та­ми­на­ция) Взро­ло­с­ло­го

Кро­ме то­го су­ще­ству­ют слож­ные кон­та­ми­на­ции, та­кие как на рис. 11, где все эго-со­сто­я­ния кон­та­ми­ни­ро­ва­ны, вклю­чая Ро­ди­те­ля, про­ни­ка­ю­ще­го в Ре­бен­ка. Та­кая си­ту­а­ция на­блю­да­ет­ся у ши­зо­фре­ни­ков, ко­гда Ре­бен­ку па­ци­ен­та ка­жет­ся, что ро­ди­тель­ский го­лос зву­чит у него в го­ло­ве и что отец на са­мом де­ле го­ня­ет ша­ры на со­сед­ней до­рож­ке, по­вто­ряя: "Ты, па­рень, с при­чу­да­ми". Од­новре­мен­но с этим па­ци­ент мо­жет слы­шать и пси­хи­ат­ра, го­во­ря­ще­го: "Го­лос ва­ше­го от­ца - это гал­лю­ци­на­ция, ведь как ни кру­ти, а он мертв", - и про­дол­жать, как ни в чем ни бы­ва­ло, за­пус­кать ша­ры в кег­ли. 

На этой ста­дии он дей­ству­ет еще не с по­зи­ции Взрос­ло­го, а с по­зи­ции недав­но встро­ен­но­го Ро­ди­те­ля (пси­хи­ат­ра). Поз­же он начнет де­кон­та­ми­на­цию, по ме­ре то­го, как мы бу­дем ра­бо­тать с ним над опре­де­ле­ни­ем то­го, яв­ля­ет­ся ли "факт" фак­том на са­мом де­ле или все-та­ки он фан­та­зия. Так мы по­мо­га­ем кли­ен­ту рас­сор­ти­ро­вать свои эго-со­сто­я­ния.

Тео­рия Джей­ка Дю­сея "Эго­грам­мы" со­слу­жит доб­рую служ­бу в про­яс­не­нии дан­ной про­бле­мы. Пе­ри­о­ди­че­ски мы ис­поль­зу­ем так­же тех­ни­ку пя­ти сту­льев Штун­ца, в ко­то­рой кли­ент ис­поль­зу­ет пять сту­льев, чтобы пред­ста­вить Взрос­ло­го, сво­бод­но­го и при­спо­со­бив­ше­го­ся Ре­бен­ка, вос­пи­ты­ва­ю­ще­го и кри­ти­чес­ко­го Ро­ди­те­ля.

Мы вни­ма­тель­но при­слу­ши­ва­ем­ся к из­ме­не­ни­ям в эго-со­сто­я­ни­ях. Во вре­мя од­но­го се­ми­на­ра мы услы­ша­ли, как еще до на­ча­ла ра­бо­ты участ­ник-пси­хи­атр ска­зал: "Я так устал: вы мно­го ра­бо­та­е­те, и вы не раз­вле­ка­е­тесь". Он по­ве­дал о сво­их ощу­ще­ни­ях, об уста­ло­сти. За­тем дал Ро­ди­тель­ские со­об­ще­ния "Мно­го ра­бо­тай" и "Не по­лу­чай удо­воль­ствие". Как пра­ви­ло, мы не спра­ши­ва­ем: "В ка­ком эго-со­сто­я­нии вы сей­час?" и не ука­зы­ва­ем: "Это ваш Ро­ди­тель го­во­рит". Вме­сто то­го, чтобы про­сить его иден­ти­фи­ци­ро­вать эти со­об­ще­ния, мы спро­си­ли, го­тов ли он оспо­рить их. Он так и сде­лал, при­няв но­вое ре­ше­ние, что по­лу­чать удо­воль­ствие - это нор­маль­но, и что ра­бо­тать он бу­дет так мно­го, как он за­хо­чет.

Обыч­но бо­лее эф­фек­тив­ным ока­зы­ва­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние пе­ре­мен эго-со­сто­я­ний так, как это сде­ла­но в при­ве­ден­ном вы­ше при­ме­ре, неже­ли их про­стая иден­ти­фи­ка­ция. Од­на­ко, чтобы эго-со­сто­я­ния ста­ли до­ступ­ны­ми для ра­бо­ты, в первую оче­редь мо­жет по­тре­бо­вать­ся иден­ти­фи­ка­ция. Пе­ре­ме­ны про­яв­ля­ют­ся в сло­ва­ре, ин­то­на­ции, вы­со­те, гром­ко­сти и/или ско­ро­сти ре­чи, в по­ло­же­нии те­ла или в опре­де­лен­ных же­стах.

Ис­поль­зуя аудио- и ви­део­ап­па­ра­ту­ру, мы вновь про­иг­ры­ва­ем кли­ен­ту то, что он толь­ко что ска­зал, для то­го чтобы он иден­ти­фи­ци­ро­вал свои эго-со­сто­я­ния. "Будь­те непред­взя­тым сто­рон­ним на­блю­да­те­лем и по­слу­шай­те это­го че­ло­ве­ка. Слу­шая, ре­ши­те, сколь­ко ему лет". Го­лос 60-лет­не­го муж­чи­ны мо­жет зву­чать, как го­лос 6-лет­не­го маль­чу­га­на. Ко­гда че­ло­век на­кло­ня­ет го­ло­ву к пле­чу, он, ско­рее все­го, на­хо­дит­ся в сво­ем Ре­бен­ке, и, ве­ро­ят­но, при­спо­со­бив­шем­ся. Прось­ба при­нять эту по­зу, а за­тем "вы­пря­мить­ся и го­во­рить" обыч­но при­во­дит кли­ен­та к боль­ше­му са­мо­осо­зна­нию и ча­сто из­ме­ня­ет при­спо­со­би­тель­ный спо­соб мыш­ле­ния, по­ве­де­ния и чув­ство­ва­ния на непри­спо­со­би­тель­ный. По ме­ре то­го, как па­ци­ен­ты учат­ся осо­зна­вать свои те­ку­щие эго-со­сто­я­ния, они учат­ся луч­ше управ­лять сво­и­ми чув­ства­ми, луч­ше по­ни­мать свою роль в сво­ем сце­на­рии жиз­ни, чет­че осо­зна­вать, что они иг­ра­ли или про­дол­жа­ют иг­рать в иг­ры. Они глуб­же осо­зна­ют свое адап­тив­ное по­ве­де­ние - адап­тив­ное как по от­но­ше­нию к внут­рен­не­му Ро­ди­те­лю, так и внеш­не­му ми­ру. Осо­зна­ние да­ет им воз­мож­ность со­зна­тель­но выб­рать - сто­ит или не сто­ит при­спо­саб­ли­вать­ся.

Ис­точ­ник: М. Гул­динг, Р. Гул­динг "Пси­хо­те­ра­пия но­во­го ре­ше­ния"​

 






Об авторе статьи

`
Корчмарек Евгений Станиславович

Рейтинг психолога: 4 4

Корчмарек Евгений Станиславович

Семейный психолог
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Кличановская Дарья Александровна
Консультация по Skype

Кличановская Дарья

Практикующий психолог, учусь на гештальт-терапевта
Психолог Уразкина Вера Николаевна

Уразкина Вера

Дипломированный клинический психолог, гештальт специалист.
Психолог Арделян Юлия Вячеславовна

Арделян Юлия

Сертифицированный клинический психолог. На данный момент момент обучаюсь методу работы в...
Психолог Вальконина Ирина Михайловна
Консультация по Skype

Вальконина Ирина

Профессиональный коуч и психолог-консультант. Помогаю людям находить любимое дело и...
Психолог Селихова Татьяна Владимировна

Селихова Татьяна

Сертифицированный КПТ- терапевт. Работаю со взрослыми людьми индивидуальной
Психолог Бабич Дарья Николаевна

Бабич Дарья

Психолог-консультант, семейный психолог. Работаю также с подростками от 10 лет. Кризисное...
Психолог Чернявский Александр Александрович

Чернявский Александр

Получить консультацию Практикующий психолог, сертифицированный гештальт-терапевт....




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍