articles Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Теория Эго-состояний: Родитель, Взрослый, Ребенок



Струк­ту­ра лич­но­сти пер­во­го по­ряд­ка

Ро­ди­тель, Взрос­лый, Ре­бе­нок

Стро­и­тель­ны­ми "кир­пи­чи­ка­ми" тран­закт­но­го Ана­ли­за Э. Бер­на яв­ля­ют­ся эго-со­сто­я­ния, ко­то­рые Берн опре­де­ля­ет как до­ступ­ные на­блю­де­нию пси­хо­ло­ги­чес­кие по­зи­ции, при­ни­ма­е­мые че­ло­ве­ком.

Про­стая диа­грам­ма эго-со­сто­я­ний (струк­ту­ра лич­но­сти пер­во­го по­ряд­ка) предств­ле­на в ви­де трех эго-со­сто­я­ний: Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок (в ТА боль­шая бук­ва в сло­вах Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок озна­ча­ет, что речь идет об эго-со­сто­я­ни­ях, а не о ре­аль­ных ро­ди­те­ле, взрос­лом или ре­бен­ке).

Эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель (Рд) - это объ­еди­не­ние то­го, что по­лу­че­но от ро­ди­те­лей или лю­дей, их за­ме­ня­ю­щих, и та ин­фор­ма­ция о вос­пи­та­нии, ко­то­рую че­ло­век узнал и вос­при­нял. Лю­ди ве­дут се­бя так, как ве­ли се­бя их ро­ди­те­ли, и мыс­лен­но по­сы­ла­ют са­ми се­бе со­об­ще­ния о по­ве­де­нии, мыс­лях и чув­ствах - со­об­ще­ния, как по­лу­чен­ные от дру­гих, так и сфор­му­ли­ро­ван­ные са­мо­сто­я­тель­но.

>Эго-со­сто­я­ние Взрос­лый (В) - это часть ду­маю­щая, на­кап­ли­ва­ю­щая и вос­ста­нав­ли­ва­ю­щая ин­фор­ма­цию, ве­ду­щая се­бя без­эмо­цио­наль­но.

Эго-со­сто­я­ние Ре­бе­нок (Рб, в дру­гих пе­ре­во­дах: Д - Ди­тя) - это та часть че­ло­ве­ка, ко­то­рая ду­ма­ет, чув­ству­ет и ве­дет се­бя так, как он вел се­бя в про­шлом... ча­ще все­го в дет­стве, но ино­гда и во взрос­лом со­сто­я­нии.

Струк­ту­ра лич­но­сти вто­ро­го по­ряд­ка

На ри­сун­ке ни­же по­ка­за­на рас­ши­рен­ная си­сте­ма трех эго-со­сто­я­ний (струк­ту­ра лич­но­сти вто­ро­го по­ряд­ка)​
Струк­ту­ра лич­но­сти

Эго-со­сто­я­ние Ре­бе­нок

Ран­ний ре­бе­нок (Рб1, Ре­бе­нок в Ре­бен­ке)

Дет­ское эго-со­сто­я­ние

Чтобы лег­че по­нять раз­ви­тие эго-со­сто­я­ний, по­лез­но сна­ча­ла рас­смот­реть, как стро­ит ре­бе­нок в до­вер­баль­ном воз­расте (до то­го, как он начнет раз­го­ва­ри­вать) свои пер­вые эго-со­сто­я­ния: ран­не­го Ре­бен­кам (Рб1), ран­не­го Взрос­ло­го (В1) и ран­не­го Ро­ди­те­ля (Рд1).

Мла­де­нец рож­да­ет­ся с функ­ци­о­ни­ру­ю­щим те­лом и на­бо­ром им­пуль­сов: он ис­пы­ты­ва­ет го­лод, он пьет, он ис­поль­зу­ет пе­лен­ки по на­зна­че­нию, он ве­дет се­бя прак­ти­че­ски так же, как и все мла­ден­цы. Его ос­нов­ные им­пуль­сы ре­а­ли­зу­ют­ся в на­блю­да­е­мом по­ве­де­нии и без внеш­ней ин­фор­ма­ции и мо­де­лей по­ве­де­ния.

В ТА за­фик­си­ро­ва­ны неко­то­рые фе­но­ме­но­ло­ги­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки ма­лень­ко­го ре­бен­ка, на­зы­ва­е­мые эго-со­сто­я­ни­ем ран­не­го Ре­бен­ка - со­сто­я­ни­ем су­ще­ство­ва­ния на мла­ден­че­ском уровне. В лю­бой мо­мент раз­ви­тия ре­бен­ка, ес­ли он ве­дет се­бя как мла­де­нец, мы го­во­рим, что он на­хо­дит­ся в сво­ем ран­нем Ре­бен­ке. Ес­ли в пя­ти­лет­нем воз­расте ре­бе­нок, по­лу­чив трав­му, на­чи­на­ет ве­сти се­бя как мла­де­нец - хны­кать, со­сать па­лец, мо­чить­ся в тру­сы - и не об­ща­ет­ся с окру­жа­ю­щи­ми, мы го­во­рим, что он на­хо­дит­ся в сво­ем эго-со­сто­я­нии ран­не­го Ре­бен­ка. Это эго-со­сто­я­ние по­ка­за­но на рис. 3, на ко­то­ром боль­шой круг озна­ча­ет все­го Ре­бен­ка, а внут­рен­ний ма­лень­кий круг - мла­ден­ца в Ре­бен­ке (или ре­бен­ка в Ре­бен­ке), обо­зна­ча­е­мо­го в ТА Рб1. Весь Ре­бе­нок обо­зна­ча­ет­ся Рб2.

Ран­ний Ре­бе­нок - это ис­точ­ник, чи­стый род­ник чувств. Ес­ли мла­де­нец окру­жен лю­бо­вью и за­бо­той, Рб1 ста­но­вит­ся не про­сто ос­нов­ным сти­му­лом к жиз­ни, а сти­му­лом ра­дост­ным и вдох­нов­ля­ю­щим.

Ран­ний Взрос­лый (В1, Взрос­лый в Ре­бен­ке)

По­сте­пен­но мла­де­нец на­чи­на­ет на­блю­дать за сво­им окру­же­ни­ем и за со­бой и со­зда­вать ран­не­го Взрос­ло­го (ко­то­ро­го Берн на­зы­ва­ет "Ма­лень­кий Про­фес­сор" из-за при­су­щей ему ин­ту­и­ции). Этот стро­я­щий­ся Взрос­лый обо­зна­ча­ет­ся В1 (см. рис. 3.). Мла­де­нец осо­зна­ет, что грудь или бу­ты­лоч­ка не яв­ля­ют­ся ча­стью его те­ла, а по­яв­ля­ют­ся и ис­че­за­ют; он осо­зна­ет, что паль­цы ног и рук, на­про­тив, при­над­ле­жат ему и ими мож­но управ­лять. Мла­де­нец со­зда­ет свой ма­лень­кий банк ин­фор­ма­ции, склад. Он об­ра­ба­ты­ва­ет ин­фор­ма­цию и де­ла­ет вы­во­ды, ос­но­ван­ные на ре­зуль­та­тах об­ра­бот­ки. Ин­фор­ма­ция до­вер­баль­ная и со­сто­ит из ощу­ще­ний, ча­сто за­по­ми­на­е­мых как кар­тин­ки. Боб Гул­динг ле­чил ши­зо­ф­ре­ни­ков, у ко­то­рых вос­по­ми­на­ния из ран­не­го дет­ства со­хра­ни­лись в ви­де кар­ти­нок, и ес­ли во вре­мя те­ра­пии у них на­блю­да­лось ухуд­ше­ние, им тре­бо­ва­лось мно­го уси­лий, чтобы най­ти сло­ва для опи­са­ния сво­их ощу­ще­ний. Чтобы опи­сать, что они чув­ство­ва­ли в ран­ней (про­ис­хо­див­шей в ран­нем дет­стве) сцене, им ча­сто необ­хо­ди­мо бы­ло вер­нуть­ся (в те­ра­пев­ти­че­ской сцене) в бо­лее стар­ший воз­раст.

Ко­гда мла­де­нец на­чи­на­ет "ду­мать", на­блю­дать, на­кап­ли­вать ин­фор­ма­цию и по­сту­пать в со­от­вет­ствии с на­блю­де­ни­я­ми и на­коп­лен­ны­ми дан­ны­ми, этот при­ми­тив­ный, невер­баль­ный Взрос­лый оста­ет­ся внут­ри эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок. Неко­то­рые на­зы­ва­ют его ма­лень­ким Взрос­лым или ин­ту­и­тив­ным Взрос­лым. Как мы уже упо­ми­на­ли вы­ше, Берн неж­но на­зы­ва­ет его Ма­лень­ким Про­фес­со­ром, по­то­му что в сво­их на­блю­де­ни­ях и ре­ак­ци­ях на окру­жа­ю­щий мир ре­бе­нок по­рой вы­гля­дит по­ра­зи­тель­но муд­рым и ин­ту­и­тив­ным. Хо­тя вре­ме­на­ми он мо­жет быть на удив­ле­ние со­об­ра­зи­тель­ным, ис­поль­зуя лишь невер­баль­ные под­сказ­ки для объ­яс­не­ния про­ис­хо­дя­ще­го во­круг, он на­кап­ли­ва­ет так­же и оши­боч­ную ин­фор­ма­цию и по­сту­па­ет в со­от­вет­ствии с ней. На­при­мер, внук Мэ­ри Гул­динг, Брай­ан, сле­зал вниз по лест­ни­це го­ло­вой впе­ред и орал как ре­за­ный, ко­гда мы пы­та­лись по­вер­нуть его но­га­ми впе­ред. В этом воз­расте его ран­ний Взрос­лый (В1) раз­ра­бо­тал ме­тод "вниз го­ло­вой", ве­ро­ят­но, для то­го, чтобы Брай­ан мог ви­деть, ку­да пол­зет.

Ран­ний Ро­ди­тель (Р1, Ро­ди­тель в Ре­бен­ке)

Ма­лень­кий ре­бе­нок так­же со­зда­ет эго-со­сто­я­ние ру­ди­мен­тар­но­го Ро­ди­те­ля, обо­зна­ча­е­мое Рд1 (см. рис. 3). Ко­гда Брай­а­ну (вну­ку Мэ­ри) бы­ло три ме­ся­ца, а вну­ку Бо­ба, Ро­бер­ту - 13, Ро­берт лю­бил при­жи­мать го­ло­ву Брай­а­на к сво­ей гру­ди, пол­но­стью ко­пи­руя ма­мин жест. Это бы­ло пер­вое про­яв­ле­ние ран­не­го Ро­ди­те­ля Ро­бер­та. В дру­гие мо­мен­ты он пе­ре­хо­дил в эго-со­сто­я­ние ран­ний Ре­бе­нок, Рб1; на­при­мер, по­хи­щал у Брай­а­на по­гре­муш­ку. За­тем, ко­гда взрос­лые вме­ши­ва­лись, он ис­поль­зо­вал сво­е­го ран­не­го Взрос­ло­го, В1, что­бы вы­яс­нить, мож­но ли со­хра­нить по­гре­муш­ку, под­су­нув Брай­а­ну дру­гую иг­руш­ку.

Та­ким об­ра­зом, Ран­ний Ро­ди­тель - это вклю­че­ние ре­аль­но­го ро­ди­те­ля невер­баль­ным ре­бен­ком, и со­сто­ит он из ран­не­го, пред­ше­ствую­ще­го по­ни­ма­нию язы­ка, дет­ско­го вос­при­я­тия ро­ди­тель­ских по­ве­де­ния и чувств. Так, ес­ли мать и отец в ка­че­стве средств вос­пи­та­ния при­ме­ня­ют на­ка­за­ние, на­при­мер, бра­нят и на­ка­зы­ва­ют ре­бен­ка за со­са­ние паль­ца, ре­бе­нок мо­жет вклю­чить их "на­ка­зы­ва­тель­ное" по­ве­де­ние и "бран­ную" эмо­цию в сво­е­го ран­не­го Ро­ди­те­ля. Поз­же с по­зи­ции сво­е­го ран­него Ро­ди­те­ля он мо­жет со­вер­шен­но ир­ра­цио­наль­но бра­нить се­бя, аф­фек­ти­ро­ва­но, ча­ще все­го невер­баль­но и чув­ство­вать к се­бе отвра­ще­ние. Ес­ли он не из­ме­нит­ся, то, став ро­ди­те­лем, он мо­жет неожи­дан­но для се­бя взо­рвать­ся при ви­де сво­е­го ре­бен­ка, со­су­ще­го па­лец, и пе­ре­дать то­му нера­зум­ное, пре­уве­ли­чен­но от­ри­ца­тель­ное мне­ние о со­са­нии паль­цев.

Рд1 со­сто­ит не толь­ко из та­ких ир­ра­цио­наль­ных и де­струк­тив­ных эле­мен­тов, оно со­дер­жит в се­бе так­же как вос­пи­ты­ва­ю­щую часть Рд1, так и вклю­че­ние ра­дост­ных, вол­ну­ю­щих со­об­ще­ний, по­лу­ча­е­мых от ро­ди­тель­ско­го эго-со­сто­я­ния Ре­бен­ка.

Обыч­но сча­стье и спо­соб­ность иг­рать рас­смат­ри­ва­ют­ся как есте­ствен­ные усло­вия дет­ства. О раз­ре­ше­нии быть ра­дост­ным и ве­се­лым, ко­то­рое ре­бе­нок по­лу­ча­ет от ве­се­лых ма­мы и па­пы, на­пи­са­но немно­го. Мы не бу­дем спо­рить с тем, что ре­бе­нок есте­ствен­но раз­ви­ва­ет в се­бе спо­соб­ность иг­рать и сво­бод­ный дух. Тем не ме­нее, мы ду­ма­ем, что ро­ди­те­лей слиш­ком ча­сто упре­ка­ют за то нега­тив­ное, что есть в ре­бен­ке, и недо­ста­точ­но хва­лят за об­раз­цы ра­до­сти, ко­то­рые они да­рят сво­им де­тям. Ощу­ща­е­мые мно­ги­ми ро­ди­те­ля­ми ра­дость и вкус к жиз­ни так­же вклю­ча­ют­ся в эго-со­сто­я­ние ран­ний Ро­ди­тель и ста­но­вят­ся раз­ре­ше­ни­ем ра­до­вать­ся жиз­ни. Вспо­ми­на­ет­ся ма­лень­кий сын од­но­го на­ше­го зна­ко­мо­го пси­хи­ат­ра. Про­хо­дя вслед за от­цом, че­ло­ве­ком зна­чи­тель­но­го ро­ста, сквозь га­раж­ные во­ро­та, он все­гда с эн­ту­зи­аз­мом на­кло­нял го­ло­ву, в точ­но­сти по­вто­ряя от­цов­ское дви­же­ние. Ко­пи­руя от­ца, он од­новре­мен­но вби­рал в се­бя от­цов­ский ра­дост­ный под­ход к жиз­ни.

Од­на­жды Боб и его невест­ка на­блю­да­ли, как Ро­берт бе­гал от боль­шо­го бас­сей­на к ма­лень­ко­му и об­рат­но. По­сле несколь­ких пу­те­ше­ствий Ро­берт сва­лил­ся в боль­шой бас­сейн и по­шел под во­ду. Ес­ли бы его ма­ма бо­я­лась во­ды, она мог­ла бы за­кри­чать, по­ве­сти се­бя за­паль­чи­во, и Ро­берт, на­хо­дясь в эго-со­сто­я­нии ис­пу­ган­ный Ре­бе­нок, впи­тал бы в се­бя ис­пу­ган­но­го ма­лень­ко­го Ро­ди­те­ля, ко­то­ро­го поз­же бу­дет ощу­щать как страх, пе­ре­во­ди­мый пред­пи­са­ни­ем "Не при­бли­жай­ся к во­де!". Кро­ме то­го, он мог бы при­об­ре­сти пу­га­ю­щий опыт об­ще­ния с во­дой, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, встро­ил бы в свое эго-со­сто­я­ние ран­не­го Взрос­ло­го. Без кор­рек­ти­ру­ю­ще­го опы­та он вы­рас­тет с фо­би­ей по от­но­ше­нию к во­де.

В дей­стви­тель­но­сти же про­изо­шло сле­ду­ю­щее: Боб немед­лен­но под­хва­тил Ро­бер­та и вы­та­щил его из бас­сей­на. Ро­берт на­чал кри­вить ли­цо, со­би­ра­ясь за­пла­кать, но Боб, сме­ясь, вос­клик­нул: "Ух ты, Ро­берт пла­ва­ет! Да ты на­сто­я­щий пло­вец. Мо­ло­дец!". Ро­берт быст­рень­ко из­ме­нил вы­ра­же­ние ли­ца, при­со­еди­нил­ся к сме­ху и вклю­чил в эго-со­стоя­ние Ре­бе­нок па­мять о по­ве­де­нии Бо­ба, ко­то­рая бу­дет при­сут­ство­вать в его ран­нем Взрос­лом и Ро­ди­те­ле. Ве­че­ром ма­ма Ро­бер­та взя­ла ма­лы­ша с со­бой в бас­сейн и, дер­жа его на во­де, по­иг­ра­ла с ним. Ро­берт бил руч­ка­ми и нож­ка­ми по во­де, а ма­ма сме­я­лась, и днев­ной ин­ци­дент ста­но­вил­ся про­сто ве­се­лым при­клю­че­ни­ем.

Од­на­ко, ре­бе­нок сам филь­тру­ет, вы­би­ра­ет и при­ни­ма­ет ре­ше­ния в от­вет на со­об­ще­ния ро­ди­те­лей: ро­ди­тель­ское вра­нье, ярость, гром­кий го­лос - и в опре­де­лен­ной сте­пе­ни ре­бе­нок сам кон­тро­ли­ру­ет то, что впи­ты­ва­ет. Ма­лень­кий Ро­берт мог про­дол­жать бо­ять­ся во­ды во­пре­ки дей­стви­ям ма­те­ри и де­душ­ки. Дру­гой ре­бе­нок, на­пу­ган­ный ро­ди­тель­ским стра­хом, поз­же мо­жет при­нять но­вое ре­ше­ние о том, что во­да не страш­ная, и мо­жет ре­шить на­учить­ся пла­вать.

Мы зна­ем па­ци­ен­тов, ко­то­рые, су­дя по все­му, от­филь­тро­ва­ли по­доб­ные со­об­ще­ния и го­во­рят о них объ­ек­тив­но и спо­кой­но. Так, один па­ци­ент рас­ска­зы­ва­ет: "Ко­неч­но, я не об­ра­щал осо­бо­го вни­ма­ния на то, что она го­во­ри­ла, по­то­му что пья­ной она все­гда го­во­ри­ла од­но и то же. Я про­сто вы­скаль­зы­вал из до­му и ухо­дил гу­лять". То есть ре­бе­нок при­ни­ма­ет уча­стие в со­зда­нии сво­е­го ран­не­го Ро­ди­те­ля - ли­бо при­ни­ма­ет со­об­ще­ния, ли­бо про­тив при­ня­тия со­об­ще­ний вы­стра­и­ва­ет бар­ри­ка­ду с по­мо­щью сво­их ран­них Ре­бен­ка и Взрос­ло­го.

Сво­бод­ный и При­спо­со­бив­ший­ся Ре­бе­нок

Адап­тив­ный Ре­бе­нок, Сво­бод­ный Ре­бе­нок

Рас­ту­щий ре­бе­нок при­ни­ма­ет ре­ше­ния на ос­но­ве сво­их по­треб­но­стей и же­ла­ний. Он при­ни­ма­ет ре­ше­ния и в со­от­вет­ствии со сво­им по­ни­ма­ни­ем то­го, ка­ких ре­ше­ний ждут от него дру­гие.

На­при­мер, ес­ли он по­лу­ча­ет по­зи­тив­ные по­гла­жи­ва­ния за поль­зо­ва­ние горш­ком и/или нега­тив­ные за мок­рые шта­ниш­ки, он на­учит­ся хо­дить на гор­шок, чтобы до­ста­вить удо­воль­ствие окру­жа­ю­щим. Ес­ли же он учит­ся поль­зо­вать­ся горш­ком про­сто по­то­му, что ему не нра­вит­ся ощу­ще­ние мок­рых шта­ни­шек, то­гда его тре­ни­ров­ки об­слу­жи­ва­ют его соб­ствен­ное же­ла­ние. 

Ко­гда ма­лень­кий Ро­берт схва­тил по­гре­муш­ку Брай­а­на, он дей­ство­вал спон­тан­но. Он по­счи­тал по­гре­муш­ку иг­руш­кой, за­хо­тел ее и взял. Ни­ка­ко­го при­спо­соб­ле­ния (по­ка что) к ро­ди­тель­ским пра­ви­лам об эго­из­ме, соб­ствен­но­сти и про­чей глу­по­сти о "будь-хо­ро­шим-маль­чи­ком!". Тут же, од­на­ко, он об­на­ру­жил, что взрос­лым не нра­вит­ся его по­сту­пок. Он слы­шит их рас­сер­жен­ные го­ло­са и ви­дит их стро­гие ли­ца и - быст­рень­ко при­ду­мав, как их за­доб­рить - от­да­ет Брай­а­ну дру­гую иг­руш­ку. Пред­ставь­те его вос­хи­ще­ние, ко­гда он ви­дит, что мо­жет при­спо­со­бить­ся так, чтобы удов­ле­тво­рить и се­бя, и дру­гих. Для три­на­дца­ти­ме­сяч­но­го ре­бен­ка это на­сто­я­щая изощ­рен­ность!

Раз­ни­ца меж­ду из­на­чаль­ным "сво­бод­ным" Ре­бен­ком и "при­спо­со­бив­шим­ся" Ре­бен­ком - это функ­цио­наль­ное раз­ли­чие, ес­ли срав­нить его со струк­тур­ным раз­ли­чи­ем меж­ду Рд, В и Рб, на ко­то­рое мы ссы­ла­лись вы­ше.

Струк­тур­ное де­ле­ние пред­став­ле­но на рис. 3. Рис. 4 - гра­фи­чес­кое пред­став­ле­ние функ­цио­наль­но­го эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок, так как по­де­ле­но на сво­бод­но­го и при­спо­со­бив­ше­го­ся Ре­бен­ка.Внут­рен­ний Ре­бе­нок

На рис. 5 по­ка­за­но, что три ран­них эго-со­сто­я­ния при­сут­ству­ют и на функ­цио­наль­ной диа­грам­ме. Эта функ­цио­наль­ная диа­грам­ма со струк­тур­ны­ми ком­по­нен­та­ми де­мон­стри­ру­ет те­ра­пию но­вых ре­ше­ний. При­спо­со­бив­ший­ся Ре­бе­нок ре­ша­ет при­нять ро­ди­тель­ские жиз­нен­ные пра­ви­ла в са­мом ран­нем дет­стве и, чтобы вы­жить, по­дав­ля­ет сво­бод­но­го или есте­ствен­но­го Ре­бен­ка.

Поз­же, во вре­мя те­ра­пии но­вых ре­ше­ний, ран­ний Взрос­лый в Ре­бен­ке при­ни­ма­ет но­вое ре­ше­ние - пре­одо­леть па­то­ло­ги­че­ское при­спо­соб­ле­ние и дей­ство­вать сво­бод­но.

Об­зор эго-со­сто­я­ния Ре­бе­нок

Ре­бе­нок как эго-со­сто­я­ние, на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном раз­ви­тии и ро­сте, как об­щая сум­ма всех впе­чат­ле­ний, ко­то­рые он по­лу­чал в про­шлом и име­ет в на­сто­ящем. 45-лет­ний муж­чи­на ве­дет се­бя в со­от­вет­ствии со сво­им воз­рас­том, по­ка не уви­дит че­ло­ве­ка, по­хо­же­го на му­чи­те­ля, в пле­ну у ко­то­ро­го он был во Вьет­на­ме; он вне­зап­но съе­жи­ва­ет­ся в ужа­се, слы­шит бе­ше­ный стук сво­е­го серд­ца, его ла­до­ни по­те­ют, он объ­ят стра­хом. 50-лет­няя жен­щи­на мо­жет ли­хо го­нять в боль­шой, тя­же­лой ма­шине, но пе­ре­сев в ма­лень­кий "Фиа­тик", она ве­дет се­бя так, как буд­то каж­дый про­ез­жа­ю­щий гру­зо­вик - ре­аль­ная угро­за; она сно­ва пе­ре­жи­ва­ет ава­рию, слу­чив­шу­ю­ся с ней в воз­расте 40 лет. Ее Взрос­лый зна­ет, что си­ту­а­ция сей­час дру­гая, но все рав­но она чув­ству­ет се­бя, как в той ста­рой ма­шине пе­ред ава­ри­ей.

Эго-со­сто­я­ние Ре­бе­нок раз­ви­ва­ет­ся. Мы под­чер­ки­ва­ли, что Ре­бе­нок не бес­по­мо­щен, он про­де­лы­ва­ет ра­бо­ту: ощу­ща­ет и ко­пи­ру­ет, а за­тем встра­и­ва­ет в се­бя. Ни­кто ему ни­че­го не сде­ла­ет, ес­ли он сам не за­хо­чет сде­лать что-ни­будь с тем, что хра­нит и ощу­ща­ет. Та­ким об­ра­зом, ес­ли он что-то из­на­чаль­но вос­при­нял, но про­дол­жа­ет вос­при­ни­мать, ко­гда рас­тет, му­жа­ет и ста­ре­ет, он мо­жет ме­нять­ся и пе­ре­страи­вать­ся - в со­от­вет­ствии с соб­ствен­ны­ми ре­ше­ни­я­ми и но­вы­ми ре­ше­ни­ями. Это необы­чай­но важ­но с прак­ти­че­ской точ­ки зре­ния, важ­но для те­ра­пии.

На­при­мер, ес­ли вы, чи­та­тель, в со­от­вет­ствии с ва­шим опы­том, ре­аль­ным или мни­мым, ко­гда-то ре­ши­ли бо­ять­ся во­ды, за­тем вы мо­же­те ре­шить не бо­ять­ся. В этом слу­чае по­мощь Бо­ба, ко­то­рый от­лич­но пла­ва­ет, мо­жет очень при­го­дить­ся, хо­тя вы мо­же­те и са­ми на­учить­ся, ес­ли по­же­ла­е­те вой­ти в во­ду и убе­дить­ся на прак­ти­ке, что с лег­ки­ми, на­пол­нен­ны­ми воз­ду­хом, и ру­ка­ми, за­ки­ну­ты­ми за го­ло­ву, вы спо­кой­но ле­жи­те на во­де. Вам не по­тре­бу­ет­ся 10 лет ана­ли­за; вы смо­же­те об­на­ру­жить, что ва­ше те­ло не тонет, и ре­шить боль­ше не бо­ять­ся во­ды. Вы мо­же­те по­чув­ство­вать ду­шев­ный подъ­ем, ос­но­ван­ный на ощу­ще­ни­ях ва­ше­го Ре­бен­ка и по­ни­ма­нии ва­ше­го Взрос­ло­го, что ва­ше те­ло дер­жит­ся на во­де, что вы про­сто не смо­же­те уто­нуть и не бу­де­те то­нуть, по­ка удер­жи­ва­е­те до­ста­точ­но воз­ду­ха в лег­ких - до­ста­точ­но для ва­шей пла­ву­че­сти.

Эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель

Ро­ди­тель­ское эго-со­сто­я­ние

Ро­ди­тель скла­ды­ва­ет­ся как из всех убеж­де­ний, эмо­ций и схем по­ве­де­ния, ко­то­рые че­ло­век вы­би­ра­ет для встра­и­ва­ния на вер­баль­ном уровне, уровне сво­ей па­мя­ти, так и из Ро­ди­те­ля, ко­то­ро­го он или она со­зда­ет для се­бя и про­дол­жа­ет со­зда­вать всю жизнь.

Эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель есть нечто боль­шее, чем про­сто се­рия ин­тро­ек­ти­ро­ван­ных "за­пи­сей в го­ло­ве". Он со­став­лен из вы­бран­ных за­пи­сей и из твор­че­ских про­цес­сов Ре­бен­ка и Взрос­ло­го. Че­ло­век филь­тру­ет и вы­би­ра­ет к че­му при­слу­ши­вать­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, в ка­ком пси­хо­ло­ги­че­ском и физи­че­ском со­стоя­нии он на­хо­дит­ся и ка­кие до­пол­ни­тель­ные си­сте­мы под­держ­ки ему до­ступ­ны (бра­тья и сест­ры, ба­буш­ки и де­душ­ки, близ­кие дру­зья). Лю­ди до­стра­и­ва­ют ро­ди­те­лей всю жизнь, ис­поль­зуя как ма­те­ри­ал и на­стоя­щих ро­ди­те­лей, и зна­чи­мых для них лю­дей, и да­же лю­дей, со­здан­ных сво­им во­об­ра­же­ни­ем. Один мо­ло­дой че­ло­век, ни­ко­гда не знав­ший сво­его от­ца, при­ду­мал се­бе лю­бя­ще­го, доб­ро­го, за­бот­ли­во­го ге­роя и вы­рос, об­ла­дая все­ми эти­ми ка­че­ства­ми в сво­ем Ро­ди­те­ле. Этот про­цесс твор­че­ства длит­ся всю жизнь. Мы ча­сто ви­дим лю­дей, ко­то­рые дост­ра­и­ва­ют сво­е­го Ро­ди­те­ля из дан­ных, со­бран­ных их Взрос­лым для ис­прав­ле­ния преды­ду­щих ис­ка­же­ний; в есте­ствен­ном раз­ви­тии и/или во вре­мя те­ра­пии они со­зда­ют тип Ро­ди­те­ля, со­от­вет­ству­ю­щий их идеа­лу. 

Срав­ни­те: ре­бе­нок стро­ит невер­баль­ное, до­вер­баль­ное эго-со­стоя­ние ран­ний Ро­ди­тель, встра­и­вая чер­ты окру­жа­ю­щих его лю­дей. Это эго-со­сто­я­ние со­став­ле­но из кар­ти­нок, зву­ков и ин­тер­пре­та­ции зна­че­ния этих кар­ти­нок и зву­ков. Поз­же они пе­ре­во­дят­ся в сло­ва: кри­ти­кую­щие, вос­пи­ты­ва­ю­щие, тре­бу­ю­щие, а так­же ве­се­лые, лю­бя­щие, ра­дост­ные.

Вер­баль­ный Ро­ди­тель (Рд2) стро­ит­ся поз­же и вклю­ча­ет в се­бя, кро­ме ско­пи­ро­ван­ных по­ве­де­ния и чувств, ро­ди­тельс­кие убеж­де­ния и пра­ви­ла жиз­ни. Ре­ли­гия, фило­со­фия и мо­раль - часть Ро­ди­те­ля.Внут­рен­ний Ро­ди­тель

По струк­ту­ре эго-со­сто­я­ние Ро­ди­тель раз­де­ле­но на три ча­сти: Ро­ди­тель, Взрос­лый и Ре­бе­нок ре­аль­ных ро­ди­те­лей. На­при­мер, кли­ент, слу­ша­ю­щий плен­ку, на ко­то­рой за­пи­са­но его об­ще­ние со сво­и­ми деть­ми, мгно­вен­но узна­ет го­лос, ин­то­на­ции ма­ми­но­го Ро­ди­те­ля, а поз­же слы­шит в сво­ем го­ло­се утом­лен­ный го­лос от­цов­ско­го Ре­бен­ка, про­яв­ляв­ший­ся, ко­гда отец при­хо­дил с ра­бо­ты за­мо­тан­ным. На этом при­ме­ре вид­ны раз­ли­чия Ре­бен­ка и Ро­ди­те­ля од­но­го ре­аль­но­го ро­ди­те­ля (рис.6) и двух ре­аль­ных ро­ди­те­лей (рис. 7). В те­ра­пии но­вых ре­ше­ний эти раз­ли­чия, а так­же рас­по­зна­ва­ние раз­ных эго-со­сто­я­ний внут­ри Ро­ди­те­ля, ста­но­вят­ся крайне важ­ны­ми при раз­ре­ше­нии ту­пи­ков.

Точ­но так же, как мы раз­де­ля­ем Ре­бен­ка на струк­ту­ру и функ­цию, на струк­ту­ру и функ­цию мы де­лим Ро­ди­те­ля. 

Функ­цио­наль­но Ро­ди­тель де­лит­ся на кри­ти­ку­ю­ще­го и вос­пи­ты­ва­ю­ще­го (см. рис. 8). Тер­ми­ны го­во­рят са­ми за се­бя. Мэ­ри Гул­динг так­же де­лит Ро­ди­те­ля на внеш­нюю и внут­рен­нюю ком­по­нен­ты; внут­рен­ний Ро­ди­тель вос­пи­ты­ва­ет и кри­ти­ку­ет се­бя, а внеш­ний - дру­гих.

Эго-со­сто­я­ние Взрос­лый

Ко­гда вы чи­та­е­те эту ста­тью, на­кап­ли­ва­е­те дан­ные, от­де­ляя под­хо­дя­щее для вас от непод­хо­дя­ще­го, и де­ла­е­те все это без­эмо­цио­наль­но - вы дей­ству­е­те из­нут­ри ва­ше­го Взрос­ло­го. Ко­гда вы сер­ди­тесь и го­во­ри­те: "Да они са­ми не по­ни­ма­ют, о чем пи­шут!" - вы пе­ре­шли из Взрос­ло­го в кри­ти­ку­ю­ще­го Ро­ди­те­ля или гнев­но­го Ре­бен­ка. Мы чет­ко ви­дим и слы­шим, что та­кое эго-со­сто­я­ние Взрос­лый, ко­гда ин­же­нер раз­ра­ба­ты­ва­ет про­ект, юрист тол­ку­ет за­кон или врач ста­вит ди­а­гноз. Это на­блю­да­е­мое, без­эмо­цио­наль­ное со­сто­я­ние су­ще­ство­ва­ния, на­хо­дясь в ко­то­ром, мы на­кап­ли­ва­ем дан­ные, оце­ни­ва­ем их и дей­ству­ем в со­от­вет­ствии с ни­ми. Раз­ли­чие меж­ду Ма­лень­ким Про­фес­со­ром, или В1, и Взрос­лым, или В2, за­клю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти Взрос­ло­го на ос­но­ве соб­ствен­но­го и чу­жо­го опы­та и про­ве­рен­ной ин­фор­ма­ции вер­баль­но оце­нить дан­ные, про­ве­рить их, от­де­лить ре­аль­ность от вы­мыс­ла.За­ра­же­ние Взрос­ло­го эго-со­сто­я­ния Ро­ди­те­лем

Па­то­ло­гия эго-со­сто­я­ния Взрос­лый мо­жет быть ре­зуль­та­том нехват­ки адек­ват­ной ин­фор­ма­ции, вро­де то­го, ко­гда об­ра­зо­ван­ные лю­ди ос­но­вы­ва­ли свои рас­че­ты на "фак­те", что зем­ля плос­кая. Обыч­но вся про­бле­ма в кон­та­ми­на­ции. Этот тер­мин ис­поль­зу­ет­ся, чтобы объ­яс­нить про­ник­но­ве­ние од­но­го эго-со­сто­я­ния в дру­гое. Че­ло­век при­ни­ма­ет Ро­ди­те­ля или Ре­бен­ка за Взрос­ло­го.

По­ду­май­те о вы­ска­зы­ва­ни­ях "Все муж­чи­ны хо­тят толь­ко сек­са" или "Жен­щи­ны непрак­тич­ны". Ка­кой-то муж­чи­на мо­жет хо­теть толь­ко сек­са, ка­кая-то жен­щи­на мо­жет быть непрак­тич­ной, но здесь убеж­де­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся как фак­ты, что бы под­дер­жать предубеж­ден­ность (см. рис. 9).За­ра­же­ние Взрос­ло­го эго-со­сто­я­ния Ро­ди­те­лем

В слу­чае втор­же­ния Ре­бен­ка во Взрос­ло­го (см. рис. 10) страх мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как факт: че­ло­век, бо­я­щий­ся ле­тать са­мо­ле­том, пом­нит все ава­рии, но за­бы­ва­ет о са­мо­ле­тах, ко­то­рые бла­го­по­луч­но ле­та­ют и бла­го­по­луч­но при­зем­ля­ют­ся, и го­во­рит: "Ес­ли я по­ле­чу, я разо­бьюсь". Ил­лю­зии так­же яв­ля­ют­ся Дет­ски­ми кон­та­ми­на­ци­я­ми, при ко­то­рых Ре­бе­нок, ис­пу­гав­шись, пре­вра­ща­ет что-то ре­аль­ное - то, что он и прав­да ви­дит - во что-то несу­ще­ству­ю­щее, на­при­мер, тень на стене - в па­у­ка.За­ра­же­ние (Кон­та­ми­на­ция) Взро­ло­с­ло­го

Кро­ме то­го су­ще­ству­ют слож­ные кон­та­ми­на­ции, та­кие как на рис. 11, где все эго-со­сто­я­ния кон­та­ми­ни­ро­ва­ны, вклю­чая Ро­ди­те­ля, про­ни­ка­ю­ще­го в Ре­бен­ка. Та­кая си­ту­а­ция на­блю­да­ет­ся у ши­зо­фре­ни­ков, ко­гда Ре­бен­ку па­ци­ен­та ка­жет­ся, что ро­ди­тель­ский го­лос зву­чит у него в го­ло­ве и что отец на са­мом де­ле го­ня­ет ша­ры на со­сед­ней до­рож­ке, по­вто­ряя: "Ты, па­рень, с при­чу­да­ми". Од­новре­мен­но с этим па­ци­ент мо­жет слы­шать и пси­хи­ат­ра, го­во­ря­ще­го: "Го­лос ва­ше­го от­ца - это гал­лю­ци­на­ция, ведь как ни кру­ти, а он мертв", - и про­дол­жать, как ни в чем ни бы­ва­ло, за­пус­кать ша­ры в кег­ли. 

На этой ста­дии он дей­ству­ет еще не с по­зи­ции Взрос­ло­го, а с по­зи­ции недав­но встро­ен­но­го Ро­ди­те­ля (пси­хи­ат­ра). Поз­же он начнет де­кон­та­ми­на­цию, по ме­ре то­го, как мы бу­дем ра­бо­тать с ним над опре­де­ле­ни­ем то­го, яв­ля­ет­ся ли "факт" фак­том на са­мом де­ле или все-та­ки он фан­та­зия. Так мы по­мо­га­ем кли­ен­ту рас­сор­ти­ро­вать свои эго-со­сто­я­ния.

Тео­рия Джей­ка Дю­сея "Эго­грам­мы" со­слу­жит доб­рую служ­бу в про­яс­не­нии дан­ной про­бле­мы. Пе­ри­о­ди­че­ски мы ис­поль­зу­ем так­же тех­ни­ку пя­ти сту­льев Штун­ца, в ко­то­рой кли­ент ис­поль­зу­ет пять сту­льев, чтобы пред­ста­вить Взрос­ло­го, сво­бод­но­го и при­спо­со­бив­ше­го­ся Ре­бен­ка, вос­пи­ты­ва­ю­ще­го и кри­ти­чес­ко­го Ро­ди­те­ля.

Мы вни­ма­тель­но при­слу­ши­ва­ем­ся к из­ме­не­ни­ям в эго-со­сто­я­ни­ях. Во вре­мя од­но­го се­ми­на­ра мы услы­ша­ли, как еще до на­ча­ла ра­бо­ты участ­ник-пси­хи­атр ска­зал: "Я так устал: вы мно­го ра­бо­та­е­те, и вы не раз­вле­ка­е­тесь". Он по­ве­дал о сво­их ощу­ще­ни­ях, об уста­ло­сти. За­тем дал Ро­ди­тель­ские со­об­ще­ния "Мно­го ра­бо­тай" и "Не по­лу­чай удо­воль­ствие". Как пра­ви­ло, мы не спра­ши­ва­ем: "В ка­ком эго-со­сто­я­нии вы сей­час?" и не ука­зы­ва­ем: "Это ваш Ро­ди­тель го­во­рит". Вме­сто то­го, чтобы про­сить его иден­ти­фи­ци­ро­вать эти со­об­ще­ния, мы спро­си­ли, го­тов ли он оспо­рить их. Он так и сде­лал, при­няв но­вое ре­ше­ние, что по­лу­чать удо­воль­ствие - это нор­маль­но, и что ра­бо­тать он бу­дет так мно­го, как он за­хо­чет.

Обыч­но бо­лее эф­фек­тив­ным ока­зы­ва­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние пе­ре­мен эго-со­сто­я­ний так, как это сде­ла­но в при­ве­ден­ном вы­ше при­ме­ре, неже­ли их про­стая иден­ти­фи­ка­ция. Од­на­ко, чтобы эго-со­сто­я­ния ста­ли до­ступ­ны­ми для ра­бо­ты, в первую оче­редь мо­жет по­тре­бо­вать­ся иден­ти­фи­ка­ция. Пе­ре­ме­ны про­яв­ля­ют­ся в сло­ва­ре, ин­то­на­ции, вы­со­те, гром­ко­сти и/или ско­ро­сти ре­чи, в по­ло­же­нии те­ла или в опре­де­лен­ных же­стах.

Ис­поль­зуя аудио- и ви­део­ап­па­ра­ту­ру, мы вновь про­иг­ры­ва­ем кли­ен­ту то, что он толь­ко что ска­зал, для то­го чтобы он иден­ти­фи­ци­ро­вал свои эго-со­сто­я­ния. "Будь­те непред­взя­тым сто­рон­ним на­блю­да­те­лем и по­слу­шай­те это­го че­ло­ве­ка. Слу­шая, ре­ши­те, сколь­ко ему лет". Го­лос 60-лет­не­го муж­чи­ны мо­жет зву­чать, как го­лос 6-лет­не­го маль­чу­га­на. Ко­гда че­ло­век на­кло­ня­ет го­ло­ву к пле­чу, он, ско­рее все­го, на­хо­дит­ся в сво­ем Ре­бен­ке, и, ве­ро­ят­но, при­спо­со­бив­шем­ся. Прось­ба при­нять эту по­зу, а за­тем "вы­пря­мить­ся и го­во­рить" обыч­но при­во­дит кли­ен­та к боль­ше­му са­мо­осо­зна­нию и ча­сто из­ме­ня­ет при­спо­со­би­тель­ный спо­соб мыш­ле­ния, по­ве­де­ния и чув­ство­ва­ния на непри­спо­со­би­тель­ный. По ме­ре то­го, как па­ци­ен­ты учат­ся осо­зна­вать свои те­ку­щие эго-со­сто­я­ния, они учат­ся луч­ше управ­лять сво­и­ми чув­ства­ми, луч­ше по­ни­мать свою роль в сво­ем сце­на­рии жиз­ни, чет­че осо­зна­вать, что они иг­ра­ли или про­дол­жа­ют иг­рать в иг­ры. Они глуб­же осо­зна­ют свое адап­тив­ное по­ве­де­ние - адап­тив­ное как по от­но­ше­нию к внут­рен­не­му Ро­ди­те­лю, так и внеш­не­му ми­ру. Осо­зна­ние да­ет им воз­мож­ность со­зна­тель­но выб­рать - сто­ит или не сто­ит при­спо­саб­ли­вать­ся.

Ис­точ­ник: М. Гул­динг, Р. Гул­динг "Пси­хо­те­ра­пия но­во­го ре­ше­ния"​

 






Об авторе статьи

`
Корчмарек Евгений Станиславович

Рейтинг психолога: 4 4

Корчмарек Евгений Станиславович

Семейный психолог
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Якимов Владислав Владимирович
Консультация по Skype

Якимов Владислав

Медицинский (клинический) психолог
Психолог Денисенко Елена Дмитриевна
Консультация по Skype

Денисенко Елена

дипломированный клинический психолог, дипломированный когнитивно-поведенческий терапевт
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Беспалова Валерия Юрьевна

Беспалова Валерия

PSYCHOLOGIST-CONSULTANT
Психолог Осинцева Анна Олеговна

Осинцева Анна

Дипломированный психолог работаю со взрослыми и детьми от 7 лет.
Психолог Писанко Елена Владимировна

Писанко Елена

Психолог-консультант оказания психологических услуг населению и организациям
Психолог Палкина Юлия Ивановна

Палкина Юлия

Дипломированный психолог, работаю в интегративном подходе со взрослыми людьми,...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍