articles Точка зрения: чувство вины - духовность или незрелость?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Точка зрения: чувство вины - духовность или незрелость?



Часто люди и не догадываются, что чувство вины - это отрицательная эмоция, негативное переживание, которое не очищает (как многие привыкли думать) человека, а загоняет его в угол. Чувство вины - не признак высокой духовности, а признак незрелости человека. Так считает замечательный психолог, виднейший представитель психодраматического подхода в психотерапии, Елена Владимировна Лопухина.





Лопухина Елена Владимировна — психолог, психотерапевт, консультант по организационному развитию, бизнес тренер и коуч, директор Института психодрамы и ролевого тренинга, член-учредитель Федерации Европейских Психодраматических Тренинговых Организаций, преподаватель кафедры Организационного развития и управления персоналом и Школы консультантов по управлению Академии народного хозяйства при Правительстве РФ: Лопухина

Разобраться с тем, что это такое – чувство вины совсем не просто. Одни считают его социально полезным и даже необходимым внутренним регулятором поведения, а другие утверждают, что это болезненный комплекс.

Само слово вина часто используется как синоним чувства вины, в то время как первоначальный смысл этого слова иной. «Вина - провинность, проступок, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок». (Толковый словарь русского языка» В.Даля). Изначально слово вина означало либо сам реально нанесенный ущерб либо материальное возмещение нанесенного ущерба. Виновный - тот, кто нарушил законы или договоренности и должен возместить нанесенный ущерб.

Есть большая разница между - «быть виноватым» и «чувствовать себя виноватым». Человек виновен, когда он заранее знает, что может действием или словом навредить или причинить зло кому-то или самому себе и, тем не менее, делает это. Вину обычно признают за тем, кто нанес ущерб намеренно или в силу преступной халатности.

Есть немало людей, которым свойственно считать себя виноватыми, хотя реально нанесенного преднамеренного ущерба не было в действительности. Они решают, что виноваты, так как прислушиваются к тому «внутреннему голосу», который осуждает и обвиняет их, основываясь на тех, часто ложных, убеждениях и верованиях, которые, как правило, были усвоены еще в детстве.

Чувство вины - непродуктивная и даже разрушительная эмоциональная реакция человека на самообвинение и самоосуждение. Чувство Вины по сути это агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

Под влиянием голоса «внутреннего Прокурора», который выносит приговор « это все из-за тебя» такие люди упускают из виду, что намерения причинить зло в действительности у них не было, и кстати «забывают» выяснить был ли ими нанесен ущерб вообще.

Чувство вины человек испытывает гораздо чаще за то, что не совершил или не мог изменить, чем за то, что совершил или мог изменить и не сделал этого. Накопления ни на чем не основанного ненужного и деструктивного чувства вины можно и нужно избегать. От невротической вины нужно и можно избавляться.

Но даже когда проступок действительно имел место, чувство вины остается деструктивным.

Между тем в результате осознания факта реально нанесенного ущерба люди способны испытывать различные переживания.

Альтернативой чувству вины является переживание совести и ответственности. Различие между виной с одной стороны и совестью и ответственностью с другой на наш взгляд – кардинально. И хотя это принципиально разные вещи, многие люди не видят и не понимают разницы между ними и нередко путают эти понятия между собой.

Совесть - внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль и оценку собственных взглядов, чувств, совершаемых поступков, их соответствия его своей самоидентичности, своим базовым жизненным ценностям и целям.

Совесть проявляется как внутренний, часто бессознательный запрет на неодобряемые действия (включая внутренние), а также как чувство внутренней боли, которое сигнализирует человеку о протесте внутренней нравственной инстанции против совершенных действий, противоречащих собственной глубинной системе ценностей и самоидентичности. Муки, «угрызения» совести касаются ситуации, когда человек в силу каких-то причин нарушил свой собственный нравственный принцип и призваны удержать его от аналогичных действий в будущем.

Совесть тесно связана с чувством ответственности. Совесть вызывает мощное внутреннее побуждение к выполнению нравственных норм, в том числе норм ответственности.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других. Чувство ответственности - это стремление выполнять взятые на себя обязательства и, если они не выполнены, готовность признать ошибку и возместить нанесенный ущерб, совершить те действия, которые нужны для исправления ошибки. Причем ответственность обычно признается независимо от намеренности: кто сделал - тот и отвечает.

Испытывая чувство вины, человек говорит себе: «Я плохой, я заслуживаю наказания, нет мне прощения, у меня опускаются руки». Метафорически оно описывается как «тяжелый груз» или как «то, что гложет».

Когда человек погружается в свою виноватость, ругает себя за совершенные ошибки ему очень трудно - фактически невозможно - анализировать свои ошибки, думать, как улучшить положение, найти правильное решение, что-то реально сделать, чтобы исправить ситуацию.

Посыпая голову пеплом («Если бы я не сделал этого или сделал вот это …. то все было бы по-другому»), он смотрит в прошлое и застревает там. В то время как ответственность направляет взгляд в будущее и побуждает движение вперед.

Принятие позиции ответственности – необходимая предпосылка развития личности. Чем более высокий у человека уровень развития личности, тем менее ему свойственно пользоваться таким негативным регулятором поведения, как чувство вины.

Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, нереалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску. Вина опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека.

Переживание вины сопровождается тягостным ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку и в целом своей «плохости».

Хроническая вина превращается в способ восприятия мира, что отражается даже и на телесном уровне, буквально изменяя тело, и в первую очередь осанку. У таких людей понурая поза, согбенные плечи, как будто они несут привычный «груз» на своем «горбу». Заболевания позвоночника в зоне седьмого шейного позвонка во многих случаях (кроме явных травм) связаны с хроническим чувством вины.

Людям, несущим в себе с детства хроническую вину, как будто хотят занять меньше места, у них особенная скованная по¬ходка, у них никогда не бывает широкого легкого шага, свободной жестикуляции, громкого голоса. Им часто трудно посмотреть человеку в глаза, они постоянно низко склоняют голову и опускают взгляд, а на лице – маска виноватости.

Для нравственно зрелого и психологически здорового человека чувства вины не существует. Есть только совесть и чувство ответственности за каждый свой шаг в этом мире, за принятые соглашения, за сделанный выбор и за отказ от выбора

Негативные переживания, связанные с совестью и ответственностью прекращаются с устранением вызвавшей их причиной. И совершение какой-либо ошибки не приводит такого человека к истощающему внутреннему конфликту, он не чувствует себя «плохим» — просто исправляет ошибку и живет дальше. А если конкретную ошибку исправить нельзя, извлекает урок на будущее и память о ней помогает ему подобных ошибок не совершать.



Хочется подчеркнуть, что чувство вины, базирующееся на самонаказании и самоуничижении, - направлено на самого себя. Человеку, поглощенному чувством вины и самобичеванием не до действительных чувств и потребностей другого.

В то время как переживания, вызываемые совестью, включают сожаление о содеянном и сопереживание пострадавшему. Они, по своей сути, ориентированны на состояние другого человека, – «во мне болит его боль».

Готовность признать свою реальную вину – один из показателей ответственности, но недостаточный сам по себе. Чувство вины тоже может (хоть и не всегда) побуждать ее признание. Однако сам факт признания своей виноватости часто предъявляется, как достаточное искупление. Нередко можно услышать недоумение: — «Ну, я же признал, что виноват и извинился — чего вы еще от меня хотите?». Но пострадавшему этого, как правило, не бывает достаточно, а если он не чувствует в этом внутренней правды и вовсе не нужно. Он хочет услышать про конкретные меры по исправлению ошибки или компенсации нанесенного ущерба. Еще в большей мере необходимо, особенно если исправить ее невозможно, искренне выразить другому сопереживание и свое сожаление, также (если действие было преднамеренным) еще и честное раскаяние. Все это не только нужно пострадавшему, но и тому, кто нанес реальный ущерб, приносит облегчение.

Откуда же берется наше чувство вины, и почему, несмотря на деструктивность оно так широко распространено?

Почему люди так держатся за самообвинение в ситуациях, когда они ни в чём не виноваты? Дело в том, что вина прикрывает беспомощность.

Чувство вины закладывается в раннем детстве под влиянием особенностей психического развития ребенка с одной стороны и родительских воздействий с другой.

Возраст 3-5 лет – это тот возраст, когда может сформироваться стойкое чувство вины как негативный внутренний регулятор поведения, так как именно в этом возрасте у ребенка возникает сама способность его испытывать, что его родители быстро обнаруживают и используют.

Этот возрастной период предоставляет для этого подходящую почву. «Творческая инициатива или вина» - так называет Эрик Эриксон этот период и соответствующую главную дилемму детского развития.

Чувство вины естественно возникает у ребенка в этом возрасте как психологическая защита от ужасающего чувства беспомощности и стыда связанного с переживаемым им в этот период крахом чувства своего всемогущества. Ребенок бессознательно выбирает вину, как меньшее из двух зол. Как если бы он бессознательно говорил себе «Я уже чувствую, что не все могу, это невыносимо, нет, это просто в этот раз не получилось, а вообще-то я это могу. Я мог, но сделал. Значит - я виноват. Я помучаюсь, и в следующий раз получится, если я постараюсь».

При благоприятных воздействиях родителей ребенок постепенно принимает свое не всемогущество, преодолевает чувство вины и дилемма решается в пользу успешного развития творческой инициативы.

При неблагоприятных воздействиях родителей у ребенка на долгие годы, а порой и на всю оставшуюся жизнь остается склонность испытывать чувство вины и ограничения на проявление творческой инициативы. «Груз» вины, который человек носит на себе с детства, и во взрослом возрасте продолжает мешать ему жить и общаться с людьми.

Заметим, что хотя истоки хронического чувства вины лежат в основном в возрасте 3-5 лет, склонность испытывать чувство вины как защитный механизм может включаться и во взрослом возрасте, даже при относительно благоприятном детстве. Так, чувство вины является одной из обязательных форм проявления фазы протеста в процессе переживания значимой потери, в том числе серьезной болезни и смерти близких. Протестуя против чудовищности случившегося, прежде чем смириться со случившимся, принять свою беспомощность и начать горестное оплакивание, люди винят себя в том, что не сделали чего-то для спасения, несмотря на то, что это было объективно абсолютно невозможно. При благоприятном детстве такое чувство вины вскоре проходит. При наличии у человека детского комплекса вины, несуществующая вина за потерю может оставаться в душе человека на много лет, а процесс переживания травмы потери не завершается.

Таким образом, вместо того, чтобы испытывать беспомощность и стыд в ситуациях, когда мы слабы и ничего не можем изменить, люди «предпочитают» чувство вины, которая является иллюзорной надеждой на то, что всё ещё можно исправить.

Те неблагоприятные воздействия родителей, которые индуцируют и формируют постоянное чувство вины, фактически сводятся к прямым обвинениям и порицаниям, а также к упрекам и укорам. Подобное давление на чувство вины — это один из главных рычагов, которым родители пользуются как для формирования у него внутреннего регулятора поведения (который они путают с совестью и ответственностью), так и для быстрого управления ребенком в конкретных ситуациях. Индуцируемая вина становится своего рода кнутом, подстегивающим к действиям, к которым стремятся побудить ребенка родители, причем кнутом, подменяющим воспитание чувства ответственности. И родители к нему прибегают, как правило, потому, что сами были воспитаны точно так же и до сих пор не смогли избавиться от вечной собственной виноватости.



Винить ребенка, по сути, неправильно. Он в принципе не может быть виноват в том, в чём его обвиняют родители, потому что он вообще не несёт ответственности за свои деяния и не способен ее нести. И взрослые легко перекладывают свою ответственность на ребенка.

Например: ребёнка ругают или укоряют за то, что он разбил хрустальную вазу. Однако, очевидно, что когда в доме маленький ребёнок, родители должны убирать ценные предметы, это их ответственность. Если кто и отвечает за разбитую вазу, то родители, так как ребёнок еще не может соизмерять свои усилия, управлять своей моторикой, своими чувствами и побуждениями и, конечно же, не способен пока отслеживать причинно-следственные связи и последствия своих действий. Взрослые люди, непонимающие психологических особенности ребенка сначала приписывают ему способности, которых у него нет, а потом винят его за действия, совершенные из-за отсутствия, как за якобы преднамеренные. Например: «Ты нарочно не засыпаешь и не жалеешь меня, не даешь мне отдохнуть, а я так устала» или «Неужели ты не мог играть на улице аккуратно, теперь мне придется стирать твою куртку, а я и так устала».

Хуже того, часто родители и другие взрослые предъявляют ребенку несправедливый ультиматум: «Если ты не признаешь, свою вину, я с тобой не буду разговаривать». И ребенок вынужден признавать несуществующую вину под угрозой бойкота (который для ребенка невыносим) или под страхом физического наказания.

Давление на чувство вины — это манипулятивное воздействие, которое носит, безусловно, деструктивный характер для психики.

До поры, до времени ребенок не способен критически оценивать то, что с ним происходит, поэтому все поступки родителей он принимает за чистую монету и, вместо того, чтобы воспротивиться разрушительному воздействию родительских манипуляций, послушно им подчиняется.

И в результате всего этого он научается верить, что виноват, чувствовать свою вину за несуществующие прегрешения и, как следствие, ощущать себя всегда и всем должным.

Такое необоснованное, как правило, неосознанное и непоследовательное давление родителей и других значимых взрослых на чувство вины приводит к путанице в голове ребенка. Он перестает понимать, чего же от него требуют — чувства вины или исправления ошибки. И хотя по воспитательному замыслу, предполагается, что, сделав что-то нехорошее, ребенок должен испытать чувство вины и тут же броситься исправлять свою ошибку, ребенок, напротив, усваивает, что испытать и продемонстрировать свою виноватость — это и есть достаточная плата за совершенный проступок. И теперь вместо исправления ошибок родители получают лишь виноватый вид, мольбу о прощении - «Ну, пожалуйста, прости меня, я больше так не буду» - и его тяжелые, мучительные, самоуничтожающие переживания своей виноватости. И чувство вины, таким образом, подменяет ответственность.

Формировать совесть и ответственность гораздо труднее, чем чувство вины и требует не ситуативных, а стратегических усилий.

Укоры и порицания - «как тебе не совестно!» «Как ты могла, это безответственно!» - способны вызывать только чувство вины.

Совесть и ответственность требуют не порицаний, а терпеливого и сочувственного объяснения ребенку неизбежных последствий для окружающих и для него самого его действительно неправильных действий. В том числе с одной стороны про их боль, пробуждая не вину, а сопереживание, и с другой стороны, про неизбежное эмоциональное отдаление от него других людей, если он в дальнейшем будет так себя вести. И конечно не должно быть несправедливой критики ребенка за то, что он не мог контролировать.







|
Спасибо за точку зрения!
Светлана |
Спасибо большое!

А как насчет стыда? Отношений Стыд и Совесть, Стыд и Вина. Было бы интересно прочитать точку зрения Елены Владимировны.
Ирина |
Прочитала статью. Всё конечно правильно! Я и сама чувствую, что так и должно быть, но.... В реальности всё гораздо сложнее. Очень трудно сдерживать свои негативные эмоции в вопросе воспитания ребёнка. Конечно хочется не давить на него, чтобы не вызвать в нём чувство вины, но как это сделать? Как держать свои эмоции. Хотелось бы получить совет от психолога, как справляться с негативными чувствами и по отношению к себе, и по отношению к окружающим.
Папуш |
Привет, Лена! Рад возможности послать тебе этот привет.
Что же касается чувства вины, можно, ИМХО, посмотреть на дело и иначе. В детстве чувство вины может быть регулятивом поведения, эмоциональным эмфазисом для появляющейся Самости ребенка: Вот видишь, не послушался меня, и сделал Тане больно! Больше так не делай. Если за виной реально следует РАСКАЯНИЕ, а за раскаяниекм - маленькая, частная метанойя -- понимание, как именно не следует делать, -- тогда чувство вины становится необходимым в развитии моментом. Важно, что ТАКОЕ чувство вины и на ЭТОМ этапе развития принципиально направлено на БУДУЩЕЕ поведение.
Дальше эта коммуникация интериоризуется, преобразуясь в СОВЕСТЬ.
Впрочем, в значительной степени это разговор о терминах, то, что я описываю, можно назвать другими словами...
ЗоЯ |
это очнь сложно на самом деле
Александр |
Спасибо большое за статью, хотя в ней и присутствуют радикальные ,но в общем статья помогла нам справиться с некоторым трудностями.
Виталий |
Здравствуйте, Елена.Я очень рад, что нашел эту статью, потому что я испытываю в точности те чувства, про которые она написана. Но только я не понимаю, как же мне избавиться от них?
Инна |
Статья отличная. Хотелось бы, чтобы профессиональные психологи при написании статей для читателей без специального образования пользовались также словами из повседневой жизни; например: " мать каждый день безнаказанно изводит своего ребенка", или " мать и отец постоянно ругаются, а ребенок сидит рядом, дрожит от страха, при этом его заставляют любить и слушаться этих двух великовозрастных болванов" и т. д. Это поможет многим людям избавиться от главной причины всех проблем- страха перед матерью, которая сама многого боится.
Ольга |
Невероятно! Столько лет мучений, безрезультатных попыток исцелиться у различных специалистов, столько сил, страданий, и вдруг все так понятно и просто. Это - уникальная статья, которая способна излечить и душу, и разум, потому что в ней изложены основы, причины и следствия, не "как избавиться от чувства вины", а что есть само это чувство вины, именно этот подход очень важен! Бесценно то, что написано про воспитание детей.
Спасибо автору за бескорыстную помощь!
Елена |
Большое спасибо за понятные слова. Вы - настоящий психолог!
Павел |
Спасибо. Для меня статья откровение. Связались разные для меня вещи.
Анжела |
Спасибо. Для меня статья многое прояснила.
Ия |
Про чувство вины и совесть, отвественность очень много написано у К. Хорни "Невротическая личность нашей времени", статья хорошая, но мне, если честно, напомнила именно переработку материала К. Хорни, можно сказать, индивидуальную интерпретацию психолога. Здесь упор дается на воспитании детей и ошибки в воспитании, у К. Хорни - на том, как это проявляется во взрослой жизни. Спасибо.
Ники |
Спасибо за статью.Побольше бы таких умных психологов...вы делаете очень хорошее дело.Благодарю.
Mimi |
Спасибо большое!!!!
Жанна |
Причины зарождения чувства вины в детстве понятны,но как с ним бороться?Ждать,когда само пройдет,боясь,что перерастет в депрессию?
Трайдент |
Большое спасибо! Статья супер!
Я много лет потратил на то, чтобы разобраться в себе.
"Почему так, а не иначе?". Вопросов, правда при этом, возникало больше чем ответов. Накопил море доводов объясняющих те или иные ситуации (проблемы). Вот только сложить в кучу все эти "пазлы" никак не мог. Всю "Картинку" помогла увидеть Ваша статья. Даже понял почему я раньше не мог ее лицезреть. Теперь, думаю все наладится.
Еще раз огромное спасибо!
Насыров Ильнур |
Спорить с вами не буду (лень, да и настроения нет), статья хорошая, но у меня сложилось впечатление, что вы излишне навязчиво преподносите определения ответственности, совести, вины. Совесть и вина по сути очень близки, и их нельзя разделять настолько кардинально. По поводу вины - интересно, Вы правда считаете что она не продуктивна?
Человек испытавший сильное чувство вины, мучение, разве повторит поступок который вызывает столь неприятные переживания?
Я даже боюсь представить, что может случиться с человеком, незнающем чувство вины. Вспомните "Старуху Изергиль".
Ивентьев Сергей Иванович |
ДЕКЛАРАЦИЯ
БОЖЕСТВЕННЫХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Учитывая, что человек трёхсоставен (Душа, Дух и Тело) и является частичкой Бога, человечеству принадлежат нематериальные и материальные блага, в связи с открытием Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, утверждая Любовь как высшую общечеловеческую ценность и Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека, Мы, жители Земли, принимаем настоящую Декларацию.

Статья 17

Настоящая Декларация принята людьми, которые согласны с нею полностью и поддерживают её, а также не выразили своих каких-либо возражений.
Настоящая Декларация открыта каждому для её принятия.

Совершено в России,
город Казань
23 ноября 2010 года
Анна |
"Чувство вины наносит человеку глубочайший вред".
Чувство вины - такое же чувство, как и все остальные. И раз оно появилось у людей, значит, оно нужно. Вред наносит только иррациональная вина, или гипертрофированная вина.
Если вы даже случайно причините кому-то вред, вполне естественно почувствовать себя виноватым и извиниться!
Разумеется, с излишним чувством вины можно и нужно работать! Но говорить о вреде этого чувства вообще при всех обстоятельствах как-то странно. По-моему, это то же самое, что говорить о вреде темноты или холода.
А такого чувства как совесть, простите, не существует. Откуда Вы его взяли?
олег |
статья хорошая, вероятно многое в ней правда. Но на счет патологического зарождения вины в детстве можно поспорить. Мне кажется что гнетущее душу чувство вины зарождается и формируется в зрелом возрасте. И здесь очень много причин этому:завышенная самооценка, гордость, самолюбие, боязнь показаться хуже чем ты есть на самом деле.
У взрослых вина может развиться в результате употребления алкоголя. Так она и преследует человека, даже после того как он бросает пить.
Настя |
Да, здесь много полезного, особенно опровержение стереотипов о полезности и "духовности" чувства вины. Действительно, человек, испытывающий чувство вины, как бы парализован - он не может действовать разумно и идти вперед, потому что зациклен на самобичевании.
Только возникает еще много нерешенных вопросов по поводу ответственности. Каковы ее границы, должен ли человек, например, отвечать за реакцию других людей на свои слова и действия? И вот еще несостыковка. если совесть причиняет страдания, то чем же она все-таки отличается от чувства вины?
Хлоя |
Онлайн флэш тест на чувство вины на сайте Лаборатория психотехники
длжьжл |
[цитата]Онлайн флэш тест на чувство вины на сайте Лаборатория психотехники [/цитата]
Дарья |
Мне очень понравилась статья. Она необходима людям, пожизненно находящимся в плену ощущения своей "виноватости" и желающим разобраться в причинах этого разрушительного чувства. Мне понравилось, как автор конструктивно объясняет разницу между бессмысленным для человека пережевыванием своей вины и стремлением к осознаванию ответственности за совершаемые поступки, к осознанности своего поведения в целом. Мы часто находимся в плену колоссальной путаницы в своих мыслях, в плену негативных чувств к себе и другим людям, выдаем желаемое за действительное, малодушничаем, называем любовью страхи и привязанности и т.п. Тем, кто готов к самоанализу, кто устал от лукавства с самим собой и просто хотел бы сделать шаг в сторону истинного понимания вещей, эта статья может оказаться очень полезной.
галина |
А как же душа?
Алексей |
Самое страшное, самое негативное чувство, избавление от которого сделает вашу жизнь богаче и полноценней как ничто другое. Ищите его в себе и уничтожайте безжалостно с криком "Пощады не будет !!!!!!!!" !!!!!! Это то, что скрывает от нас за кисеёй своей грязной завесы и "сознание Христа" и "природу Будды". Избавьтесь от него и Дао сам найдёт вас.
З.Ы. Оно же - двигатель нашей свернувшей с пути праведного цивилизации, а его культивирование - основа основ для клонирования "полноценных членов общества".
Алексей |
Не забудьте отключит навсегда модуль комплекса поведенческих программ под названием СОВЕСТЬ. То, что вы воспринимаете как "бесконечно полезный признак и показатель духовного развития" - банальный контролёр всесторонне контролирующего вас "общественного идиотизма". Всё в топку.
Василий |
Чувство вины - главная причина пьянства. Но пьющему человеку, как правило, еще больше прививают это чувство. Мало кто об этом задумывается, проще все сослать на менталитет, особенности загадочной русской души и т.д.
Иван |
Хорошая статья. Спасибо.
Да, чувство вины - это самое разрушительное чувство. На его почве вырастает куча страхов.
Жаль только, что совободиться от него не так просто.
менгуль |
Спасибо за хорошую психологическую помощь!
Sebastian |
[цитата]Чувство вины - главная причина пьянства. Но пьющему человеку, как правило, еще больше прививают это чувство. Мало кто об этом задумывается, проще все сослать на менталитет, особенности загадочной русс...[/цитата]
Главная причина пъянства - это привычка навязанная чуть ли ни с детства, мол, если ты не пьёшь - значит не мужик. А чувство вины для пьянства (оправдания оного) уже появляется после самого пьянства. Пьянство несет в себе много негатива помимо чувства вины: гнев, зависть, ущербность, чувство вины, ненависть и всецелая агрессия.
Александр |
Прискорбно, но это уже социология 21 века. Главное, "чтобы мне было хорошо". Тысячилетия люди жили с "внутренним прокурором", что у нормальных людей нменуется СОВЕСТЬЮ. Болезненное застрявание в прошлом это проблема, которую надо решать, прежде всего узнать, что породило чувство вины. Однако это вовсе не повод избавляться от совести. Человек без социальной ответственности - это не просто циничный эгоист, это - духовный кастрат.
Андрей |
Чувство вины и астрологические планеты: http://astropsychological.16mb.com/
Юля |
Спасибо большое,для меня актуальная статья.Многое для себя почерпнула,как то раньше считала,что чувство вины и совесть это одно и то же,а теперь буду пересматривать свои взгляды.Мне как молодой маме,хочется воспитать здоровых деток как физически,так и духовно.
Виола |
Замечательная статья, позволяющая посмотреть с другой стороны на чувство вины и воспитание в целом. Спасибо
Anna |
Александр, перечитайте текст еще раз. Вы ничего не поняли.
Elena |
Спасибо. Поняла свою ошибку - подменяла чувство ответственности чувством вины, что мешало взрослению. Буду исправлять, а не зацикливаться на себе.
Бунина Елена |
Мы уже рождены с чувством вины и в нас это привнесла церковь,мы уже виноваты,в том что якобы Иисус был казнён из за нас,как они это утверждают Рабская психология внедрённая в людей и чувство вины вложенное ими делает недоброе дело для всех людей.
Артур |
Удивительный материал! Большое спасибо автору!
вера |
спасибо.за осознание,открытие что исполъзую чувство вины для прикрытия беспомощности.когда чувствую вину, то надеюсъ на себя, на свои силы, не принимаю бессилие.появилосъ ёелание двигатъся,менятъся.
Татьяна |
Спасибо за статью. Вот уже как почти два года чувство вины в смерти мужа, прочитав статью на душе стало легче
Алена |
Спасибо, очень интересная статья.Этот вопрос меня давно интересует, так как чувство вины шагает со мной в ногу уже лет десять.Вот еще толковая статья об этом http://fungirls.livejournal.com/115772.html
Ивентьев Сергей Иванович |
Здравствуйте!Написал книги: 1.) Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. – Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. – 357с.http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/ , http://econf.rae.ru/article/7171 2.) Ивентьев С.И.Наш Бог-Творец/С.И.Ивентьев. – Казань: Самиздат, 2013. – 250с.Ивентьев С.И.Наш Бог-Творец. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2014. – 228с.http://econf.rae.ru/article/7984 http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/Огромное спасибо за то, что решили ознакомиться с работами! После прочтения прошу высказать своё мнение о книгах (мой E-mail: sergei-zsk@mail.ru)
Алексей |
Спасибо,вы очень помогли:-)
Инна |
Спасибо! От всего сердца!) я тоже из этой компании))). Когда становится невыносимо, начинаешь искать. И, как правило, находишь. Слава интернету со всеми возможностям, которые он даёт, и низкий поклон вот таким вот толковым авторам. Елена, спасибо за то, что поделились знаниями.
Ник |
Просто шикарная статья, такой развернутой статьи на данную тему я еще не встречал, хотя давно пытаюсь решить эту проблему, Огромное Спасибо!
Галя |
Спасибо, все очень хорошо объяснили, эту разницу между чувством вины и чувством совести.
ЕЛЕНА |
спасибо огромное за статью. наконец-то увидела корни чувства вины только вопрос как его избегать просто отслеживать есть ощущение бессилия кажется что никогда от него не избавлюсь, а я уже на пенсии и хочется Свободы когда игнорируешь вроде как загоняешь вглубь и ничего хорошего от этого быть не может
Timoti |
Тест на чувство вины онлайн флэш: http://psi-test.ru/zdorovie/vina.html
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Кокорева Анастасия Андреевна
Консультация по Skype

Кокорева Анастасия

Дипломированный психолог-консультант, работаю в когнитивно-поведенческом подходе онлайн
Психолог Дряхлова Екатерина Викторовна

Дряхлова Екатерина

Психолог, специалист по рпп. Работаю онлайн и очно в г. Казань
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Карпушина Светлана Александровна

Карпушина Светлана

Практикующий психолог, Гештальт консультант.
Психолог Хлебникова Алена

Хлебникова Алена

интегративный подход
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Коваленко Александра Ивановна

Коваленко Александра

Клинический психолог
Психолог Алтынцева Ирина Константиновна

Алтынцева Ирина

Сертифицированный кризисный практический психолог, работаю в интегративном подходе.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍