articles
Трагический оптимизм с позиции логотерапии В.Франкла
Алексей Иванович Аверьянов, кандидат педагогических наук, доцент,
Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: ai.averianov@gmail.com
В статье рассматривается трагическая триада человеческого существования – смерть, вина и боль, а также сущность трагического оптимизма с позиции логотерапевтического подхода В.Франкла. Автор раскрывает смысл каждого из аспектов трагической триады и говорит о мужестве, позволяющем встретить превратности судьбы лицом к лицу.
Ключевые слова: смерть, вина, боль, трагический оптимизм, мужество.
Tragic Optimism from the Perspective of V. Frankl’s Logotherapy
Alexey Averyanov, Ph.D. in Education, Associate Professor,
Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow. E-mail: ai.averianov@gmail.com
The article deals with the tragic triad of human existence, namely, guilt, suffering, and death. It also covers the essence of tragic optimism from the perspective of Viktor Frankl’s logotherapeutic approach. The author elaborates on every aspect of the tragic triad and discusses the courage that enables a person to face adversities of his or her life.
Key words: death, guilt, suffering, tragic optimism, courage
Э.Лукас в одном из своих интервью вспоминает о том, как она когда-то задала вопрос В.Франклу: «Вы настолько убедительны благодаря тому, что Вы испытали сами, особенно в концлагере. И как Вы вышли из него смиренно и без ненависти. Вам верят, что это может получиться, что можно остаться целым и невредимым в самых сложных жизненных условиях, в том числе внутренне, душевно целым. А затем я спросила: а что же делать нам, Вашим ученикам, которые не прошли концлагерь или что-то похожее? И он сказал мне: «Знаете, госпожа Лукас, у каждого человека свой Освенцим».
Действительно, жизнь каждого человека, помимо всего прочего, наполнена различными тревогами, страданиями, испытаниями и неудачами. Каждому всегда чего-то не хватает для счастья. И в то же время мало кто может сказать, что в его жизни не достает горестных событий и переживаний. Рассуждая о жизни и судьбе человека, можно определенно сказать, что каждый из нас проживает уникальную и не сравнимую ни с чьей другой собственную жизнь. И чья боль сильнее, а переживание интенсивнее, - сказать невозможно. Жизнь каждого человека – одновременно и праздник, и трагедия.
Логотерапия утверждает, что человеческое бытие – это ответственное бытие. Жизнь бесконечно ставит нас перед необходимостью держать ответ за тот выбор, который мы совершаем в рамках данной нам свободы. Как пишет Э.Лукас в одной из своих книг, «жизнь с нами не церемонится. Она может поставить нас, когда мы этого не ожидаем и не заслуживаем, в самое абсурдное положение и перед самыми непостижимыми фактами» [2]. В результате, жизнь человека определяется не тем, какие супертесты она преподносит ему, какими вопросами озадачивает, а тем, как он выдерживает, переживает, переносит эти испытания и каким образом его жизнь при любых условиях сохраняет свои потенциальные смыслы.
В логотерапии есть несколько базовых, принципиально важных триад. Первая из них состоит из свободы воли, воли к смыслу и смысла жизни. Смысл жизни представлен второй триадой – ценностями творчества, ценностями переживания и ценностями отношения. Ценности отношения, в свою очередь, подразделяются на третью триаду – осмысленное отношение к боли, вине и смерти, которую Франкл назвал трагической триадой человеческого бытия.
Боль, смерть и вина – не изобретения логотерапии, они неизбежны, поскольку являются следствиями конечности человека. Поэтому, считает Франкл, к ним не стоит относиться как к несчастью [4, с. 90]. А саму логотерапию не следует считать пессимистичной. Логотерапия – скорее оптимистическое отношение к жизни, «потому что она учит тому, что нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения, триумф и героизм [5, с. 302].
Рассмотрим несколько подробнее каждый из аспектов трагической триады и попытаемся разобраться, что вкладывает В.Франкл в понятие трагического оптимизма.
Первый аспект – смерть – одна из данностей человеческой жизни. Как считает Франкл, именно «конечность человеческого существования ведет к осмысленности жизни. Если бы человек был бессмертен, то были бы оправданы задержки и отсрочки всех его дел и не было бы нужды делать что-то непосредственно сейчас. Для человека имеет смысл использовать уходящее время только при условии конечности существования» [4, с. 90].
Вся жизнь – это череда моментов, которые непрестанно умирают во времени и которые никогда не возвращаются. Понимая это, человек осознает преходящесть жизни, начинает ценить каждый ее момент и использовать его наилучшим образом. Отсюда Франкл выводит категорический императив логотерапии «Живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас».
Вместе с тем, говоря о бренности жизни, «человек видит обычно лишь стерню бренности и не обращает внимания на полный амбар прошлого. В прошлом ничто не является непоправимо утраченным, но все неотторжимо сохраняется в полной безопасности и надежности. Никто и ничто не может лишить нас того, что мы сохраняем в прошлом. То, что мы сделали, не может быть переделано. Это увеличивает ответственность человека. Перед лицом бренности жизни он отвечает за использование возможностей для актуализации потенций, реализации ценностей…» [5, c. 303]. В этом смысле молодые люди могут позавидовать пожилым, поскольку последние уже реализовали многие из своих потенциальных возможностей, а молодым людям только предстоит это сделать, и насколько получится у них реализоваться – неизвестно.
Вспоминая свою прожитую жизнь, человек может с некоторой грустью, но одновременно и с огромным удовлетворением сказать: «как хорошо, что это было/случилось в моей жизни», «как замечательно, что это произошло со мной», «как я рад, что я видел/чувствовал это», «как прекрасно, что я это сделал» и т.д. И это то, что уже свершилось, что навсегда будет оставаться в его сердце, что не в силах отнять у него даже время. Говоря словами Э.Лукас, это тот памятник, который человек воздвиг себе своею жизнью.
«Логотерапевтический взгляд на прошлое ведет к активности и оптимизму. Человек призван наилучшим образом использовать каждый миг своей жизни и делать в любое время правильный выбор: предполагается, что он знает, что ему делать, кого любить и как страдать» [4, c. 91]. Наше будущее сегодня – это наше прошлое завтра.
Второй аспект трагической триады – боль. Никому не удается прожить жизнь без боли и страданий. Но есть ли хоть какой-то смысл в них? Если мы говорим о боли и о страдании, причины которых можно устранить, то смысл как раз и будет заключаться в их устранении. «Ненужное страдание – это мазохизм, а не героизм» (Франкл). И только если нельзя изменить ситуацию, причиняющую боль и страдание, то можно выбрать свое отношение к ним. Именно такое страдание – страдание судьбоносное, «благородное» – дает шанс человеку отыскать в нем смысл, раздвинуть границы своей человечности, проявить свою подлинную сущность. Говоря о смысле страдания, Франкл цитирует слова И.Бэкона «Страдание может иметь смысл, если оно меняет к лучшему тебя самого» [5, с. 306].
Что касается третьего аспекта – вины, то Франкл считает, что никакой поступок и даже преступление не могут быть объяснены только лишь генетическими, социальными и психологическими факторами. В противном случае мы отказали бы человеку в свободе и ответственности за свои поступки, редуцируя его до машины, которой требуется соответствующая починка. И даже сами преступники, по его мнению, питают отвращение к таким объяснениям и предпочитают брать ответственность за совершенные поступки. Вспоминая свое выступление перед закоренелыми преступниками в тюрьме Сан-Квентин недалеко от Сан-Франциско, Франкл вспоминает: «Я не собирался их лишать чувства вины. Я не говорил им: «Вы – беспомощные жертвы образования, семейных обстоятельств». Я сказал им: «Вы – люди, как и я. И вы как люди свободны и несете ответственность. Вы имели свободу и выбрали совершение преступления. И поэтому стали виновными. Но теперь у вас есть ответственность преодолеть эту вину, изменяя себя и улучшая свою личность, характер» [3].
Быть виновным и быть наказанным – это право и привилегия человека (М.Шелер). Вина и ее осознание в ряде случаев позволяют человеку стать лучше (вина может удерживать человека от дурных поступков, вина может подталкивать его к решительным позитивным действиям, вина может пробудить в человеке сострадание и пр.).
Быть человеком в логотерапии означает быть свободным и ответственным. Исключение, по мнению Франкла, составляет виновность, в которой человек также ответственен, но не свободен. «Вина – это ответственность без свободы, за исключением свободы выбрать верную точку зрения на вину» [4, c.92]. Следует также подчеркнуть, что Франкл считал вину исключительно индивидуальным феноменом, выступал против т.н. коллективной вины, потому как совершенно неоправданно делать одного человека ответственным за поступки другого.
Важно отметить, что Франкл дифференцировал различия в позициях, которые человек может занять по отношению к боли и вине. «В случае боли человек занимает определенную позицию по отношению к своей судьбе. Иначе страдание не будет иметь смысла. В случае же вины человек занимает позицию по отношению к самому себе. Что еще более важно, судьба не может быть изменена – иначе это была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя – прерогатива человеческого существования» [5, c. 302].
Перейдем к вопросу о понимании трагического оптимизма.
Франкл постиг всю силу трагического оптимизма перед лицом того ужаса, с которым он столкнулся в нацистских лагерях смерти. Он надеялся, что уроки случившейся катастрофы не пройдут даром для человечества и оно в будущем не допустит подобного. В этом отчасти заключался его оптимизм.
При любых обстоятельствах, даже самых трагических, человек может и должен найти основания для того, чтобы сказать жизни «Да!» несмотря ни на что. Это значит, что в каждой ситуации нужно искать оптимальный смысл. Франкл пишет: «"Наилучшее" на латыни называется optimum – вот почему я говорю о трагическом оптимизме, т.е. оптимизме перед лицом трагедии и с учетом потенциала человека, который в своем максимуме позволяет (1) обратить страдание в достижение и подвиг; (2) использовать вину как случай изменить себя к лучшему; и (3) найти в преходящести (конечности) жизни стимул к ответственным поступкам» [6].
При этом Франкл, будучи реалистом, напоминает нам, что оптимизмом и надеждой, равно как и верой и любовью, нельзя управлять, нельзя к ним принудить. Нельзя человека заставить стать оптимистом вопреки всем скверным обстоятельствам, вопреки полной безнадежности.
Раскрывая трагический оптимизм как основанное на философии человеческой ответственности мировосприятие, Д.А.Леонтьев пишет: «Оптимизм – потому что это вера в возможности человека, в лучшее в нем. Трагический – потому что очень часто зло в человеке оказывается сильнее или даже предпочтительнее для него. <…> «Несмотря на нашу веру в человеческий потенциал человека, мы не должны, - пишет Франкл, - закрывать глаза на то, что человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться, меньшинством. Но именно поэтому каждый из нас чувствует вызов присоединиться к этому меньшинству. Дела плохи. Но они станут еще хуже, если мы не будем делать все, что в наших силах, чтобы улучшить их» [5, с. 10].
Сегодня на земле насчитывается более десяти тысяч заболеваний, огромное количество людей проживает за чертой бедности, в нищете, являются бездомными и беспомощными. Многие находятся в ужасающих условиях военных действий и бедствий, являются жертвами катастроф и катаклизмов, несчастных случаев. Все осознают в той или иной мере, что они смертны…
Где найти основания для оптимизма и силы жить, творить, любить и радоваться жизни? В понимании парадоксальности жизни, в умении выдерживать удары судьбы, в способности возрождаться и воскресать из боли и страданий, в воле к жизни, в упрямстве духа. Жить – несмотря ни на что! Радоваться – вопреки всем невзгодам! Каждый день жизнью побеждать смерть! И быть мужественным.
«Мужество – не отсутствие страха, а способность действовать, невзирая на страх. Мужество – это победа любви и решимости наших сердец над вполне рациональными предупреждениями ума, заботящегося о нашей безопасности» [1].
Литература:
1. Далай-лама XIV. Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся мире. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – С. 114.
2. Лукас Э. Источники осознанной жизни. Преврати проблемы в ресурсы. – М.: Никея, 2019. – C.143.
3. Франкл В. Московские лекции 1986 года // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции. – М.: Смысл, 2005. – C. 253.
4. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 368 с.
5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла (http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt) [Дата обращения: 29.03.2019].