articles Трудности выбора подростка
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Трудности выбора подростка



 

В ходе работы с подростками, которые уже на пороге выбора профессии, которые задумываются, куда пойти учиться дальше, каким специалистом быть, отмечаю, как сложно им в этом самоопределении. А сложности откуда возникают?

Подростковый возраст — это период серьёзной перестройки организма. Для подростка важно найти свое место в жизни, понять, кто он, с кем интересно, а с кем нет, что интересно, а что нет, и вообще осознать, что он же на пороге взрослой жизни. И поиски своего часто сопровождаются болезненными переживаниями, эмоциональными качелями, порой теряется интерес к учебе. На первый план выходит авторитет друзей, а родительский уходит на второй план. Очень часто слышу вопрос: «А зачем мне это? Зачем мне нужно учиться в школе? Зачем мне нужна физика (черчение и тп)?», «Зачем мне учить какую-то теорему, как она мне пригодится в жизни?». Становится все больше и больше молодых людей, которых не интересует ничего, кроме компьютерных игр, социальных сетей, общения с друзьями. Порой третье тоже не в приоритете.

Выбор профессии – это первое важное самостоятельное решение в жизни подростка, когда нет еще жизненного опыта, связанного с работой, построением семьи и социальным продвижением. Тут решение принимается преимущественно на основе своих представлениях о будущем, еще формирующихся мировоззрении, ценностях, ориентации и установках. Таким образом, профессиональное самоопределение подростков и юношей отличается многогранностью, индивидуальностью и особенностями, которые подразумевают различия по темпераменту, интересам, стремлениям, потребностям и т.д.

Когда встаёт выбор в определении профессии, то у многих основным критерием выбора профессии стоит ее престиж, высокий уровень зарплаты, возможность карьерного роста, и только потом, может быть, личный интерес.

Другой бы рад определиться с выбором, но у него возникает сложность, так как за него всю жизнь решали (и решают) родители, чем заниматься, какие увлечения иметь, соответственно, подходя к выбору профессии, он не может соориентироваться, так как у него отняли право выбора, право на желания давно. Поэтому он опять же ориентируется на то, что скажут родители, как они определять его судьбу. Хорошо, если через несколько лет, у такого ребенка возникнет «хочу», интерес к чему-то определенному, и он пойдет за СВОИМ желанием.

И снова о родителях. Часто они стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты, например, стать врачом. Или отдать дань традиции, когда, например, в семье все врачи или учителя, и ребенку не дают право выбора. При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка. Кто-то из детей безропотно подчиняется, а кто-то делают выбор «назло» родителям другой, на эмоциях, куда-нибудь, но лишь бы не туда.

Замечаю, что некоторые «плывут» по течению, и как только на пути возникает препятствие, они поднимают лапки верх и будь что будет. То есть ребенок сталкивается с какой-то проблемой, например, тяжело сдавать ЕГЭ по биологии, а он, допустим, хотел пойти учиться на психолога, а там нужно для поступления результаты по биологии, то он, посмотрев задания, решает, что у него не получится, ему сложно, непонятно, он пугается (или ленится), и просто решает не идти туда. Выбирает, в итоге то, где нет сложных для него предметов при сдаче ЕГЭ. В дальнейшем по жизни зачастую такие люди при каждой сложности, сдаются, даже не попробовав. Страх (страх ошибки, страх не справится/страх неудачи) тут определяет жизнь человека.

Порой отсутствие желаний и мотивации может быть следствием высокой загруженности, когда ребенок порой просто не успевает передохнуть от кучи всевозможных кружков, дополнительных занятий, нет времени побыть наедине с сам собой, прислушаться к себе, что он хочет в дальнейшем.

 А теперь о то, как помочь своему чадо.

Помочь подростку с выбором могут специалисты по профориентации, психологи, и, конечно, родители.  При выборе учебного заведения следует отталкиваться, исходя из склонностей и увлечений самого ребенка, не делать выбор за него. Хорошо, если есть какое-то увлечение, хобби, можно подумать, как это можно превратить в профессию и монетизировать. Если есть сложности с мотивацией, с увлечениями/хобби, то можно обратиться к психологу, выделить на это несколько встреч, чтобы выявить причины сложностей, затем поработать над этой сложностью. Порой пока доберешься до истинны, нужно поднять несколько слоев. Как я писала выше, это может быть какой-то страх, неуверенность в чем-то, тогда мы детально с этим поработаем.

Иногда посещение тематических мероприятий помогает определиться с выбором, те же «Дни открытых дверей», решение профориентационных тестов. Еще возможность на практике себя попробовать, например, в волонтерских проектах, которые либо напрямую связаны с интересующей профессией, либо позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней; на стажировочных площадках, так же можно найти себе наставника, который готов помогать советами, делом.

Какой бы не сделал выбор ребенок, это будет его выбор. И если он просит помощи, не отказывайте ему в этом, но не делайте выбор за него!

 






Об авторе статьи

`
Занина Мария Валерьевна

Рейтинг психолога: 8 8

Занина Мария Валерьевна

Я психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Работаю с подростками с 11 лет и взрослыми. Специализации по терапии психологической травмы, депрессивных состояний.
Город: Краснодар Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Страхи и фобии
  •   Стресс


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍