articles
В ходе работы с подростками, которые уже на пороге выбора профессии, которые задумываются, куда пойти учиться дальше, каким специалистом быть, отмечаю, как сложно им в этом самоопределении. А сложности откуда возникают?
Подростковый возраст — это период серьёзной перестройки организма. Для подростка важно найти свое место в жизни, понять, кто он, с кем интересно, а с кем нет, что интересно, а что нет, и вообще осознать, что он же на пороге взрослой жизни. И поиски своего часто сопровождаются болезненными переживаниями, эмоциональными качелями, порой теряется интерес к учебе. На первый план выходит авторитет друзей, а родительский уходит на второй план. Очень часто слышу вопрос: «А зачем мне это? Зачем мне нужно учиться в школе? Зачем мне нужна физика (черчение и тп)?», «Зачем мне учить какую-то теорему, как она мне пригодится в жизни?». Становится все больше и больше молодых людей, которых не интересует ничего, кроме компьютерных игр, социальных сетей, общения с друзьями. Порой третье тоже не в приоритете.
Выбор профессии – это первое важное самостоятельное решение в жизни подростка, когда нет еще жизненного опыта, связанного с работой, построением семьи и социальным продвижением. Тут решение принимается преимущественно на основе своих представлениях о будущем, еще формирующихся мировоззрении, ценностях, ориентации и установках. Таким образом, профессиональное самоопределение подростков и юношей отличается многогранностью, индивидуальностью и особенностями, которые подразумевают различия по темпераменту, интересам, стремлениям, потребностям и т.д.
Когда встаёт выбор в определении профессии, то у многих основным критерием выбора профессии стоит ее престиж, высокий уровень зарплаты, возможность карьерного роста, и только потом, может быть, личный интерес.
Другой бы рад определиться с выбором, но у него возникает сложность, так как за него всю жизнь решали (и решают) родители, чем заниматься, какие увлечения иметь, соответственно, подходя к выбору профессии, он не может соориентироваться, так как у него отняли право выбора, право на желания давно. Поэтому он опять же ориентируется на то, что скажут родители, как они определять его судьбу. Хорошо, если через несколько лет, у такого ребенка возникнет «хочу», интерес к чему-то определенному, и он пойдет за СВОИМ желанием.
И снова о родителях. Часто они стараются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты, например, стать врачом. Или отдать дань традиции, когда, например, в семье все врачи или учителя, и ребенку не дают право выбора. При этом совершенно не учитываются индивидуальные особенности ребенка. Кто-то из детей безропотно подчиняется, а кто-то делают выбор «назло» родителям другой, на эмоциях, куда-нибудь, но лишь бы не туда.
Замечаю, что некоторые «плывут» по течению, и как только на пути возникает препятствие, они поднимают лапки верх и будь что будет. То есть ребенок сталкивается с какой-то проблемой, например, тяжело сдавать ЕГЭ по биологии, а он, допустим, хотел пойти учиться на психолога, а там нужно для поступления результаты по биологии, то он, посмотрев задания, решает, что у него не получится, ему сложно, непонятно, он пугается (или ленится), и просто решает не идти туда. Выбирает, в итоге то, где нет сложных для него предметов при сдаче ЕГЭ. В дальнейшем по жизни зачастую такие люди при каждой сложности, сдаются, даже не попробовав. Страх (страх ошибки, страх не справится/страх неудачи) тут определяет жизнь человека.
Порой отсутствие желаний и мотивации может быть следствием высокой загруженности, когда ребенок порой просто не успевает передохнуть от кучи всевозможных кружков, дополнительных занятий, нет времени побыть наедине с сам собой, прислушаться к себе, что он хочет в дальнейшем.
А теперь о то, как помочь своему чадо.
Помочь подростку с выбором могут специалисты по профориентации, психологи, и, конечно, родители. При выборе учебного заведения следует отталкиваться, исходя из склонностей и увлечений самого ребенка, не делать выбор за него. Хорошо, если есть какое-то увлечение, хобби, можно подумать, как это можно превратить в профессию и монетизировать. Если есть сложности с мотивацией, с увлечениями/хобби, то можно обратиться к психологу, выделить на это несколько встреч, чтобы выявить причины сложностей, затем поработать над этой сложностью. Порой пока доберешься до истинны, нужно поднять несколько слоев. Как я писала выше, это может быть какой-то страх, неуверенность в чем-то, тогда мы детально с этим поработаем.
Иногда посещение тематических мероприятий помогает определиться с выбором, те же «Дни открытых дверей», решение профориентационных тестов. Еще возможность на практике себя попробовать, например, в волонтерских проектах, которые либо напрямую связаны с интересующей профессией, либо позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней; на стажировочных площадках, так же можно найти себе наставника, который готов помогать советами, делом.
Какой бы не сделал выбор ребенок, это будет его выбор. И если он просит помощи, не отказывайте ему в этом, но не делайте выбор за него!