articles
Повод обращения за помощью к психологу возникает на любом этапе жизни, в любое время года. Но всё же, есть такие темы, которые условно можно назвать «сезонными». Одна из них - сложности в отношениях с ребёнком и беспокойство по поводу неудовлетворительного состояния в связи с началом обучения. В осенний период ко мне частенько обращаются «свежеиспеченные» студенты, а так же их родители, поскольку я работаю с взрослыми.
Когда завершается период обучения в школе и заканчивается «кошмар», связанный с выпускными и вступительными экзаменами юноши или девушки, вся семья вздыхает с облегчением. Каждый член семьи ожидает, что сможет, наконец-то, со спокойной душой, заняться своими делами. Однако, для многих семей, периода относительного покоя так и не наступает.
В данной статье я не стану, как обычно, обстоятельно всё разъяснять. Мне захотелось все выводы, основанные на собственной практике работы, выразить в виде некоего перечня или памятки родителю «вчерашнего» школьника.
1. Ваш ребёнок ещё не успел стать взрослым, поскольку эмоционально и финансово зависит от родителя или родителей.
2. Он так же, как и вы (он в большей степени), много физических и эмоциональных сил потратил на завершение периода обучения в школе (даже, если этого совсем не видно по поведению).
3. Период адаптации к новым условиям требует от любого человека (вспомните себя) огромных дополнительных энергетических затрат.
4. Даже демонстрируя потребность в независимости, взрослеющий человек очень нуждается в помощи и поддержке своей семьи.
5. Проявляя заинтересованность вовне и вы, и ваш ребёнок, получаете опору в собственной семье.
6. Если вы отвёрнуты от ребёнка, он будет вас к себе разворачивать, бессознательно привлекая к себе ваше внимание через плохое поведение и болезненность.
7. Апатия к учёбе, болезненность свидетельствуют о серьёзных внутренних противоречиях, страхе и сомнениях в себе, что ощущается, как дефицит жизненной энергии и силы. Лень – понятие, лишь, социальное. Причины её всегда глубоки.
8. Отделяясь от вас, молодой человек ищет привязанность вовне и при этом, разделяет привязанность с вами.
9. Не обесценивайте переживания молодого человека, чего бы они ни касались.
10. Период адаптации обязательно проходит, а состояние выравнивается со временем.
11. Истинные причины вашего неудовлетворённого состояния всегда в вас самом, точнее вашем жизненном опыте, а не в вашем ребёнке. Рядом с ребёнком неудовлетворённость лишь проявляется или чувствуется намного острее.
12. Чувствуя неудовлетворённость и сильное раздражение в сторону взрослеющего ребёнка, постарайтесь наладить своё личное состояние (помощь психолога – как одна из возможностей). Это в значительной мере будет способствовать эмоциональной близости, необходимой обеим сторонам.
13. Агрессивное или резко отрицательное отношение к более слабым в семье (младшим детям или пожилым членам семьи) – свидетельство дефицита внимания и сомнений в родительской любви.
14. Не отрицайте помощь для семьи со стороны взрослеющего ребёнка. Каждому важно чувствовать свою значимость и ценность для близких.
15. Никогда не сомневайтесь в своей безусловной любви к ребёнку.
16. Никогда не сомневайтесь в безусловной (несмотря на поведение) любви вашего ребёнка по отношению к вам – его родителю!
Всё перечисленное в большей степени касается тех молодых людей, которые после окончания средней школы, остаются в своей семье и родном населённом пункте. Для тех, кто уехал ситуация разворачивается несколько другой стороной, однако, многие аспекты прослеживаются и там.
Надеюсь, что данная статья поможет родителям выйти из категоричной и плоской позиции оценки происходящего и будет способствовать выходу из напряженных отношений с их взрослеющими детьми.