«Кровь прилила мне в голову, в глазах потемнело и одно только желание — выплеснуть из себя это чувство: ударить, убить, разорвать этого несчастного, подвернувшегося мне на пути. Или разбить что-нибудь, раскрошить в щепки, перевернуть все вверх дном, сжечь к чертям собачьим весь этот город… и тогда мне станет легче». (На приеме)
Знакомо ли Вам это состояние? Хотя бы отчасти? Или Вы всегда нордически спокойны и рассудительны, сохраняете философский настрой и свет внутри себя?
Мне, к примеру, это не всегда удается. Я хорошо знакома с этой энергетически заряженной эмоцией, и имя ей — ГНЕВ.
Зачем он нам, если под его воздействием совершаются неадекватные поступки, разрушаются отношения, если он перерастает в агрессию, насилие физическое и психологическое.
Может быть, это — рудимент, ненужный орган, доставшийся нам от приматов, и было бы здорово избавиться от него как от аппендикса?
Однако не будем торопиться с ампутацией.
Гнев – это защитная эмоциональная реакция, побуждающая человека преодолевать противостоящие ему силы, давать им отпор. В угрожающей ситуации эта реакция необходима, поскольку, будучи сильно энергетически заряженной, являясь прямо-таки энергетическим всплеском, она дает человеку необыкновенные силы, мобилизует его ресурсы, и он действительно способен на многое. Вспомните слова из песни: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна…». Лучше про гнев и не скажешь: вскипающая ярость.
Но гнев становится проблемой если он НЕАДЕКВАТЕН, неуместен, направлен не на обидчика, а по касательной, со смещением, на того, кто не может дать отпор, например, на ребенка, который должен ответить за грехи мужа-алкоголика.
Но не будем забегать вперед. Наша цель — научиться управлять гневом, приручить этого зверя, а для этого давайте с ним поближе познакомимся. Для начала, изучим его происхождение и повадки.
Что касается повадок или способов выражения, то здесь мы можем различать два типа гнева:
— Направленный на внешние объекты (эксплозивный).
— Направленный внутрь себя (имплозивный)
Первый (эксплозивный) проявляется в агрессивный действиях, обвинениях, оскорблениях, физической агрессии, психологическом насилии в отношении окружающих. Ненависть, изоляция, злоба – спутники этого вида гнева.
Второй (имплозивный) – это примерно тот же накал страстей, только внутри человека. Все обвинения, направлены на него самого. Человек убивает сам себя изнутри жестокой критикой, о чем окружающие не догадываются. Спутники этого гнева: чувство вины, депрессия. Этот вариант, безусловно, более удобен для окружающих. Однако энергия, присущая гневу и не нашедшая выхода, должна быть использована. К сожалению, направленная внутрь человека, она разрушает его тело.
В итоге — гипертония, язвы желудка и кишечника, другие серьезные заболевания.
Неуправляемый гнев опасен, и, чтобы его приручить, нужно знать причины его возникновения.
Вы уже поняли, что воздействовать надо на причину возникновения, а не загонять в угол сам гнев, не подавлять его, не бороться — он от этого только усиливается.
К счастью, в наше время гнев изучен достаточно, для того чтобы найти к нему подход.
Итак, модели возникновения гнева.
Начну с главного.
Я исхожу из того, что гнев – это защитная реакция человека. Вопрос, кого он защищает?
Ответ я много раз получала от своих клиентов во время сеанса эмоционально-образной терапии.
-Если бы ты мог высадить свой гнев на стул, как бы он выглядел?
-Это злой огромный пес, который хочет растерзать любого, кто подойдет, или дракон, извергающий пламя.
- Сядь на место этого дракона. Представь, что ты и есть весь твой гнев. Ты Сергею(имя клиента) зачем?
-Я защищаю, я охраняю.
-Кого? Представь, что он сидит на другом стуле.
-Это ребенок. Он такой жалкий, беззащитный, он мне не нравится, такой он жалкий и слабый, уязвимый со всех сторон. Я его защищаю и прячу от всех.
В каждом из нас сохранилась наша детская часть. Нежная и уязвимая. Мы всегда ее оберегаем. Это, говоря в терминах психологии, наш внутренний ребенок.
Если человек был сильно травмирован в детстве, и травма не залечена, то эта наша нежная часть остается особенно уязвимой, раненой, малейшее прикосновение к ней вызывает сильнейшую душевную боль. Гнев, как защитная реакция, тем сильнее, чем сильнее боль, чем серьезнее травма, и тогда неосторожное слово или даже невинная шутка могут вызывать на взгляд непосвященного человека совершенно неадекватную реакцию.
Что делать?
Нужно действовать исходя из пропорции: чем слабее внутренний ребенок (или детская часть), чем сильнее он травмирован, тем сильнее выражается гнев. Соответственно, чем сильнее детская часть, тем меньше она нуждается в защите. Гнев, следовательно, становится не нужен. Реакции становятся адекватными, гнев не ослепляет человека и он может реагировать разумно.
Как дать поддержку своему внутреннему ребенку? Как сделать его сильнее и более открытым?
Это очень серьезная работа. Поскольку ребенок этот травмирован, придется с травмой разбираться, вытаскивать ее на поверхность.
-Как выглядит ребенок, которого охраняет дракон? Сколько ему лет?
-Думаю, лет восемь. Это я.
-Как он тебе?
-Я его ненавижу, он грязный, от него воняет, забился в угол. Я хочу, чтоб его не было, он делает меня слабым.
-Почему он такой забитый?
-Отец унижал меня. Это было отвратительно. Я хотел покончить с собой.
-Если бы ты мог вернуть отцу зло, которое он тебе причинил, чтобы это было?
-Ножи, ремни, синяки, топор, груда всего…
-Верни отцу, это его, тебе незачем это с собой таскать.
Как теперь ребенок?
-Лучше, не такой забитый.
-Сядь на его место. Представь, что ты этот мальчик, Сережа в 8 лет. Чего он хочет?
-Он просто хочет, чтобы ему сказали, что он хороший.
-Ты бы мог с ним подружиться, дать ему поддержку, чтоб он не был такой одинокий?
-Не знаю, как…
-Скажи ему, что бы ты хотел услышать от отца, если бы ты сам мог стать ему отцом.
- Я знаю, что ты хороший. Я никогда тебя не обижу, я не дам тебя в обиду никому. Ты всегда будешь в моем сердце (плачет). Я не буду тебя ругать. Буду тебя поддерживать, ты можешь ошибаться, я тебе помогу. Ты никогда не будешь одинок…
-Как мальчик?
- Хочет ко мне пересесть. Повеселел, не забитый, улыбается.
- Прими его образ в свое тело.
-Да, он со мной, мы вместе…
-А как же дракон на этом стуле?
- Его уже нет. Ребенок не боится, его не надо защищать.
Это была не единственная сессия, и ее я передаю в сокращенном виде. Были использованы специфические приемы эмоционально-образной терапии, что позволило быстро достичь результата.
Проблема гнева была решена, поскольку клиент познакомился со своей раненной детской частью и научился давать ей поддержку.
Я много раз убеждалась, что за бушующим гневом прячется несчастный ребенок. Осознание этого помогает мне спокойно справляться с гневливыми выпадами некоторых людей. Я думаю в этот момент: «Кого же ты прячешь, разгневанное чудовище, уже так мало похожее на человека?»
Автор: Светлана Ладейщикова