articles Управление проблемами: 7 шагов
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Управление проблемами: 7 шагов



 1. Составляем список проблем

Назовите проблемы, вызывающие наибольшую обеспокоенность. Какие две проблемы наиболее важны и можно ли их решить; иными словами, можете ли вы контролировать проблему или влиять на нее хотя бы частично. Нерешаемые проблемы – это проблемы, которые вы никак не можете изменить, на которые вы не можете никак повлиять и которые невозможно контролировать, например военный конфликт. Иногда отдельные аспекты такой проблемы можно изменить к лучшему. Обычно это касается того, как клиент видит проблему. Например, человек, больной раком, не может повлиять на исход болезни, но могут существовать пути снижения тяжести состояния, например меры борьбы с болевым синдромом или улучшение доступа к медикаментозному лечению. Наконец, вам следует составить список проблем, которые кажутся неважными и несрочными.

2. Выбираем проблему

Выбор проблемы, на которой можно сосредоточиться. Мы рекомендуем выбрать сначала относительно простую проблему, либо часть/компонент большой проблемы. Это даст возможность достичь успеха на ранних этапах. Но в процессе все же стоит взяться за более сложную проблему, чтобы попробовать решить ее вместе с близкими, со специалистами.

3. Определяем проблему

Лучше определить проблему настолько точно, насколько это возможно. Какие аспекты проблемы носят практический характер, на что можно повлиять. Например, «ощущение неполноценности» – это проблема, которую хочется как-то изменить. Но эта тема слишком обширна и расплывчата. Лучше выделить ее практические аспекты. Для этого задайт енекоторые из следующих вопросов.

— Когда это становится для вас проблемой? В каких ситуациях проблема возникает?

— В чем проявляется проблема? Если бы я наблюдал(а) за вами в момент, когда возникла эта проблема, что бы я увидел(а), как бы вы выглядели, что бы вы делали или не делали?

— Как бы изменилась ваша жизнь (например, повседневная активность), если бы вы никогда не сталкивались с этой проблемой?

4. Мозговой штурм

Это творческий фейерверк. Предложение наибольшего возможного количества идей, способных помочь с решением или изменением проблемы или ее части. Пишите все решения, чтобы ничего не забыть. Решения также могут касаться существующих сильных сторон, ресурсов и поддержки. Пожалуйста, не просите готовых советов от кого-либо, их оценка и мнение может быть необъективно из-за их личного опыта и их ценностей. Вам важно научиться самой/му это делать, внутри Вас часто есть готовые ответы. Важно — не ищите решений, которые разрешили бы проблему полностью и сразу. Часто именно на этом этапе люди испытывают особенные трудности, пытаясь справиться с проблемой самостоятельно. Цель этого этапа – найти как можно больше решений, независимо от того, насколько эффективными (или неэффективными) они будут при решении проблемы или хотя бы ее части. Вы даже можете прибегнуть к юмору или предлагать заведомо абсурдные решения. И не надо, не надо, не надо оценивать возможные решения с точки зрения их эффективности на данном этапе, так как его задача – найти как можно больше решений, а не оценивать их. Люди, которые находятся в состоянии депрессии или ощущают безнадежность, могут испытывать существенные трудности с выработкой решений или идей, способных устранить проблемы. Это объясняется их убежденностью в том, что ничего не изменится к лучшему, и сомнением в своей возможности исправить ситуацию. Вы можете задать несколько вопросов, например:

— Придумать несколько идей, которые были бы эффективными, если бы его друг оказался в подобной ситуации, но не страдал от депрессии.

— Какие варианты решений Вы использовали в прошлом (независимо от того, сработало это или нет).

— Какие общие или приблизительные идеи, например: «Некоторым людям помогло общение с другими. Как вам кажется, вы могли бы использовать такое решение? С кем бы вы могли поговорить? Что бы вы сказали или спросили для решения части проблемы?»

5. Принимаем решение и выбираем

После того как Вы исчерпали все возможные идеи и сформулировали максимальное число потенциальных решений, пришло время оценить каждое из них. Вы можете выбрать только те стратегии, которые способны повлиять на решение или управление проблемой. При оценивании решений стоит подумать о ближайших и отдаленных последствиях. Например, такое решение, как напиться, для того чтобы не вспоминать об умершем любимом человеке, может помочь справиться с эмоциями в краткосрочной перспективе. Но это нерациональное решение в долгосрочной перспективе, так как это, вероятно, приведет к возникновению других проблем. Поэтому это не будет хорошим выбором. Решение считается нерациональным, если оно приведет к серьезным проблемам для физического и эмоционального благополучия Вас или друзей, семьи, работы и социальной жизни.

Давайте рассмотрим предыдущий пример, то есть практику регулярно напиваться, для того чтобы справиться с горем. В краткосрочной перспективе это решение может быть эффективным, но продолжительное употребление большого количества алкоголя, скорее всего, станет причиной многих проблем, касающихся эмоционального благополучия (например, люди страдают от депрессии вследствие приема алкоголя) и физического здоровья (например, это может стать причиной заболеваний печени и почек). Это может расстраивать семью и друзей, а также влиять на способность работать (например, брать выходные из-за пьянства, нарушена концентрация из-за похмелья). Другие примеры нерациональных решений: физическая агрессия, употребление наркотиков, незаконные или опасные действия. Необходимо решить, насколько реализуемыми являются предложенные решения. Даже когда идея видится очень эффективной, она может оказаться не очень хорошим решением в случае, если Вы не может реализовать ее из-за отсутствия необходимых ресурсов.

Например, один из клиентов определил отсутствие работы как свою основную проблему. В процессе обсуждения он упомянул, что ему недавно предлагали работу с хорошей зарплатой. Хотя это и было бы эффективным решением его проблемы, в процессе дальнейшего обсуждения клиент осознал, что предлагаемая работа связана с рисками, ему пришлось бы работать ночью в опасном районе города. Клиент решил, что, поскольку у него семья с маленькими детьми, эта работа позволит решить его проблему. Но потом пришел к выводу, что стоит поговорить с руководителем и спросить, есть ли другие вакансии в менее опасных районах города. После этого Вы выбираете наилучшее решение (одно решение или комбинацию решений) своей проблемы.

6. План действий

Наконец, очень важно выделить достаточно времени, для того чтобы разработать план действий по реализации выбранного решения. Разделите решение на несколько небольших этапов (например, в процессе поиска работы:

— поиск информации об открытых вакансиях, изучение требований по разным вакансиям, просмотр и, для некоторых вакансий, обновление рекомендательных писем и так далее);

— выберите определенный день и время для выполнения каждого из заданий; это поможет с успешным выполнением всех этапов.

— можно воспользоваться календарем Напоминания, которые помогут не забыть о необходимости выполнить все предусмотренные задания (например, на мобильном телефоне;

— организация заданий таким образом, чтобы они совпадали с мероприятиями, запланированными в семье или на работе или праздники, или приемами пищи; просьба, чтобы член семьи или друг напомнил о заданиях.

Если решение предусматривает разговор с тем или иным конкретным человеком, и Вы не знаете, как к этому разговору подойти, поможет ролевая игра. Это хорошая возможность потренироваться в том, что Вы скажете, если необходимо будет попросить что-то или с кем-либо поговорить. Это поможет стать более уверенным и повысит шансы на успешное выполнение плана.

7. Анализ

Как прошло выполнение запланированных заданий? Какие трудности возникли, как их преодолеть, так чтобы попробовать снова выполнить нужные задания. Если удалось выполнить план, напишите дальнейшие шаги, которые Вы предпримете для управления проблемой. Анализ также важен для повышения уровня уверенности в себе; это даст понять, что вы верите в способность выполнить все задания и что вы искренне заинтересованы в успехе.

Методика, рекомендованная Всемирной Организацией Здравоохранения.

Информация взята из открытых источников интернета: Управление проблемами плюс (УП+). Индивидуальная психологическая помощь для взрослого населения в состоянии дистресса, вызванного неблагоприятной ситуацией в общине (Стандартная версия 1.0 ВОЗ для апробации в полевых условиях) [Problem Management Plus (PM+): Individual psychological help for adults impaired by distress in communities exposed to adversity. (Generic field-trial version 1.0)]. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2018. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO






Об авторе статьи

`
Минюк Зинаида Павловна

Рейтинг психолога: 8 8

Минюк Зинаида Павловна

Психолог, гештальт-терапевт, работаю со взрослыми
Город: Минск
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Зависимости
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Семья
  •   Стресс
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Сопляменник гиперактивных двоешников |
осень. начались сезонные обострения у психов. даж по этой офицальной питушиной электронопрогерной системе заметно, да и в реале тож, блатата трутни всякие, пасанчики на районе, и офицальные тож. популяция помойка. проблема. как решать, уже терь только устранять... ущерб непоправимый нанесли...
Сопляменник гиперактивных двоешников |
время ща конешна... психов неадекватов трутней полно. и ведь типа начальники. людоеды. приблудных, реально от слова блуд. и ведь твари в кустах, под юбками ныкаются. вот ведь до чего трусость паскудность доводит, за свою шкуру до таких низостей опускаются... там и самцы друг друга по кругу пустят как нефиг делать... и это типа свои...
Сопляменник неадекватных двоешников |
массовая неадекватность перестает быть неадекватностью, становится нормой... так же и проблемы, массовые уже и не проблемы...
Сопляменник неадекватных двоешников |
дистанция, дистанция, и еще раз дистанция, как вариант... ну и штоб с больных голов на здоровые не перекладывали... хотя здоровых ща наверно уже мало...
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Коропец Лев Сергеевич

Коропец Лев

Врач-Психотерапевт, КПТ
Психолог Риттер Елена Викторовна

Риттер Елена

курсы переподготовки в международном институте психологии SMART "Психолог в социальной...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Шухман Ксения Игоревна

Шухман Ксения

психолог, ОРКТ-практик, работаю с детьми и подростками, консультант по...
Психолог Дынник Наталья Владимировна
Консультация по Skype

Дынник Наталья

Клинический психолог, работаю в гештальт подходе с детьми и взрослыми.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍