articles
Человек на 80% состоит из воды, но если у человека нет смысла в жизни, то он всего лишь вертикальная лужа.
На протяжении всего своего существования, человек ставил перед собой экзистенциальные вопросы, т.е. вопросы существования (от лат. existentia — существование). Зачем я живу? как я здесь оказался? в чем смысл жизни? в чем смысл смерти? в чем смысл страдания? и т.д. Человек нуждается в попытках ответа на важнейшие вопросы. Таким образом, любая психотерапия не мыслима без постановки этих вопросов.
Логотерапия, является одним из видов экзистенциальной психотерапии, основателем которой считается Виктор Франкл.
В. Франкл является последователем и учеником А. Адлера, представителя аналитической психологии.
Для Адлера фундаментальными понятиями являлись базисное чувство неполноценности человека, комплекс неполноценности, комплекс совершенства, стремление к превосходству (чувство власти), социальные чувства, жизненные задачи, жизненные проекты, жизненные стили.
В. Франкл использовал понятия: жизненных задач и жизненных направлений, назвав их смыслами, направленностью на цели, ценности. Кроме того, основным понятием его психологии стало понятие воли к смыслу. По его мнению, это базовая потребность, которая есть у каждого человека.
Если потребность воли к смыслу фрустрируется, то у человека возникают ценностно-смысловые конфликты и кризисы. Франкл отличает их от психодинамических конфликтов, возникающих между влечениями и идеалами. Смысловые ценностные конфликты возникают между ценностями.
Франкл наблюдал за людьми в концлагере и увидел, что люди, которые были на что-то направлены, у которых была цель, выживали. Франкл был убежден в том, что смысл - это важнейшее условие выживания. Те, кто хотели умереть, ничем не интересовались, и уже ничего не ждали.
В действительности же, не мы ждем от жизни что-то, а жизнь ждет чего-то от нас, не мы требуем чего-то от жизни, а жизнь требует от нас. Бытие требует от нас, чтобы мы осуществили то, что должно быть осуществлено, ту целостность, которая находится за нашими пределами и направляет, манит, зовет нас. Наша смысловая часть души направлена на что-то, что находится за ее пределами, на трансцендентные образования, на то, что не может быть найдено в текущей ситуации и то, что заставляет нас двигаться вперед.
Наблюдая за людьми в концлагере, Франкл заметил, что часто люди ожидали от жизни простых вещей. И эти простые вещи, которые были недостижимы в условиях концлагеря, являлись для людей сосредоточием смысла и заставляли их жить. В концлагере для человека такой идеей и смыслом, могла быть просто кружка свежего молока, которую он когда-то прежде пил у себя дома. И это не что-то низменное.
Когда воля к смыслу не реализуются, возникают ценностно-смысловые конфликты и возникает состояние экзистенциальной фрустрации, то есть фрустрации, связанной с существованием. Эта фрустрация возникает при наличии препятствий на пути воли к смыслу.
Экзистенциальная фрустрация может привести к ряду последствий.
Рассмотрим, как может развиваться ситуация смыслового кризиса:
Смысловые кризисы. Фрустрация.
В нашей жизни происходят переходы из одной смысловой ситуации к другой. У человек могут возникать смысловые кризисы, как естественные состояния жизни. Однако, они становятся фрустрацией, если человек долго не может найти новый смысл.
Поиск смысла.
В ситуации смысловых кризисов у человека возникают конструкты поиска смысла. В нормальном случае это аутентичный способ поиска смыла.
Проблема выбора.
При поиске смысла возникает проблема выбора. В каждой ситуации заключено множество вариантов дальнейшего развития. Есть тысячи смыслов, но только один является истинным для человека. Довольно часто, люди рассматривают только одну альтернативу, не видя все поле возможностей.
Совесть является органом выбора. Нужно развивать совесть, иначе она будет давать ложные советы. Не всякий внутренний голос является истинным.
Реализация выбора и ответственность.
После осуществления выбора смысл нужно реализовать. Реализация может показать, что выбор был ошибочным и тогда возникает проблема ответственности. Мы несем ответственность за выбранный смысл.
С точки зрения психотерапии в этом подходе является важным ставить человека в ситуации поиска смысла, делать выборы и понимать свою ответственность за них.
Концепция смысла Франкла широко применялась им в наиболее критических состояниях человека (тяжелые болезни, потери конечностей и прочее).
Он выразил три способа обретения смысла:
Страдание как источник человеческого роста, посттравматического роста. Травма может быть источником не только страдания и разрушения, но и источником мужества, роста, особых просветлений. Например, дети из неблагополучных семей, зачастую, имеют больше стойкости, и их стремление к росту сильно. При бедствиях человек не обязательно ломается, скорее это может способствовать развитию такого личностного образования как экзистенциальная стойкость.
С одной стороны, страдание может давать негативные смыслы: человек может приобрести смысл жертвенности. Этот смысл может стать очень сильным, и тогда человек уже в качестве образа жизни через жалость обретает власть над окружением. Жертва вызывает два переживания в окружающих: иррациональные страхи и жалость.
С другой стороны, страдание может иметь позитивный смысл, в том случае, когда его можно утилизировать (смысл трансформации) в переживание высокого накала высших ценностей. Агрессия, недовольство, злость человека могут стать мощным источником энергии для трансформации. Колоссальное количество энергии, заключенное в страдании может быть освобождено и направлено на созидание и реализацию новых позитивных смыслов.
На сегодняшний день, помимо психологии счастья, развивается психология, которая учит человека жить в несчастье. Это важнейшая задача для человека, поскольку в своей жизни он, так или иначе, сталкивается с несчастьями и страданиями, человек не может сталкиваться только со счастливыми случаями. И именно, в эти периоды человек наиболее всего незащищен, не знает, как помочь себе, как пережить страдания. Это направление является важнейшим при воспитании детей, их также нужно учить переживать несчастье и страдания, иначе они не смогут переживать фрустрацию в своей взрослой жизни, не смогут держать удар.
В обретении смысла человеку может, помочь:
- Взаимодействие с терапевтом.
- Взаимодействие с теми людьми, которые "веруют" в смысл, поскольку люди – это почва друг для друга, а другой человек может оказаться для нас той самой необходимой средой, из которой может вырасти наш смысл.
Общий смысл логотерапии Франкла: если у человека есть смысл, то он действует легко, но прийти к обретению этого смысла очень сложно.