articles
Работая с людьми, которые ко мне приходят на консультации, на длительную терапию, отмечаю, что зачастую многим сложно определить, что они чувствуют, какие эмоции переживают, не могут дать этому название. Хорошо, если человек может рассказать про ощущения в теле, но бывает, что и тело «заморожено».
Иногда бывает и так: слушаешь человека, он уверенно отвечает на вопрос, что он чувствует, а у меня ощущение, что что-то не так, проходит несколько встреч (спасибо моей чувствительности, внимательности), и ты понимаешь, что это у него идет из головы, на самом деле он эти чувства не проживает. Когда-то он прочитал в умной книжке, услышал, что в подобной ситуации он должен чувствовать это или, вот и называет.
Еще раз убеждаюсь, как важно развитие эмоционального интеллекта, очень жалко, что этому не учат в детских садах, школах, ссузах и вузах.
В широком понимании эмоциональный интеллект - это признание за собой различных чувств, умение отделять личные ощущения от фактов, а также умение чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые, или вы видите их в первый раз в жизни.
Неваловажная часть эмоционального интеллекта — умение распознавать и честно описывать собственные эмоции, способность не поддаваться панике и откинуть «плохие эмоции» (гнев, ревность, раздражение, зависть, злость), умение пользоваться Я-сообщениями. Люди, способные напрямую выражать свои чувства, осознать их источник и спокойно обсуждать дальнейшие действия, не переходя на личности, встречаются редко. И общение с такими людьми оказывается очень качественным.
Причин не чувствовать несколько:
1. этому не научили родители/значимые взрослые. Когда мама или папа должны были при проявлении ребенком эмоций их называть, например, Я знаю, что тебе страшно или Ты злишься. Но этого не случилось.
2. за проявление каких-то «негативных» эмоций ребенка либо наказывали, либо осуждали, либо критиковали – вообще всячески гасили, чтобы их у него не было, чтобы он их не проявлял. Это зачастую неспециально, скорее всего родителю самому сложно с этими чувствами сталкиваться, вот он и в ребенке их подавляет. Соответственно, ребенок со временем их перестает чувствовать, и не только эти, но и другие, где подавлялись одни, ушли и другие, и в итоге оказываются такие не чувствительные/безэмоциональные люди;
3. как итог травматического события, стрессовой ситуации. Бывает, блокируются только одни чувства, чаще всего страх, но и тело перестает чувствовать. Так психика защищается.
4. Но если состояние полного отсутствия чувств и эмоций возникает без видимых причин, то в этом случае оно является симптомом наличия какого-либо соматического заболевания или другого психического расстройства.
Отсутствие чувств, эмоций и желаний может приобретать разные формы, в зависимости от того, какая доля мозга поражена и не способна выполнять свою основную функцию. Изменения могут коснуться как притупления физических ощущений (например, человек перестает воспринимать цвета, или притупляется чувство боли, нет чувствительности к температурным изменениям и т. п.), так и эмоциональной и когнитивной сферы, когда человек оказывается неспособным проживать любые чувства. Тут порой без медикаментозного вмешательства никак. Оно необходимо для снижения выраженности симптомов и достижения ремиссии, вместе с ним применяется терапевтическое воздействие с психотерапевтическими методиками. Без психиатра, клинического психолога здесь не обойтись.
Психическим здоровьем, как и физическим, важно и нужно заниматься!!! От его здоровья порой зависит и физическое!!!
P.s. Рекомендую посмотреть мультфильм «Головоломка».