Работая с повторяющимися снова и снова негативными ситуациями клиента (см. статью "Психологические игры"), внутренними конфликтами (см. статью ""Внутриличностные конфликты в транзактном анализе"), состояниями аффекта, паническим атаками и другими ситуациями не обойтись без работы с чувствами клиента.
В Транзактном анализе выделяют три категории чувств:
- Аутентичные чувства
- Рэкетные чувства
- Резиновые ленты
Аутентичные чувства
- сопровождаются телесным откликом,
- адекватны тому что происходит вокруг (ситуации),
- относятся к одному из 4 базовых чувств:
- злость
- страх
- печаль
- радость
Рэкетные чувства
- неадекватны тому что происходит (например, возникает иногда ощущение, человек как будто ищет повод для того, чтобы разозлиться и находит его)
- всегда покрывают автономные (или другие рэкетные, но "внизу" всегда автономное чувство, например рэкетная злость покрывает рэкетный страх, который в свою очередь покрывает аутентичную печаль):
- это происходит в тех случаях, когда автономная реакция на ситуацию внутренне запрещена (например, злость у большинства женщин или страх у многих мужчин)
- аутентичное чувство становится источником психической энергии для рэкетного чувства (отсюда и внешне неадекватная текущей ситуации "сила" рэкетного чувства)
- повторяемые, навязчивые (например, могут являться постоянным эмоциональным фоном человека вне зависимости от внешней ситуации)
- у каждого человека ограниченный набор "любимых" рэкетных чувств, которые составляют его личностный стиль:
- каждое рэкетное чувство связано с какой-то благополучно не разрешенной драмой в детстве
- рэкетные чувства организуют психологические игры, в процессе которых на партнеров по игре проецируются персонажи, связанные с соответствующей рэкетной драмой (историей)
Резиновые ленты
- реакция на внешний стимул, который связан с эмоционально заряженной ситуацией в прошлом (не обязательно в детстве, например, после того как Вас покусала собака может появиться страх при виде собак)
- в точности повторяют то чувство что чувствовали, когда возникла первоначальная ситуация
- возникает, если вокруг нас происходит что-то что напоминает старую ситуацию
- не навязчиво и не самопроизвольно повторяема
- более сильное, чем рэкетное чувство
- не обязательно связано с детским возрастом
Работа с чувствами, когда они возникают
Для того, чтобы эмоции не "застревали" в теле и не приводили к осложнениями (например, к психосоматическим заболеваниям) в работе с чувствами клиенту в первую очередь необходимо научиться выражать их экологично здесь и сейчас (вне зависимости от того, к какой категории они относятся), а именно:
- выйти в отдельное помещение (например, в туалет)
- определить какого из базовых чувств больше в данном чувстве:
- злость
- страх
- печаль
- радость
всем телом выразить это базовое чувство максимально активно используя мимику лица:
- злость - порычать или пошипеть, корча злобную рожицу,
- страх - активно попугаться (ой, боюсь-боюсь), сев на корточки и закрыв голову руками,
- печаль - поплакать, скривив печальную физиономию,
- радость - активно порадоваться (можно попрыгать, помахать руками: Yes!)
Для работы с аутентичными чувствами приведенной выше техники достаточно.
В работе с рэкетным чувством кроме его выражения необходимо найти аутентичное чувство, которое находится под рэкетным с помощью вопроса: "А что на самом деле я себя чувствую, когда мне кажется, что чувствую "рэкетное чувство" (например, страх)?"
В работе с резиновыми лентами необходимо найти и вновь прожить ситуацию из прошлого в безопасной обстановке (например, наедине дома или в кабинете психолога): это позволит аннулировать эмоциональный заряд прожитой ситуации прошлого.
С уважением, психолог Корчмарек Евгений, korchmarek.ru
Статья на моем сайте: "Виды чувств"
;