articles Влияние неполной семьи на формирование подростковой девиантности
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Влияние неполной семьи на формирование подростковой девиантности



В настоящий момент довольно часто можно наблюдать такие формы асоциального поведения детей, как употребление наркотических веществ, преступность, занятие азартными играми, детский алкоголизм, суицидальное поведение, интернет-зависимость и агрессия. Согласно последним статистическим исследованиям эту группу детей девиантного поведения, в основном составляют дети из неполных семей.

Основной наиболее значимой причиной проявления девиаций, а также нежелательного поведения в детстве считается педагогическая запущенность в условиях воспитания в неполной семье.

Влияние неполной семьи на формирование девиантности подростка

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. Происходит овладение им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведет к определенным нарушениям в психическом и личностном развитии ребенка. Именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Определение неполной семьи звучит следующим образом: неполная семья - это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать- отец- ребенок». Это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Они связаны родственными отношениями, ведением общего хозяйства, взаимной моральной ответственностью.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

- изменение моральных норм в области взаимоотношения полов;

- распространение добрачных связей;

- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

- утрата семьей своей производственной функции;

- неподготовленность молодежи к браку;

- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

- алкоголизм и наркомания.

Выделяются три основные типа неполной семьи:

  1. Моно семья/ Внебрачная семья (мать-одиночка)
  2. Осиротевшая неполная семья
  3. Разведенная неполная семья

Моно семья (внебрачная семья, мать-одиночка).

Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она любила. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка. Это может быть связано также и с тем, что мать обычно перегружена работой и ребенку уделяет недостаточно внимания. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания, так и не испытав семейного тепла (круглосуточные группы детского сада, интернаты, специализированные училища и т.п.). Воспитание таких детей почти ничем не отличается от воспитания тех, кто вырос вообще без родителей и провел первые годы в детском доме.

Дети родившихся вне брака испытывают особые психологические трудности и сталкиваются с социальной дискриминацией. Ребенок получает меньше тепла, так как у него один родитель. Дети дольше остаются эмоционально незрелыми, не имеют достаточного опыта поведения с противоположным полом. Испытывают недоверие к людям, подозрительны, склонны к отстраненности, изоляции. По статистике - чаще других пополняют состав колоний для малолетних преступников. Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой поло-ролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.

Осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей.

- Потеря родителей ведет к неспецифическим травмам. Последствия зависят от пола, биогенетической уязвимости, наличия людей, которые могли бы заменить умершего родителя, от типа потери (матери или отца), доступности компенсаторных поддержек и социального статуса развития.

- У детей период сильного переживания короче, чем у взрослых, но при столкновении с новыми жизненными ситуациями чувство невосполнимой утраты может стать острее.

- Связь смерти одного из родителей с появлением психических нарушений (страхов, депрессивных состояний) выражена меньше, чем при разводе. Максимально увеличивается риск возникновения психического нарушения, когда ребенок теряет родителя на 3-м или 4-м году жизни. Особенно если пол ребенка совпадает с полом умершего родителя. Так как ребенку необходимо в подростковом возрасте учиться поведению, соответствующего его полу.

Разведенная неполная семья - семья, в которой родители по какой-то причине не захотели или не смогли жить вместе.

Проблемы детей, переживших развод родителей:

- Нарушение адаптации к повседневной жизни - прежний мир разрушен, нужно приспосабливаться к новым обстоятельствам.

- Хуже адаптированы дети, проживающие с разведенными родителями в одной квартире. Наиболее уязвимы дети, являющиеся единственным ребенком в семье. Там, где есть братья и сестры, дети вымещают агрессию или тревогу друг на друге - это снимает напряжение, уменьшает вероятность нервных срывов.

Большую психологическую травму наносит не сам факт развода, а обстановка в семье, предшествующая разводу и последующая после него. Для ребенка нет развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 5 - 7 летние дети (больше мальчики). Девочки острее переживают разлуку с отцом в возрасте от двух до пяти лет.

«Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к следующей статистике:

  1. у 37,7 % детей снижается успеваемость,
  2. у 19,6 % страдает дисциплина дома,
  3. 17.4% требуют особого внимания,
  4. 8,7% убегают из дома,
  5. У 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом.

Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе со своими детьми к своим родителям. Следует учесть и то, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу, тем более что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при попытках занимать независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакция на непринятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее, оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными козлами отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что определенным образом сказывается на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи - тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания, ребенок в такой семье многого недополучает. Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей. Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах, к отсутствию самостоятельности. В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях.

Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида. В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.

О неблагоприятном воздействии развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детских психиатров, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. Причем психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер.

В основе всех вышеперечисленных отклонений детского поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира и отчуждение. Подростковая девиация — это слепок с межличностных отношений в семье.  

Берегите себя и своих близких!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующую статью.

Запись на консультацию 8 906 078 26 25.

Сайт https://fischuk-therapy.ru

 






Об авторе статьи

`
Фищук Наталия Алексеевна

Рейтинг психолога: 9 9

Фищук Наталия Алексеевна

Практикующий психолог. Парадигма, в которой я живу и работаю — целостность духовно-материальной природы человека.
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍