articles
Характер профессиональной деятельности специалистов по оценке персонала в силу своей эмоциональной напряженности часто приводит к появлению симптомов эмоционального выгорания, но степень выраженности тех или иных симптомов различна у людей с разной резистентностью к определенным стрессовым ситуациям.
Работа с людьми предъявляет к сотруднику высокие требования, влечет за собой особую ответственность и большую эмоциональную нагрузку. В частности, деятельность специалиста по оценке персонала предполагает собеседования с соискателями или проведение оценки сотрудника после испытательного срока. Большинство людей в таких ситуациях испытывают очень сильные эмоции по поводу результатов найма на работу. Поэтому профессия специалиста по персоналу осложнена различными напряженными эмоциональными контактами и потенциально содержит в себе опасность ежедневного столкновения с негативными эмоциями, связанными с рабочими ситуациями, и, как следствие, большую вероятность возникновения хронического стресса.
По утверждению американского психолога, первой исследовательницы синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), Кристины Маслач, профессиональное выгорание – это эмоциональное истощение, которое возникает вследствие межличностного взаимодействия и влечет за собой утрату позитивных чувств, сострадания и уважения [1]. Развитие этого синдрома в дальнейшем может привести сначала к формальному выполнению работы, лишенному не только эмоций, но и заинтересованности в результате, а затем и к более серьезным проблемам, связанным не только с работой, но и со здоровьем сотрудника.
Таким образом, эмоциональное выгорание – это синдром не только эмоционального, но и физического истощения, что влечет за собой развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания проблем тех людей, с кем сотруднику приходится вступать в контакт. Эмоциональное выгорание – это не просто потеря творческого отношения к работе или реакция на однообразную деятельность, это, прежде всего, стресс от напряженного межличностного общения.
Стрессоустойчивость, как взаимодействие компонентов психики, позволяющих человеку пере- носить большие эмоциональные нагрузки, обусловленные его профессиональной деятельностью, является необходимым качеством сотрудника, вступающего в интенсивные межличностные кон- такты.
В связи с этим проблему изучения развития стрессоустойчивости у специалистов по оценке персонала можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения теории, и с точки зрения практики.
Цель нашей работы – определить взаимосвязь стрессоустойчивости и выраженности синдрома эмоционального выгорания у специалистов по оценке персонала.
Эмоциональное выгорание – тема достаточно хорошо изученная, ее рассматривают в своих ра- ботах Г. Селье, Г.С. Абрамов, Р.П. Мильруд, В.Н. Васильев, Н.В. Водопьянова, К. Маслач, Г.А. Робертс, В.В. Бойко, Д. Трунов, В.Е. Орел, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Л.М. Митина, Т.И. Ронгинская, Н.В. Кузьмина, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков, М.И. Лисина, А.И. Сильвестров. Анализ литературы показал, что синдром эмоционального выгорания подразумевает под собой эмоциональное, мотивационное и физическое истощение сотрудника, характеризующееся нарушением функционирования в различных областях жизни.
Развитие профессионального выгорания происходит поэтапно: от высокой активности и чрез- мерного сосредоточения на работе до нарушения профессиональной деятельности, отсутствия инициативы и проявления безразличия в отношении труда. Симптоматика профессионального выгорания крайне разнообразна: соматические нарушения, неадекватные эмоциональные проявления – от депрессивных до агрессивных реакций, снижение когнитивной активности, познавательных функций, избегание социальных контактов. Следует отметить, что проявления данного синдрома связаны с утратой интереса к работе, со стремлением отстраниться от выполнения профессиональных обязанностей, что негативно сказывается на качестве выполняемой работы.
Психологи выделяют множество общих оснований, провоцирующих синдром эмоционального выгорания специалистов. Это и эмоциональное истощение, и деперсонализация, и несоответствие между способностями и потребностями, завышенные требования социальной среды, общая стрессогенность профессии типа «человек-человек», неправильные стратегии в управлении стрессом, неблагоприятные условия труда, эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка и многое другое [2].
Можно предположить, что в действительности в основе профессионального выгорания лежит комплекс разнообразных причин, значимость которых будет различаться в каждом конкретном случае, с учетом как личностных особенностей специалиста, так и характера его деятельности и условий труда. Коммуникативные профессии, в частности специалиста по оценке персонала, сопряжены с риском раннего профессионального выгорания. Это связано с высоким уровнем стрессогенности деятельности, необходимостью решать проблемы и находится в постоянном взаимодействии с людьми.
Именно связь между уровнем профессионального стресса и развитием синдрома выгорания обусловила актуальность нашего исследования. В исследовании приняло участие 30 человек, специалисты по оценке персонала – 16 женщин и 14 мужчин. Возрастная категория 21-35 лет, стаж работы 0,5-8 лет.
В своем исследование мы использовали следующие методики:
1. Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI), адаптация Водопьяновой Н.Е. (Мето- дика К. Маслач и С. Джексон).
2. Интегральная удовлетворенность трудом (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.).
3. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона.
Полученные результаты верифицируются методами математической статистики. Сравнительный анализ групп проведен с использованием критерия Mann-Whitney (U) и углового преобразования Фишера (φ), корреляционное исследование осуществлялось по критерию Спирмена (r). Об- работка данных реализована в программной среде SPSS Statistics 22.0.
В результате проведенного эмпирического исследования нами получены достаточно интересные результаты. Профессиональное выгорание у респондентов мы анализировали отдельно по каждой шкале – шкала «эмоциональное истощение», шкала «деперсонализация» и шкала «редукция личных достижений». В нашем исследовании мы выявили 47% (14 чел.) испытуемых с высоким уровнем эмоционального истощения, средний уровень эмоционального истощения был за- фиксирован у 34% исследуемых (10 чел.), низкий уровень был у 19% (6 чел.) Наибольшая степень выраженности «эмоционального истощения» наблюдалось у сотрудников со стажем 4-8 лет, возрастной категории 30-35 лет.
Можно предположить, что нарастание симптомов эмоционального истощения зависит от продолжительности профессиональной деятельности и связан с наступлением кризиса середины жизни, частично совпадающих с этим возрастом. Примерно в этом возрасте человек впервые оглядывается назад и оценивает пройденный отрезок, свои достижения в виде заработной платы, социального статуса, должности. При несоответствии с ожидаемым, он начинает испытывать диском- форт, появляются симптомы переутомления и эмоционального отстранения.
Наибольшая степень выраженности показателя по шкале деперсонализации выявлена у 44% (13 чел.) обследованных, средний уровень деперсонализации был зафиксирован так же у 44% (13 чел.), низкий уровень выявлен у 12% (4 чел.).
По шкале «редукция личных отношений» получены следующие результаты – высокий уровень редукции личных достижений был зафиксирован у 22% (7 чел.), средний уровень наблюдался у 40% (12 чел.) исследуемых, низкий уровень зафиксирован у 38% (11 чел.)
Анализируя результаты эмоционального выгорания в целом, можно сказать, что у специалистов с низким уровнем выгорания мы наблюдаем эмоциональное истощение средней выраженности (18,03 баллов), степень деперсонализации выше среднего (12,97 баллов), редукции достижений на высоком уровне (11,34 баллов). Специалисты из этой группы, скорее всего, испытывают небольшую неудовлетворенность профессиональной деятельностью, что является нормальным в профессиях типа «человек-человек». Эти сотрудники не склонны отстраняться от выполнения своих профессиональных обязанностей, а эмоциональное состояние, по всей видимости, имеет ситуативный характер. Для этой группы характерна включенность в рабочий процесс, высокая оценка результатов своей деятельности и общее благополучие.
Сотрудники со средним уровнем выраженности эмоционального выгорания показывают более высокий процент эмоционального истощения (31,22), деперсонализации и стремления к отстранению от работы (20,01), и редукции личных достижений (29,73). Сотрудники этой группы часто испытывают усталость, разочарование, неудовлетворенность, воспринимают свои достижения как незначительные, но могут самостоятельно преодолеть такие состояния. Работники из этой группы имеют признаки синдрома эмоционального выгорания и испытывают недооценённость собственной профессиональной значимости.
Испытуемые с высоким уровнем эмоционального выгорания показывают явное эмоциональное истощение (44,12), редукцию профессиональных достижений (36) и деперсонализацию (26,54). Такие сотрудники испытывают очень сильную тревогу и неудовлетворенность, связанную с работой. Стремятся и физически и эмоционально отстраниться от выполнения обязанностей, свое присутствие на рабочем месте свести к минимуму.
Анализируя результаты корреляционного анализа, мы получили несколько значимых взаимо- связей. Корреляционный анализ взаимосвязи эмоционального истощения и феноменологической структуры переживания стресса в выборке испытуемых обнаруживает наличие слабой прямой до- стоверной взаимозависимости между этими явлениями. Показатель линейной корреляции равен 0,362 (р<0,05).
У сотрудников с низкими показателями психологического стресса имеется тесная корреляци- онная связь с общей удовлетворённостью трудом (r =0,460; р<0,01) и интересом к работе (r =0,397; р<0,05). Можно говорить о том, что сотрудники, редко испытывающие профессиональный стресс или имеющие высокие адаптационные ресурсы, в большей степени проявляют интерес к своим обязанностям, более удовлетворены результатами своей деятельности и своими общими достиже- ниями, что положительно сказывается на рабочем процессе и эмоциональном состоянии.
Кроме того, обнаружилась тесная связь между предпочтением выполняемой работы высокому вознаграждению и уровнем стрессоустойчивости (r =0,432; р<0,01). Так, чем выше у сотрудников уровень стрессоустойчивости, тем выше будет уровень предпочтения выполняемой работы зара- ботку. Т.е. чем меньше сотрудник испытывает влияние стрессогенных факторов в жизни и на ра- боте, чем реже тревожится и переживает, тем больше он будет предпочитать свою работу высоко- му заработку, а процесс труда будет более значим для него, чем материальное вознаграждение. Можно предположить, что стрессоустойчивые сотрудники могут спокойно относиться к напря- женным ситуациям и адекватно оценивать уровень сложности работы и уровень заработка, кото- рый за нее выплачивается. В свою очередь работники, которые подвержены влиянию профессио- нальных стрессоров и испытывают по этому поводу негативные эмоции, могут считать, что эта работа должна оплачиваться выше и ставят акцент на материальной составляющей труда.
Установлена взаимосвязь между сниженными показателями удовлетворённости взаимоотноше- ниями с сотрудниками и уровнем деперсонализации (r=0,490; р<0,05). Это можно интерпретиро- вать следующим образом – деформация отношений с другими людьми является одним из главных факторов эмоционального выгорания. Циничность чувств и установок по отношению к коллегам и клиентам, повышение негативизма, скептическое отношение к чужим достижениям и неудачам, неизменно ведут к эмоциональному отстранению как данного сотрудника, так и его коллег от него самого. Как следствие, понижается удовлетворенность общением с коллегами, появляется избега- ние дополнительных конфликтных ситуаций, которые провоцирует деперсонализация.
Обнаружена взаимосвязь удовлетворенности достижениями (по методике «Интегральная удо- влетворенность трудом») c редукцией личных достижений (r=0,69; p≤0,01). А в группе сотрудников с высокими показателями эмоционального выгорания выявлена корреляция между эмоциональным истощением и низким порогом удовлетворенности профессиональными достижениями (r=0,67; p<0,05). Эмоциональное истощение и редукция, проявляющаяся в тенденции к негативно- му оцениванию своих профессиональных достижении и возможностей, возникновению чувства некомпетентности, провоцирует неудовлетворенность результатами своей работы, чувством нере- ализованности себя, как профессионала.
На основании проведенного эмпирического исследования был сделан ряд выводов. Так для специалистов с низким уровнем эмоционального выгорания характерно относительное эмоциональное благополучие, включенность в работу и высокая оценка результатов и значимости сственной деятельности.
Специалисты со средним уровнем выгорания испытывают признаки эмоционального истощения и недооценку важности своей работы. Специалисты с выраженным выгоранием отличаются явным эмоциональным истощением, обесцениванием своих достижений и стремлением отстраниться от работы. Наименьший уровень стрессоустойчивости выявлен у испытуемых с высоким уровнем выгорания, а наибольший - у специалистов с незначительными признаками выгорания. При низком уровне выгорания наблюдается наибольшая удовлетворенность
своей профессией и условиями труда. Более выраженные признаки выгорания сочетаются со снижением удовлетворенности своей профессией, неудовлетворенностью доходом и социальными производственными отношениями. Характерно, что специалисты с незначительными признаками выгорания оценивают отношения с коллегами и руководителем как достаточно благополучные, безопасные. Специалисты с выраженными признаками выгорания значительно ниже оценивают благоприятность климата в коллективе.
Следует отметить, что в ходе корреляционного анализа выявлен ряд значимых взаимосвязей. В частности, взаимосвязь эмоционального истощения, стремления отстраниться от работы и обесце- нивания своих профессиональных достижений с выраженностью эмоционального выгорания. Нами обнаружено, что чем выше уровень выгорания, эмоционального истощения, деперсонализации и обесценивания собственных достижений, тем ниже специалисты оценивают состояние климата в коллективе, тем менее удовлетворены отношениями с руководством и коллегами.
Чем вы ше уровень стрессоустойчивости специалиста и степень удовлетворенности трудовой деятельностью, тем менее он подвержен профессиональному выгоранию.
Чем выше уровень выгорания, эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений, тем ниже склонность личности к противостоянию стрессам и поиску конструктивного решения проблем.
Материалы Российской научной конференции с международным участием «ПСИХОПАТОЛОГИЯ ВОЙНЫ: ПСИХИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ЖЕРТВ ТЯЖЕЛОГО СТРЕССА», 6 июня 2015 года, г. Ростов-на-Дону.