articles
Если человек долгое время жил с порушенными личными границами, неумением говорить нет и стремлением быть удобным, то выходить на, так сказать, новый уровень общения с миром, ему бывает очень не просто.
Он то и дело падает в вину и стыд, за свои поступки и даже мысли, о новых способах общения с людьми. А так же, у него поднимается страх. Страх о том, что мир на который он переносит образы своих родителей, сам падая в детскую позицию (конечно неосознанно) его попросту отвергнет. Что в свою очередь, ведет к страху смерти. Ведь без взрослых, маленькому ребенку не выжить.
Все происходящее вызывает в человеке злость. А так как злиться ему нельзя, ведь хорошие девочки и мальчики не злятся, то злость давится и обращается внутрь себя. Что ведет к психосоматике. И еще большим проблемам с личными границами. Ведь тот кто в этих самых границах, обращен вниманием во вне (на то, что скажут о нем люди), и лишь злость идет внутрь.
Человек вроде есть в этих самых границах и вроде его нет. Он и сам не знает, как с ним можно, а как нет. А если так, то как другие могут увидеть, что можно делать по отношению к нему, а что нет?
Когда человек все же преодолевает свой страх чужого мнения и входит в контакт со своей агрессией, он начинает говорить миру "нет!" везде и всюду. Как маленькие дети в возрасте +- 3 лет. Это тот возраст, когда каждый ребенок учится отстаивать свое мнение, быть самостоятельным и проявлять злость.
Если понаблюдать за детками в этом возрасте, то они говорят "нет", чаще чем "да". Они постоянно говорят, кричат - я сам! А так же говорят маме (папе)- ты плохая. Они учатся быть самостоятельными, слышать и предъявлять свои потребности и отстаивать свое мнение. И да, в этом возрасте человек не только защищает себя и свои личные границы, но и очень много нарушает чужие)
Кризис не пройден. А значит когда человек научается отстаивать личные границы и себя в них в более взрослом возрасте, он как тот самый ребенок, начинает предъявлять направо и налево свои требования. Искренне веря, что мир ему должен. Его должны понимать и принимать независимо от того, что он делает. Его злость проявляется много чаще, чем радость. Ведь кроме не пройденного кризиса, он еще и злится на то, что у него это время отняли.
Человек переносит негативного родителя на многих других людей. Нарушает их личные границы и не замечает этого.
В терапии в этот период, может подняться много злости на психолога. Ведь терапия детского травматического опыта без переносов позитивных и негативных невозможна.
На этой стадии, человек может бросить терапию. Кто-то не в силах пройти через негативный перенос. Испугавшись своей агрессии. Предпочитая остаться в обвинении психолога в том, что на самом деле относится к родителям, не беря на себя часть ответственности за происходящее.
А кто-то решая, что ему достаточно. Ведь он уже умеет предъявлять злость и отстаивать то, что ему нужно и даже не нужно. И получает от этого удовольствие. Не зависимо от того, что видеть и с уважением относиться к чужим границам, он еще не научился.