articles
Сидя в коридоре в ожидании чего-то неизвестного, слыша за дверью детский плач и крики (совсем маленького ребенка, например), видя выходящего в слезах малыша, явно не прибавляется представлений о чем-то увлекательном и хоть сколько приятном там, за дверью…
Спокойный родитель, который внимателен и своим присутствием демонстрирует то, что он рядом, уже успокаивает… Но, быть может есть варианты вообще не узнавать, что там за дверью? И при должной изобретательности, Ваше чадо непременно несколько идей попробует реализовать!
К сожалению, не редкость, когда родители сами ввергают ребенка в состояние страха и ожидание боли там, где много возможно избежать.
Прежде всего, данное описание относиться в возрасту более сознательному, с возможностями коммуницирования с ребенком, т.е. примерно с 3 до 7 лет. Ну а с грудными детьми, которые полностью зависят от состояния мамы, совет только один – эмоциональный фон и спокойствие родителя до и во время процедуры, спокойное отношение, естественность и принятие отсутствия ущерба для здоровья и психики малыша, в противовес «накручиванию» себя и ожиданию бурной ответной реакции – самое разумное, на что стоит обратить отдельное внимание, перед тем, как зайти в процедурный кабинет!
Думаю и Вы замечали, что ожидание в неизвестности, особенно чего-то неприятного, хуже пытки… Поэтому стоит рассказать ребенку, что именно будет происходить за дверью, но только в общих чертах, без ярких подробностей, спокойным тоном. Естественно и как нечто, вполне необходимое и преодолимое для ребенка. Тут есть еще один момент – меньше описывать будущее, поскольку это может вызвать напряжение и подпитать воображение ребенка. Отвечайте на вопрос тогда, когда он будет, а не раньше. И если он вообще будет. Ребенок сам поделится опасениями, а быть может его ум и внимание будут заняты чем-то другим – пусть, не торопитесь сами возвращать его к ожиданию неизвестной и малоприятной процедуры. Исследуйте пространство вокруг вместе с ним!
Разговоры: «Это не страшно», или «Будет не больно» бессмысленны, ведь если страшно, то Вы НЕ ПОНИМАЕТЕ, что он чувствует, а если будет больно – то Вы ОБМАНЫВАЕТЕ. Лучше назовите то, что он чувствует: «Тебе немного страшно. Это нормально». Само по себе то, что родитель понимает состояние ребенка – успокаивает больше, чем суета. И настраивает на доверие. Демонстрируйте своим поведением, что это естественная процедура, необходимая. Когда ребенок чувствует Вашу уверенность и спокойствие – он расслабляется.
В самом кабинете, как правило, врач будет управлять процессом, чтобы сделать все быстро. А вот после – обнимите и помолчите немного, если видите, что реакция бурная. Может быть не лишним рассказать, что Вам понравилось в том, как он держался, когда он будет готов. Лучше говорить о поведении, а не о том, какой ребенок, т.е. о ситуации, без оценки его самого – не «ты смелый», а «ты смело себя вел» и т.п. Особенно это важно, если Вы видите, что ребенок столкнулся с сильными переживаниями…
Итак, подводя некие итоги, полезно настроится и посмотреть следующий алгоритм:
1.Что Вы хотите увидеть? Какую реакцию? Соотнесите свой собственный настрой и описание!
Не зацикливайтесь и не возводите в ранг важно-значимого события – это обыкновенный ход жизни, и поход к врачу должен стать простым и естественным. Помните, что отношение к нему формируете Вы сами. Собственное состояние – основное, будьте спокойны и уверенны в себе и необходимости процедуры. Представьте, что идете на нее сами. Если Ваши реакции не адекватны, стоит поработать над собой, возможно с психологом – Вы ведь транслируете собственное представление!
2.Какие реакции подкрепляете? Игнорирование негатива иногда лучше, чем игра в «успокаивание». Внимательность к состоянию, понимание через озвучивание и ощущение родителя рядом – имеют больший эффект для нормализации состояния, чем акцент на тревожных переживаниях. Послушайте ребенка – поймите его опасения и состояние (подтверждение, когда он сам поделился)
3. Мягкая правда лучше сокрытия. Описание без эмоциональной окраски. Не внушайте то, что будет и не акцентируйте на негативной стороне. Опишите суть коротко и доступно для ребенка, но честно.
5. После: поощрите то, как он держался, что Вам понравилось в ЕГО ПОВЕДЕНИИ, а не какой он (говорите о поведении, а не о ребенке)
Не настраивайте против (плохая тетя, злые, делают больно ух!) Какой в этом смысл? Негативные ассоциации с врачами сильно помогут Вашему ребенку в его дальнейшей жизни?
Не спрашивайте, предлагая не существующий выбор (Например - больше не пойдем к врачам… Не сможете ведь выполнить, тогда зачем обманывать? Сегодня мы прошли важную процедуру – этого достаточно, если правда.)
6. Переключайте внимание. Часто используется родителями, но помните, что нужно время, чтобы переключиться с переживания и испуга (если он есть) - дайте прийти в себя, ведите себя спокойно и ровно – ребенок переключится сам! Иногда просто помолчать рядом – гораздо эффективнее, чем судорожно пытаться найти как его отвлечь, особенно когда он еще Вас не слышит, а переживает или плачет Вам… Дайте ему успокоиться и переключиться – это будет полезный навык! Разговаривайте тогда, когда он готов к диалогу.
Стоит ли предлагать «награду» - отдельный вопрос. Быть может совместное приятное и интересное времяпрепровождение после, но без связки - из-за этого, будет лучшим и более полезным, чем обещанная, а уж тем более - заранее, игрушка… Оплата правильного поведения, на мой взгляд, не делает его ценным само по себе… Будет ли ребенок вести себя адекватно ситуации? Станет ли это его собственным поведением в отрыве от награды? Вот над чем стоит поразмыслить…
Здоровья Вам и Вашим детям, и бесслёзных походов к врачам, исключительно для профилактики ;)