articles
От автора: Развитие любого человека сопровождается кризисными явлениями, особую роль в иерархии кризисов играет кризис пубертатного (подросткового) периода. Нормальное развитие личности невозможно без кризисов, поскольку именно они позволяют "отмереть" старому и сформироваться Новому. Благодаря кризисам развитие получает возможность двигаться дальше. Отсутствие кризисов может привести к патологическим проблемам. Например, если нет подросткового кризиса, то человек на всю жизнь рискует остаться зависимым, инфантильным и эмоционально незрелым. Инфантильные, зависимые дети характеризуются тем, что у них сохранный интеллект, но развитие мотивационной, эмоциональной и волевой сферы отстает от уровня развития сверстников. По сравнению со сверстниками они выглядят наивными. Они часто не понимают смысл тех ситуаций, в которых оказываются. Опасность этого поведения связана с тем, что их можно взять за руку и увести куда угодно. Их нельзя оставлять одних. Они наивны и беспомощны, по детски капризны, эмоции у них не глубокие и меняющиеся эмоции, поплакал - посмеялся. В некоторых случаях они производят впечатление детей с задержкой психического в развитии, но логическое мышление у них сохранно, в норме. Как формируются такие дети? Специалисты отмечают, что к этому приводит изнеживающее, "оранжерейное" воспитание (заласканность, ограждение от всего и вся, наседкино поведение, и т.д.) Такое бывает у немолодых родителей: ребенка "задерживают в детстве", сохраняют милые детские черты характера, и тем самым притормаживают его развитие. Вторая из причин такого поведения - выученная беспомощность. Воспитание "не делай так – это неправильно, делай вот так, дай я сделаю", у ребенка уже четко формируется стиль поведения, который приводит к выученной беспомощности. Эти дети оказываются неприспособленными к жизни со всеми вытекающими последствиями: ранняя алкоголизация, прием наркотиков, табакокурение. Очень сильная зависимость от родителей, неумение строить отношения с противоположным полом. Особенно это беда для мальчиков, ибо девочки себе находят в итоге "папиков" и устраиваются в жизни. С другой стороны, очень плохо, когда кризис приобретает тяжелую и затяжную форму. В случае «тяжелого пубертата» подростковый кризис из ограниченного по времени явления может перерасти в длительное «бродяжничество», отягощенное вовлечением в сомнительные подростковые субкультуры, противоправными деяниями и употреблением всевозможных психоактивных веществ. Как правило, подобное поведение вызвано следующими причинами: - алкоголизм родителей; - сексуальные домогательства; - протест против авторитарного воспитания; - протест против распада семьи. Для более мягкого прохождения пубертатного периода, можно дать ряд рекомендаций: 1. Давать больше свободы, но при этом говорить с ним о его ответственности, прежде всего перед самим собой. 2. Не нарушать границ подростка. У каждого человека есть границы территориальные, эмоциональные, физические, нарушение этих границ ведет к отстранению от семьи в пользу сверстников. 3. С детства формировать ценности семьи и семейные ценности. Подросток должен видеть разницу между ценностями своих сверстников и ценностями, которые транслируются в семье. 4. Поддерживать эмоциональную теплоту в семье, чтобы ребенку хотелось приходить домой. 5. Постоянно, но очень аккуратно, вести диалог, как со взрослым человеком. 6. Нужно научиться больше доверять подростку, и совместно с ним, выработать правила поведения. 7. Больше проводить времени в кругу семьи, организовать какие-нибудь совместные занятия. 8. Внимательно относиться к интересам подростка и всячески поощрять позитивные устремления. |