articles
Вырастая, многие из нас начинают более ясно осознавать свои неудовлетворенные детские потребности, неизменно попадая в ловушку осуждений и обид на собственных родителей. Самая распространенная иррациональная установка, мешающая жить взрослому человеку: «Родителям следовало бы заботиться обо мне получше». Мы стараемся быть хорошими родителями собственным детям, дарить им то, чего были лишены в детстве сами: любовь, понимание, заботу и ласку. Однако, чем сильнее наша забота о потомках, тем больше возникает претензий, гнева и обиды на предков за то, что те не играли с нами так часто, как нам этого хотелось, ругали и наказывали, редко хвалили, не поддерживали и не говорили, как нас любят. Когда человек самостоятельно или при помощи психолога начинает разбираться в своих внутренних проблемах, к нему приходит понимание, что многие неудачи и страхи в его жизни здесь и сейчас вызваны психологическими травмами, полученными там и тогда – в раннем детстве. Выросшие дети злятся и плачут, осуждают своих родителей, пытаются их понять, но не могут, постоянно взывая: «Как можно было так со мной поступить?!». Это может показаться абсурдом, но флаг войны поднимается с одной только целью: восстановить справедливость, получить от близких то, чего так не хватало в детстве: любви, поддержки и понимания. Повзрослевшие дети мечтают «заставить» родителей любить их «правильно», так, как это представляется в собственных фантазиях и мечтах, а может быть так, как написано в популярных книгах или журналах. Однако, прошлое уже не изменить, и поседевшие и постаревшие родители искренне могут не понимать в чем суть конфликта и считать выросших чад неблагодарными. Чтобы понять наших родителей нужно жить в то время, когда они сами были маленькими детьми и их воспитывали наши бабушки и дедушки, или в то время, когда они воспитывали нас. Скорее всего окажется, что близкие получали от своих родителей внимания и заботы в два, а то и в три раза меньше, не исключено, что они были рано отлучены от груди матери и отданы в ясли, их не вынимали из кроватки, не брали на руки, с ними не играли, не читали сказки и не говорили ласковые слова. Ведь раньше, любовь между родителями и детьми не поощрялась, считалось, что проявление чувств приводит к воспитанию избалованных, зависимых и притязательных взрослых. Педагогике потребуются десятилетия, чтобы опровергнуть эти убеждения и доказать, что прикосновения любящего родителя обеспечивают эмоциональный и интеллектуальный рост младенца. Сегодня у молодых родителей в свободном доступе вся педагогическая литература мира, а что было у наших близких? Сколько лет гармоничному материнству? Через что прошли наши бабушки и мамы? Почему сейчас так много обиженных взрослых? За что мы судим родителей на самом деле? Уверена, что знание семейной истории, истории своего рода поможет снять большинство вопросов и смириться с тем, что справедливости нет, есть закономерности. Всего 100 лет назад смертность детей в возрасте от года до пяти была массовой, к пяти годам в живых оставалось 50% появившихся на свет (для сравнения, в наше время умирает менее 1% младенцев). Причиной смерти малышей являлся плохой уход, предрассудки, тяжелый женский труд и ранний прикорм. Сельскохозяйственный труд стоял на первом месте - женщины трудились с раннего утра и до позднего вечера, работая до самого момента родов, рожали в поле и лесу, и уже через несколько часов возвращались к работе. На фабриках ситуация была аналогичной: женщины рожали у станков и продолжали работать, в редких случаях оставаясь дома на день или два. При таких условиях матери не могли физически воспитывать своих детей уже с момента рождения. Весь уход и присмотр за младенцем поручался соседям, старухам или детям-подросткам. Чтобы ребенок не плакал, его туго спеленывали и давали тряпку-соску с жеванным хлебом. Сегодня, такое воспитание можно назвать жестоким обращением, и в наши дни таких родителей лишают родительских прав, а тогда это было нормой жизни. Дети умирали, ответственность же возлагалась на Бога, а не на родителей. Критериев хорошей матери было всего два: ребенок жив и накормлен. Здесь становится очевидно, что наши предки, прабабушки и прадедушки уже заслуживают уважения, потому что сумели выжить и дать жизнь нашим бабушкам и дедушкам. Первая мировая и гражданские войны, упадок народного хозяйства, голод, бедность, разруха, отсутствие работы и медицинской помощи требовали от государства привлечения всех человеческих ресурсов для восстановления страны. Женщины же являлись именно той рабочей силой, которая и была необходима для выживания. Это подтолкнуло государство взять на себя ответственность за жизнь и воспитание детей: было сформировано огромное количество яслей, детских садов и школ с продленным днем пребывания, проводилась широкая пропаганда раннего отлучения ребенка от матери, отказа от материнства в пользу работы в колхозах и на фабриках.
Поэтому, здесь каждому из нас важно задать себе вопрос: «Могла ли моя бабушка, отлученная в месяц от своей мамы, пройдя через ясли и одиночество в кроватке дать моей маме достаточно того материнского тепла, которое она могла бы передать мне?».
В популярных журналах того времени рекомендации строились в основном на медицинских предписаниях и правилах гигиены, что не отражало действительных потребностей ребенка в теплом эмоциональном контакте с матерью. Хорошая мама того времени – не только живой и сытый, но еще и здоровый и чистый ребенок. Лозунги «Женщина – Труженица» дополнили лозунгами «Матери и труженице наша любовь», «Женщина – Мать в почете», «Дети – наше будущее», «Слава матери героине». В период с 1982 по 1989 года государство начинает формировать новое отношение к материнству. Создаются условия, которые позволяют матерям вернуться к естественному, заложенному природой стилю воспитания: срок декретного отпуска увеличивается до 3 лет, что положительно отражается на ребенке - он получает шанс эмоционально отделиться от мамы, не травмируя психику. В то же время, на книжных полках страны появляется огромное количество изданий зарубежных авторов, пропагандирующих ценность тесного эмоционального контакта ребенка и матери. Основная идея публикаций заключается в том, что именно мать играет ключевую роль в судьбе ребенка. Требования социума к матерям многократно вырастает: хорошая мать теперь – это еще и послушный, интеллектуально развитый ребенок. Такое давление и чрезмерное количество информации вызывает в них неконтролируемое чувство вины и обиды на родителей: ведь воспитывать ребенка так, как написано в популярных книжках и журналах у большинства женщин не получается ввиду отсутствия личного опыта. Получив возможность быть в контакте со своим ребенком женщины все еще не знали, как правильно воспитывать детей, а только учились этому, кто как понимал и умел. В психологии есть термин материнская депривация, который обозначает утрату или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка, включая эмоциональный и тактильный контакт. Депривация в раннем возрасте приводит к серьезным нарушениям развития младенца: эмоциональные нарушения (холодность, агрессия, уязвимость), когнитивные нарушения (задержка интеллектуального развития, катастрофизация событий, искажение восприятия жизненных ситуаций), склонность к тревоге или страху перед окружающим миром, недоверие и подозрительность к окружающим людям и многие другие факторы. Младенческий возраст наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, а также некоторых мам и пап вписывается в этот термин. Период их детства можно назвать вынужденной депривацией, потому что абсолютное большинство следовало рекомендациям своего времени, противоречащим современным представлениям о воспитании детей. Условия материнства сегодняшнего дня кардинально отличаются от условий, в которых воспитывались наши мамы, бабушки и прабабушки. Изучая эволюцию родительской программы своего рода, можно сделать немало интересных и полезных открытий, которые, уверена, непременно повлияют на ваш вектор восприятия истории родительства и в частности материнства. Прощение родителей возникает из понимания, а его основной признак – то, что прошлое не болит. Миссия родителей – передать социальную программу общества, родовую программу и ее базовые ценности. Если вы выжили и дали потомство, значит программа была правильная и ее можно транслировать далее в следующие поколения с учетом социального, экономического и политического контекста. Если сейчас вы испытываете трудности, у вас остались осуждения и обиды на близких и вам трудно справиться с ними самостоятельно - я буду рада поддержать вас, помочь понять причины и найти ресурсы для жизни, свободной от тяжёлых мыслей и эмоций.
Берегите себя и своих близких! |