articles Вынужденная депривация или время виноватых мам
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Вынужденная депривация или время виноватых мам



 

Вырастая, многие из нас начинают более ясно осознавать свои неудовлетворенные детские потребности, неизменно попадая в ловушку осуждений и обид на собственных родителей.

Самая распространенная иррациональная установка, мешающая жить взрослому человеку: «Родителям следовало бы заботиться обо мне получше».

Мы стараемся быть хорошими родителями собственным детям, дарить им то, чего были лишены в детстве сами: любовь, понимание, заботу и ласку. Однако, чем сильнее наша забота о потомках, тем больше возникает претензий, гнева и обиды на предков за то, что те не играли с нами так часто, как нам этого хотелось, ругали и наказывали, редко хвалили, не поддерживали и не говорили, как нас любят.

Когда человек самостоятельно или при помощи психолога начинает разбираться в своих внутренних проблемах, к нему приходит понимание, что многие неудачи и страхи в его жизни здесь и сейчас вызваны психологическими травмами, полученными там и тогда – в раннем детстве.  

Выросшие дети злятся и плачут, осуждают своих родителей, пытаются их понять, но не могут, постоянно взывая: «Как можно было так со мной поступить?!». Это может показаться абсурдом, но флаг войны поднимается с одной только целью: восстановить справедливость, получить от близких то, чего так не хватало в детстве: любви, поддержки и понимания. 

Повзрослевшие дети мечтают «заставить» родителей любить их «правильно», так, как это представляется в собственных фантазиях и мечтах, а может быть так, как написано в популярных книгах или журналах. Однако, прошлое уже не изменить, и поседевшие и постаревшие родители искренне могут не понимать в чем суть конфликта и считать выросших чад неблагодарными.

Чтобы понять наших родителей нужно жить в то время, когда они сами были маленькими детьми и их воспитывали наши бабушки и дедушки, или в то время, когда они воспитывали нас. Скорее всего окажется, что близкие получали от своих родителей внимания и заботы в два, а то и в три раза меньше, не исключено, что они были рано отлучены от груди матери и отданы в ясли, их не вынимали из кроватки, не брали на руки, с ними не играли, не читали сказки и не говорили ласковые слова. Ведь раньше, любовь между родителями и детьми не поощрялась, считалось, что проявление чувств приводит к воспитанию избалованных, зависимых и притязательных взрослых.

Педагогике потребуются десятилетия, чтобы опровергнуть эти убеждения и доказать, что прикосновения любящего родителя обеспечивают эмоциональный и интеллектуальный рост младенца. Сегодня у молодых родителей в свободном доступе вся педагогическая литература мира, а что было у наших близких?  

Сколько лет гармоничному материнству? Через что прошли наши бабушки и мамы? Почему сейчас так много обиженных взрослых? За что мы судим родителей на самом деле? Уверена, что знание семейной истории, истории своего рода поможет снять большинство вопросов и смириться с тем, что справедливости нет, есть закономерности. 

Всего 100 лет назад смертность детей в возрасте от года до пяти была массовой, к пяти годам в живых оставалось 50% появившихся на свет (для сравнения, в наше время умирает менее 1% младенцев). Причиной смерти малышей являлся плохой уход, предрассудки, тяжелый женский труд и ранний прикорм. 

Сельскохозяйственный труд стоял на первом месте - женщины трудились с раннего утра и до позднего вечера, работая до самого момента родов, рожали в поле и лесу, и уже через несколько часов возвращались к работе. На фабриках ситуация была аналогичной: женщины рожали у станков и продолжали работать, в редких случаях оставаясь дома на день или два. При таких условиях матери не могли физически воспитывать своих детей уже с момента рождения. Весь уход и присмотр за младенцем поручался соседям, старухам или детям-подросткам.

Чтобы ребенок не плакал, его туго спеленывали и давали тряпку-соску с жеванным хлебом. Сегодня, такое воспитание можно назвать жестоким обращением, и в наши дни таких родителей лишают родительских прав, а тогда это было нормой жизни. Дети умирали, ответственность же возлагалась на Бога, а не на родителей.

Критериев хорошей матери было всего два: ребенок жив и накормлен. Здесь становится очевидно, что наши предки, прабабушки и прадедушки уже заслуживают уважения, потому что сумели выжить и дать жизнь нашим бабушкам и дедушкам. 

Первая мировая и гражданские войны, упадок народного хозяйства, голод, бедность, разруха, отсутствие работы и медицинской помощи требовали от государства привлечения всех человеческих ресурсов для восстановления страны. Женщины же являлись именно той рабочей силой, которая и была необходима для выживания. 

Это подтолкнуло государство взять на себя ответственность за жизнь и воспитание детей: было сформировано огромное количество яслей, детских садов и школ с продленным днем пребывания, проводилась широкая пропаганда раннего отлучения ребенка от матери, отказа от материнства в пользу  работы в колхозах и на фабриках. 



Плакаты и социальная реклама того времени восхваляли и ставили в пример женщин, которые рано отдавали детей в ясли и возвращались к работе. В общем, можно сказать, что в то время роль матери считалась второстепенной относительно других ролей: работницы, труженицы и коммунистки.  



Женщины были той рабочей силой, которую использовали для восстановления государства. Сегодня, идеи раннего отлучения ребенка от матери кажутся дикими и агрессивными, ведь нам хорошо известно, что ранний отрыв от матери приводит к ряду нарушений в развитии ребенка.

Поэтому, здесь каждому из нас важно задать себе вопрос: «Могла ли моя бабушка, отлученная в месяц от своей мамы, пройдя через ясли и одиночество в кроватке дать моей маме достаточно того материнского тепла, которое она могла бы передать мне?». 



Несмотря на принятые государством меры, рождаемость в стране все еще оставалась на низком уровне. Стало очевидно, что необходимы дополнительные стимулы. Так, в 1956 году женщинам увеличили общее время декретного отпуска до 3.5 месяцев, поликлиникам поставили задачу контролировать здоровье ребенка в первые три года жизни в семье, обновили рекомендации по уходу: «…на руки ребенка следует брать только при кормлении и пеленании. Остальное время дня и ночи ему полезнее быть в своей кроватке, чем на руках у взрослого». Детей готовили к яслям, считая, что тесный эмоциональный контакт только мешает, «не брать на руки» все еще считалось нормой.

В популярных журналах того времени рекомендации строились в основном на медицинских предписаниях и правилах гигиены, что не отражало действительных потребностей ребенка в теплом эмоциональном контакте с матерью. Хорошая мама того времени – не только живой и сытый, но еще и здоровый и чистый ребенок.

Лозунги «Женщина – Труженица» дополнили лозунгами «Матери и труженице наша любовь», «Женщина – Мать в почете», «Дети – наше будущее», «Слава матери героине».

В период с 1982 по 1989 года государство начинает формировать новое отношение к материнству. Создаются условия, которые позволяют матерям вернуться к естественному, заложенному природой стилю воспитания: срок декретного отпуска увеличивается до 3 лет, что положительно отражается на ребенке -  он получает шанс эмоционально отделиться от мамы, не травмируя психику.

В то же время, на книжных полках страны появляется огромное количество изданий зарубежных авторов, пропагандирующих ценность тесного эмоционального контакта ребенка и матери. Основная идея публикаций заключается в том, что именно мать играет ключевую роль в судьбе ребенка.

Требования социума к матерям многократно вырастает: хорошая мать теперь – это еще и послушный, интеллектуально развитый ребенок. Такое давление и чрезмерное количество информации вызывает в них неконтролируемое чувство вины и обиды на родителей: ведь воспитывать ребенка так, как написано в популярных книжках и журналах у большинства женщин не получается ввиду отсутствия личного опыта. Получив возможность быть в контакте со своим ребенком женщины все еще не знали, как правильно воспитывать детей, а только учились этому, кто как понимал и умел.    

В психологии есть термин материнская депривация, который обозначает утрату или ограничение удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка, включая эмоциональный и тактильный контакт.

Депривация в раннем возрасте приводит к серьезным нарушениям развития младенца: эмоциональные нарушения (холодность, агрессия, уязвимость), когнитивные нарушения  (задержка интеллектуального развития, катастрофизация событий, искажение восприятия жизненных ситуаций), склонность к тревоге или страху перед окружающим миром, недоверие и подозрительность к окружающим людям и многие другие факторы.

Младенческий возраст наших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, а также некоторых мам и пап вписывается в этот термин. Период их детства можно назвать  вынужденной депривацией, потому что абсолютное большинство следовало рекомендациям своего времени, противоречащим современным представлениям о воспитании детей.

Условия материнства сегодняшнего дня кардинально отличаются от условий, в которых воспитывались наши мамы, бабушки и прабабушки. Изучая эволюцию родительской программы своего рода, можно сделать немало интересных и полезных открытий, которые, уверена, непременно повлияют на ваш вектор восприятия истории родительства и в частности материнства.

Прощение родителей возникает из понимания, а его основной признак – то, что прошлое не болит. Миссия родителей – передать социальную программу общества, родовую программу и ее базовые ценности. Если вы выжили и дали потомство, значит программа была правильная и ее можно транслировать далее в следующие поколения с учетом социального, экономического и политического контекста.

Если сейчас вы испытываете трудности, у вас остались осуждения и обиды на близких и вам трудно справиться с ними самостоятельно - я буду рада поддержать вас, помочь понять причины и найти ресурсы для жизни, свободной от тяжёлых мыслей и эмоций. 

 

Берегите себя и своих близких!






Об авторе статьи

`
Фищук Наталия Алексеевна

Рейтинг психолога: 10 10

Фищук Наталия Алексеевна

Практикующий психолог. Парадигма, в которой я живу и работаю — целостность духовно-материальной природы человека.
Город: Москва Стоимость приема: 5000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Семья


Добавить новый Комментарий


Психолог Щербакова Наталья
Консультация по Skype

Щербакова Наталья

Психолог. Работаю со взрослыми. Консультирование в экзистенциальном подходе. Могу...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.
Психолог Огнева Вероника Алексеевна

Огнева Вероника

Практикующий психолог
Психолог Мананникова Ксения Сергеевна

Мананникова Ксения

Психолог. Работаю индивидуально со взрослыми людьми, использую методы...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍