articles «Я ничто… я всего лишь…»: Меланхолия как четвёртая структура. Часть первая
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


«Я ничто… я всего лишь…»: Меланхолия как четвёртая структура. Часть первая



Итак, ваш сын безумен; нам осталось
Найти причину этого эффекта,
Или, верней, дефекта, потому что
Дефектный сей эффект небеспричинен.
Вот что осталось, и таков остаток.
Полоний о Гамлете[1]


В названии моего сообщения – цитата из Лакана. Именно так он характеризует меланхолический дискурс:

«“Я ничто… я всего лишь…” (je ne suis rien[2] je ne suis quune) – [говорит меланхолик], и заметьте, что здесь дело никогда не касается спекулярного образа. Меланхолик не жалуется на то, что он скверно выглядит, или что у него всратое ебло, или что он сходит с ума. [Нет], он – худший из худших, он причиняет своей семье самые ужасные несчастья. Погруженный в самообвинения, меланхолик обретается целиком в царстве Символического. И мы можем добавить: он потерпел там крушение (il est ruiné[3] (перевод с французского мой).

Это было сказано Лаканом на последней встрече восьмого семинара «Перенос» 28 июня 1961 года.

Лично мне удалось найти только три места в его семинарах, где тема меланхолии так или иначе затрагивается: это шестой семинар «Желание и его интерпретация», упомянутый восьмой семинар и десятый семинар «Тревога».

Несмотря на то, что Лакан на удивление мало говорил о меланхолии (и о её зеркальном двойнике – мании), как бы мимоходом, никогда её отдельно не тематизируя, говорил он о ней – как это у него часто бывало, когда он о чём-то говорил походя – с удивительной глубиной, распахивающейся в обширное поле новых прочтений и интерпретаций этого до сих пор загадочного феномена человеческой жизни.

Вторая часть названия доклада – «меланхолия как четвертая структура» – отсылает к особому, нозологизирующему, подходу к прочтению Лакана. Выдающимся представителем данного подхода можно назвать Брюса Финка, согласно которому в психоаналитической клинике существует всего три «диагностические структуры» (именно «диагностические», подчеркну это – Финк прямо говорит о «лакановском диагнозе»: lacanian diagnostic criteriaLacans diagnostic schema[4]): невроз, психоз и перверсия. По Финку, эти три структуры полностью покрывают «всё поле психологических феноменов» и являются «непереходными».

Можно задаться «наивным» вопросом: почему именно три структуры? Почему не две и не пять?[5] Выскажу предположение: потому что существует всего три модальности ответа на любой вопрос. Именно, речь идёт о вопросе, который Другой адресует субъекту, по всей видимости, где-то на закате Эдипова комплекса. И вопрос этот можно было бы сформулировать так: «Принимаешь ли ты мой Закон?» Под Законом здесь я имею в виду способ обращения (или взаимодействия) с нехваткой.

Итак, три возможных версии ответа на этот вопрос:

  1. Если субъект отвечает: «да, принимаю», «нет, не принимаю», «и принимаю, и не принимаю» – мы, судя по всему, будем иметь дело с невротической структурой. То, что субъект может здесь «озвучивать» отказ от принятия Закона, по сути, не значит ничего – ведь принятие первичного означающего уже состоялось, и каким формам негации оно будет подвергаться, зависит лишь от дальнейших судеб влечений. Ибо отрицать можно только то, о чём имеется представление. Бессознательное же превратности формы отрицания не особо и заботят, ведь фигуры отрицания оно вообще не знает («мы не находим “нет” в бессознательном»[6]).
  2. Если субъект отвечает уклончиво: «наверное», «может быть», «не знаю», «как бы да, но нет», или даже: «не скажу» – здесь будет иметь место структура перверсивная.
  3. Третий вариант ответа наиболее сложный, это вариант психоза, когда субъект не слышит или не понимает вопроса Другого. Здесь ответ представляет собой не столько собственно ответ на вопрос, сколько усилие наладить коммуникацию, выражающееся в фатической[7] речи: «я не понял, о чём вы спрашиваете», «повторите вопрос», «вы меня спрашиваете?». Данный ответ можно свести к одной букве: «а?» – вопросительной частице-междометию, употребляемой в повседневной речи для переспрашивания нерасслышанного или непонятого. Можно сказать, что психотик и завязает в бесконечно повторяющемся или длящемся акте переспроса Другого, всякий раз оканчивающимся тем, что Остин называл коммуникативной (перформативной) неудачей[8].

Но есть и четвёртая возможность ответа – та возможность, которой вовсю пользуются аналитики в своей клинической работе и без которой анализ, я убеждён, невозможен в принципе. На заданный вопрос можно промолчать, ответить молчанием. Это может быть «многозначительное молчание», молчание как знак согласия, укоризненное молчание, молчание, на письме передающееся многоточием… В русскоязычной Википедии в статье «Ответ»[9] дано блестящее, на мой взгляд, определение молчания: «Молчание иногда тоже может быть ответом на вопрос, в случае если отвечающий не знает ответа или не хочет его давать». Не менее блестящим представляется и определение идеального ответа, данное там же: «Идеальный ответ – это ответ, на который нет никаких вопросов».

…Что, если субъект промолчит в ответ на вопрос Другого? Не можем ли мы тогда говорить о ещё одном, четвёртом типе устроения психического, в основе формирования которого лежит особая символическая операция, производимая в отношении к факту кастрации, помимо трёх основных (Verdrängung для невроза, Verwerfung для психоза и Verleugnung для перверсии), описанных в так называемой лакановской клинике? Действительно, если невроз, по выражению Фрейда, есть «негатив перверсии»[10], то какая структура могла бы выступить в роли «негатива (или позитива?) психоза»? Если невроз и перверсия – это парные (хиральные, то есть зеркально-симметричные) структуры, то психоз словно бы остаётся неприкаянным исключенным третьим.

Для Лакана психоз является «особой участью» субъекта, поскольку операция отбрасывания, формирующая его, не подразумевает первоначального утверждения (Bejahung) первичного означающего, в то время как в случаях невроза и перверсии это предварительное принятие совершается. Таким образом, при образовании психотической структуры купируется момент означивания (пространство психического становится, так сказать, проколотой окрестностью отброшенного означающего). Недаром Лакан в третьем семинаре открыто сравнивает психотика с табуреткой о трёх ножках[11], а психоз называет «дырой в Символическом»[12].

Когда Лакан говорит о психозе, он подразумевает конкретную его форму, а именно ту, которую в институциональной психиатрии относят к рубрике психозов шизофренического спектра. Надо отметить, что во времена третьего семинара соотношения между шизофренией и паранойей (а также тем, что Фрейд называл парафренией[13]) у Лакана были недостаточно прояснены (но он никогда и не был нозографом и диагностом, какими были те же Крепелин или Блейлер). Так, Лакан говорил, в частности, о том, что «в центре паранойи стоит речевая галлюцинация»[14], в то время как для современного психиатра любые галлюцинации, как ведущий симптом, автоматически исключают диагноз паранойи (хронического бредового расстройства, кодирующегося как F22 в МКБ-10), поскольку единственным её симптомом является бред. Эксплицитное различение паранойи и шизофрении Лакан даст только двадцать лет спустя, в предисловии к французскому переводу мемуаров судьи Шребера: наслаждение параноика помещено в Другого, наслаждение шизофреника – в тело[15].

Специфические речевые расстройства – это, для Лакана, главенствующий (выражаясь медицински, патогномоничный) симптом, позволяющий аналитику делать вывод о психозе. «Именно [нарушения языкового порядка]… нужны, чтобы диагностировать у больного психоз»[16]. В российской психиатрии/патопсихологии их обозначают термином «атактические замыкания» (введённым ленинградским психиатром Останковым ещё в 20-х гг. XX в.), относя к базовым симптомам шизофрении. Это замыкание по аналогии с замыканием электрической цепи, короткое замыкание, происходящее в означающей цепочке из-за отсутствия в ней «предохраняющих элементов», «изолирующих» первичных означающих, что приводит к возрастанию силы наслаждения, которым заряжены означающие психотика, к их искрению, перегреву и расплавлению – буквально ко всему тому же, что происходит при коротком замыкании в электрическом приборе под напряжением. На различных уровнях языка (морфологическом, синтаксическом, уровне абзаца) это порождает особые эффекты шизофренической речи, хорошо описанные, к примеру, Блейлером в монографии «Dementia praecox, или Группа шизофрений» (1911)[17] или в конце работы Фрейда «Бессознательное» (1915)[18]: шизофазию, неологизмы, резонёрство.

Второй симптом психоза – это галлюцинации, обыкновенно разворачивающиеся в слуховой (вокальной) модальности и вкупе с нарушениями мышления/речи представляющие собой не что иное, как возвращение в Реальном отброшенного означающего.

Наконец, третий симптом, бред, есть усилие Воображаемого залатать дыру в Символическом, оставшуюся на месте непринятого означающего, и ортопедически восстановить работоспособность означающей цепочки.

В психиатрии выделяют вторую категорию психоза, впервые отделённую от шизофрении («раннего слабоумия») Крепелином в докладе, прочитанном в Гейдельберге 27 ноября 1898 года[19]. Это так называемые «аффективные психозы», к которым относятся депрессия и мания в различных нозологических формах. Симптоматология, исходя из которой психоз причисляют к той или иной рубрике «крепелиновской дихотомии», предельно проста:

  1. шизофренический психоз (Dementia praecox-Gruppe) – это, прежде всего, нарушения мышления;
  2. аффективный, или маниакально-депрессивный, психоз (manisch-depressives Irresein) – это, в первую очередь, нарушения аффекта (снижение для депрессии, повышение в случае мании).

Аффективный психоз не сопровождается характерными для шизофрении атактическими нарушениями мышления и речи (характерны лишь нарушения, связанные с изменениями скорости течения мышления). Между приступами больной находится в состоянии полного здоровья, и личность его остается в неизменности. Меланхолия «по прошествии определённого времени… проходит, не оставляя после себя явно выраженных сильных изменений»[20], отмечал Фрейд.

Шизофреническому психозу присущи нарушения аффекта в виде его «уплощения», постепенного нарастания так называемой «эмоциональной тупости» вплоть до клинического впечатления деменции (именно поэтому шизофрению первоначально обозначали как dementia praecox, «раннее слабоумие»). Фрейд: «О других формах психозов, о шизофрениях, известно, что их исходом бывает аффективная тупость, то есть они имеют тенденцию к отказу от всякого участия в жизни внешнего мира»[21] – так с течением времени в личности больного всё более нарастает необратимый «личностный дефект», и каждый приступ психоза забирает кусочек личности больного.

Эта дихотомия до настоящего времени лежит в основе современных классификаторов психических расстройств (хотя позиция Крепелина, в частности, относительно необратимости шизофренического процесса и неизбежности его исхода в конечное дефицитарное состояние, была пересмотрена – не только другими психиатрами, но и самим поздним Крепелином).

Является ли маниакально-депрессивный психоз психозом с точки зрения клиники Лакана? Я бы сказал, что нет, ибо в этом случае отсутствует главное для лакановского определения психоза: специфические речевые расстройства. В случае аффективного психоза означающая цепочка сбережена в целости, провалов в ней нет, но субъект перемещается по ней либо слишком медленно (вплоть до заклинивания в мёртвой точке), либо (в случае мании) слишком быстро – так быстро, что иногда даже преодолевает, так сказать, звуковой барьер означающего. Известно, что если скорость движения тела начинает превосходить предельную скорость распространения колебаний частиц среды, то это приводит к различным примечательным эффектам – наподобие звукового удара и эффекта Прандтля – Глоерта, сопровождающих достижение воздушным судном скорости один мах, или черенковского излучения.

В 1912 году, за пять лет до выхода «Скорби и меланхолии» Фрейда, Карл Абрахам опубликовал одно из самых первых психоаналитических осмыслений меланхолии – замечательную статью «Подходы к психоаналитическому исследованию и лечению маниакально-депрессивного расстройства и родственных ему состояний». Бывает, аналитики сетуют на то, что ни Фрейд, ни Лакан не оставили примеров работы с меланхоликами, что может вызывать профессиональное беспокойство, так как поначалу будто бы и не на что опереться в своей собственной работе с депрессивными анализантами. В упомянутой статье есть несколько таких примеров, и её можно горячо посоветовать практикующим аналитикам.

Абрахам подмечает, насколько структура аффективного психоза походит на невроз навязчивости, так как и в том, и в другом случае наблюдается нарушение динамики любви и ненависти и сильное торможение либидо – вплоть до отказа от жизни, депрессивного ступора, который Абрахам почти по-лакановски называет «символической смертью»[22].

Более того, он обращает внимание на то, что депрессия похожа и на паранойю. Их роднит общий механизм проекции. Проекция перераспределяет садистические и мазохистские импульсы таким образом, что задержанная любовь к объекту (задержанная в силу того, что объект пропал, то есть некого любить) инвертируется в ненависть, приписывающуюся затем объекту и направляющуюся на самого меланхолика, который тут же с готовностью находит у себя множество «недостатков», «заслуживающих» самого строго осуждения, наказания, кары, проклятья.

Здесь Абрахам делает любопытное наблюдение. Оказывается, «даже самая глубокая меланхолия доставляет скрытое удовольствие»[23] меланхолику (это наблюдение повторит и Фрейд: «доставляющее удовольствие самоистязание при меланхолии»[24]). Удовольствие же, но не «скрытое», а совершенно оголенное, открытое, я бы сказал, «бесстыдное», доставляет субъекту и близнец меланхолии – состояние маниакального психоза. Абрахам пишет: «аффект удовольствия от мании может исходить из тех же источников, что и удовольствие от остроумия»[25]. Таким образом, маниакальные нарушения мышления в виде скáчки идей, соскальзывания по созвучию и т.д. – это именно «образования бессознательного» (в том самом смысле, в каком понимал их Лакан, и рассмотрению которых он посвятил пятый год своего семинара); они могут быть объяснены в свете фрейдовой теории остроумия и противопоставлены атактическому мышлению, исходя из того, что означающая цепочка у маниака сохранена и в ней, в отличие от состояния психоза в лакановском понимании, отсутствует недостающее[26] (отброшенное) означающее. Субъект в острой мании функционирует как дурной комедиант, как сломавшийся автомат по производству смешных шуток, потерявший свободу и отдавшийся «на произвол бесконечной, игровой по своей природе означающей цепочке как она есть»[27], как говорил Лакан о мании на завершающем занятии десятого семинара.

Итак, у Абрахама меланхолия структурно похожа и на навязчивый невроз, и на паранойю. Фрейд же даёт нам понять, что в меланхолии можно усмотреть и обертона перверсии.

Меланхолики, указывает он, навязчиво общительны, любят жаловаться на себя, заниматься буквально прямым эксгибиционистским самобичеванием («[меланхолик] унижается перед любым человеком»[28]), не испытывая при этом ни малейшего стыда[29]. Утратив своё Я, меланхолик превращается в объект. И это очень роднит, как мне кажется, меланхолию с перверсией, ведь механизм расщепления Я свойствен последней, а подстановка субъекта на место объекта a характеризует, по Лакану, перверсивный фантазм. Грамматическая конструкция «да, но нет», лежащая в основе формирующей перверсию операции отклонения, свойственна и меланхолической позиции. Меланхолик мог бы сказать: «Я знаю, что моя любовь умерла, но во мне-то она не умерла»; «я живой, но я умер»точно находясь посередине между принятием и непринятием лишения.

Всё это делает меланхолию структурно чем-то таким, что не даёт ей полностью укладываться в категорию невроза, психоза или перверсии.

ОКОНЧАНИЕ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ

 

Примечания:

[1]Шекспир В. Гамлет, принц Датский // Шекспир В. Комедии, хроники, трагедии. В 2 томах. Т. 2. М.: Художественная литература, 1988. Стр. 177.

[2]Французское существительное rien в зависимости от контекста может означать и «ничто», и «что-то» («нечто»), и «ничтожество» (нечто незначительное, мелочное, находящееся на грани бытия и небытия), и даже «вещь»: этимология его восходит к латинскому res – можно вспомнить, к примеру, картезианское res cogitans («вещь мыслящая»).

[3]«…“je ne suis rien, je ne suis qu’une...” Remarquez qu’il ne s’agit jamais de l’image spéculaire. Le mélancolique ne vous dit pas qu’il a mauvaise mine, ou qu’il a une sale gueule, ou qu’il est tordu. Il est le dernier des derniers, il entraîne des catastrophes pour toute sa parenté. Il est entièrement – dans ses auto-accusations – dans le domaine du symbolique. Ajoutez-y l’avoir: il est ruiné». Данная цитата приведена из электронной расшифровки восьмого семинара в «критической» версии Школы лакановского психоанализа (ELP) (http://ecole-lacanienne.net/wp-content/uploads/2016/04/1960-1961-Le-Transfert-version-critique.pdf. P. 302). В «официальном» бумажном издании семинара «Перенос», в редакции Ж.-А. Миллера, фраза Лакана приведена в ином виде: «Je ne suis rienje ne suis quune ordure» («я ничто, я всего лишь мусор (отброс)») (Lacan J. Le séminaire. Livre VIII: Le transfert (1960/61). P.: Seuil, 1991. P. 463). Как можно видеть, в миллеровской версии возникло означающее ordure, вполне возможно, в речи Лакана на том занятии семинара и не появлявшееся. (Спустя два года после написания моего текста, в 2019 г., восьмой семинар был опубликован на русском, поэтому на всякий случай приведу указанную цитату в переводе Черноглазова: «…Я ничто, я просто дерьмо. Обратите внимание, что речь никогда не идет о зеркальном образе. Меланхолик не скажет вам, что у него нескладная фигура, мерзкая рожа, что он кривой – нет, он будет говорить, что он хуже всех, что в семье он белая ворона, или что-нибудь в этом роде. В своих самообвинениях он никогда не покидает области символического. Прибавьте сюда еще имущественные жалобы – он разорен» (Лакан Ж. (1960/61) Перенос. Семинары. Книга 8. М.: Гнозис/Логос, 2019. Стр. 429). – Примечание 2024 г.)

[4]Fink B. A Clinical Introduction to Lacanian Psychoanalysis: Theory and Technique. Cambridge: Harvard University Press, 1997. P. 75.

[5]По утверждению Финка, «можно предположить, что можно обнаружить больше форм отрицания, что привело бы к наличию четырёх и более основных структур психики, но, согласно текущим практическим исследованиям и теории, данные три структуры покрывают собой всё поле психологических феноменов» (Fink B. A Clinical Introduction to Lacanian Psychoanalysis. P. 77. Рус. пер.: Финк Б. Лакановский подход к диагнозу. http://dreamwork.org.ua/лакановский-подход-к-диагнозу-вступл/).

[6]Фрейд З. Отрицание // Собр. соч. в 10 тт. Т. 3. Психология бессознательного. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Стр. 404.

[7]По Якобсону, фатическая функция языка «осуществляется посредством обмена ритуальными формулами или даже целыми диалогами, единственная цель которых – поддержание коммуникации», и именно она «является единственной функцией, общей для [говорящих птиц] и для людей. Эту функцию первой усваивают дети; стремление вступать в коммуникацию появляется у них гораздо раньше способности передавать или принимать информативные сообщения» (Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «За» и «против». М.: Прогресс, 1975. Стр. 201).

[8]Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. Стр. 7–129.

[9]http://ru.wikipedia.org/wiki/Ответ

[10]«Психоневрозы – это, так сказать, негатив перверсий», – эту мысль Фрейд впервые озвучил в 1905 году в случае Доры (Фрейд З. Фрагмент анализа одного случая истерии // Собр. соч. в 10 тт. Т. 6. Истерия и страх. М. ООО «Фирма СТД», 2006. Стр. 125), затем повторил в «Трёх очерках по теории сексуальности», вышедших в том же году, в «Культурной половой морали и современной нервозности» (1908) и в «Лекциях по введению в психоанализ» (1910).

[11]Лакан Ж. (1955/56) Психозы. Семинары. Книга 3. М.: Гнозис/Логос, 2014. Стр. 269–270.

[12]Там же. Стр. 209.

[13]«Я позволил себе предложить объединить паранойю и dementia praecox под общим названием парафрения». Фрейд З. Введение в психоанализ. 26-я лекция: Теория либидо и нарцизм // Собр. соч. в 10 тт. Т. 1. Лекции по введению в психоанализ (1916 –1917). М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Стр. 401.

[14]Там же. Стр. 35.

[15]См. Borie J. Le psychotique et le psychanalyste. P.: Editions Michèle, 2012. P. 63. Рус. пер.: Бори Ж. Психоз сегодня. Элементарный феномен. http://psychanalyse.ru/elementary-phenomena

[16]Лакан Ж. Психозы. Стр. 124.

[17]Где и был впервые введен неологизм «шизофрения» в качестве обозначения психиатрического диагноза.

[18]Фрейд З. Бессознательное // Собр. соч. в 10 тт. Т. 3. Психология бессознательного. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Стр. 168–175.

[19]Kohl F. The beginning of Emil Kraepelin`s classification of psychoses. A historical-methodological reflection on the occasion of the 100th anniversary of his “Heidelberg Address” 27 November 1898 on “nosologic dichotomy” of endogenous psychoses // Psychiatr. Prax. Vol. 26. No. 3 (May 1999). P. 105–111.

[20]Фрейд З. Печаль и меланхолия // Собр. соч. в 10 тт. Т. 3. Психология бессознательного. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Стр. 221.

[21]Фрейд З. Невроз и психоз // Собр. соч. в 10 тт. Т. 3. Психология бессознательного. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. Стр. 358.

[22]Абрахам К. Подходы к психоаналитическому исследованию и лечению маниакально-депрессивного расстройства и родственных ему состояний // Психоаналитические труды в 3 тт. Т. 1. Работы 1907–1912 гг. Ижевск, ERGO, 2009. Стр. 281.

[23]Там же. Стр. 280.

[24]Фрейд З. Печаль и меланхолия. Стр. 219.

[25]Абрахам К. Подходы к психоаналитическому исследованию и лечению маниакально-депрессивного расстройства… Стр. 283.

[26]Данное «отсутствие недостатка» (так, у маниака нет недостатков, он преисполнен одних только достоинств, являясь совершенным фаллосом) можно было бы обыграть с самых разных сторон, но у меня, к сожалению, в рамках данного сообщения, нет на это места.

[27]Лакан Ж. (1962/63) Тревога. Семинары. Книга 10. М.: Гнозис/Логос, 2010. Стр. 418.

[28]Фрейд З. Печаль и меланхолия. Стр. 214.

[29]Может быть, «бесстыдство» – тот способ отношения к Другому, который объединяет меланхолию и манию (в отличие от вины, которая несомненно пожирает меланхолика, но совершенно пропадает в случае мании, вплоть до полного впечатления исчезновения у маниака инстанции Сверх-Я).






Об авторе статьи

`
Кудряшов Максим Александрович

Рейтинг психолога: 9 9

Кудряшов Максим Александрович

Психолог-психоаналитик
Город: Санкт-Петербург Стоимость приема: 2000 рублей
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Кризисы и травмы
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Секс
  •   Сновидения
  •   Страхи и фобии


Добавить новый Комментарий



Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Хисамова Лилия Мунировна

Хисамова Лилия

Дипломированный психолог-практик, работаю со взрослыми и детьми.
Психолог Кузнецова Кристина Александровна

Кузнецова Кристина

Клинический психолог, психоаналитик, работаю со взрослыми
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Алиханова Светлана Александровна
Консультация по Skype

Алиханова Светлана

Магистрант клинической психологии, сертифицированный ЭОТ- терапевт. Работаю со взрослыми...
Психолог Лисай Татьяна Васильевна

Лисай Татьяна

Детский психолог.(стаж более 20 лет) Семейный психолог.(стаж около года)
Психолог Лапотышкина Надежда Николаевна
Консультация по Skype

Лапотышкина Надежда

Психолог, гештальт-терапевт, работаю индивидуально со взрослыми людьми
Психолог Новикова Марина Александровна

Новикова Марина

Практический психолог
Психолог Кочермина Виктория Артемовна

Кочермина Виктория

Психолог-консультант со специализацией в контекстуально-поведенческом подходе, работаю со...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍