articles
Одна знакомая, рассказывая про школьную жизнь своей дочери, говорила, что современное образование очень сложное интенсивность преподавания новых тем высокая, а в программу включено много непонятных и ненужных предметов. Она с высокой долей раздражения и негодования спросила: "Зачем, ну, зачем они рисование запихнули в окружающий мир? Зачем они его туда впихнули? Зачем вообще столько рисовать на других предметах, если есть урок рисования?!"
И, действительно, зачем? И вообще запихнули ли его туда? Давайте попробуем разобраться.
С педагогической и психолого-педагогической точек зрения есть целый ряд причин, многие из которых известны не только специалистам в этих областях, но и многим родителям благодаря большому количеству популярной литературы по этим направлениям.
Но прежде мне хотелось бы кратко коснуться широкоизвестных причин, по которым рисование считается не только весьма полезным времяпрепровождением, но и включается в программы дошкольного и школьного образования.
Безусловно, что речь рождается в отношениях: именно с этим связан "синдром Маугли", когда ребенок, живущий в изоляции от людей и не имеющий возможности слышать человеческую речь, не разговаривает либо овладевает тем диапазоном звуков, которые были ему доступны. Но даже у детей, которые растут в благополучных условиях, освоение речи происходит "через" рисование. Внимательные родители без труда вспомнят, что в промежутке между гулением и появлением первых полноценных слов, ребенок берет в ручку карандаш и рисует каракули, которые так же мы как и звукоподражание является промежуточной речью. Часто рисунок становится неким речевым буфером для детей с задержкой речевого развития, когда многие слова ещё не произносятся, но уже существуют в пространстве психики и имеют свое имагинальное (от image - образ) воплощение. Для более сложных речевых нарушений, сопровождающих различные заболевания, рисование становится эквивалентом речи.
Взятый в руку карандаш стимулирует ладонь целиком и пальчики в частности, что благотворно влияет на речевое развитие. Всем хорошо известна фраза, о том, что "речь человека на кончиках пальцев". Это не метафора и не аллегория, а вполне конкретное объяснение физиологического процесса возникновения и развития речи у детей, подтвержденное множеством исследований. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, посредством сложных нейронных сетей связаны с речевым центром в головном мозге. Именно поэтому логопедическая, педагогическая и нейропсихологическая коррекция речевых нарушений включает не только артикуляционную гимнастику, но и различные виды массажа и стимуляции нервных окончаний на руках, в том числе и рисование. Даже самые незначительные речевые нарушения опытный специалист может проследить в том, как ребенок владеет своими ручками и манипулирует предметами, как держит карандаш и ведёт линию. Эти же навыки закладывают основу для письма и письменной речи.