articles
Продолжая углубляться в тему нужности рисования, предлагаю рассмотреть этот вопрос с ещё одной точки зрения, пожалуй, более сложной для понимания, но вместе с тем, позволяющей взглянуть на этот вид творческой деятельности более глубоко.
Эту точку зрения предлагает аналитическая психология, где больший акцент делается на внутрипсихической деятельности и, особенно, на бессознательной динамике. Разбирая тему рисования, мы отметили, что оно способствует развитию абстрактного, образного, пространственного и других видов мышления. Здесь мне хотелось бы сделать акцент на последовательном развитии образности, воображения и символичности. Безусловно, что все названные виды мышления и восприятия неразрывно связаны между собой, они взаимопроницаемы. Но я намерено располагаю их именно в такой последовательности: вначале появляется образ, далее развивается воображение и, наконец, как результат изменения образа в пространстве воображения появляется символ. Расположение этих видов мышления именно в такой последовательности позволяет отобразить прогрессию в их появлении в психической жизни человека, а также динамическое развитие психики в целом. Образное мышление позволяет создавать образы, воображение - оперировать этими образами, создавая различные истории, а способность к символобразованию - объединяя в себе образность и воображение, расширяет возможности сознания, и включает в него более полную, целостную картину окружающей действительности. Таким образом воображение, являясь более зрелой формой образного мышления, и становится основанием для рождения символа.
Воображение можно рассматривать не только как пространство, где возникают образы, происходит их развитие и изменение, влияющее на психическое состояние. Воображение - это пространство, где могут сосуществовать противоположности. В отличие от конкретного мышления, которое разделяет любое явление, чувство, событие на противостоящие друг другу элементы (чёрное - белое, день - ночь, хорошее - плохое, женское - мужское, свое - чужое и т.д.), пространство, создаваемое воображением, позволяет преодолеть это разделение. В случае разделения и изоляции противоположностей, психическое напряжение ослабевает, сужая область сознания и снижая разнообразие и вариативность жизни, лишая продуктивной психической энергии и вызывая застой. В области воображения, где противоположности не противопоставляются друг другу, а отображают многомерность и объемность жизни, напряжение достигает оптимальной, трансформационной силы, позволяя сформироваться условиям для возникновения более целостного восприятия себя и действительности, сглаживания противоречия, а также преодоления свойственной образу предустановленности. Тогда другое/другой не воспринимается как прямая угроза, а позволяет увидеть ситуацию с новой, ранее неизвестной стороны. Восприятие получает многомерность и объем, которые теряются при преобладании конкретного мышления, ведущего к шаблонности и уплощению видения себя, другого, жизни в целом. Когда другой/другое не приравнивается к угрозе, необходимость обороняться исчезает. А значит, даже если это другое для меня неценно или неприемлемо, оно не требует уничтожения, получая место в моей картине мира, как дополнительный его элемент. Таким образом, воображение - это всегда некий задел, позволяющий объединить имеющиеся представления, а также вместить в существующую систему координат нашего восприятия новые элементы, что приводит к расширению нашего сознания и возникновению символа, вмещающего все возможные представления явления одновременно, но дающего наилучшее его отображение для данного момента времени.
Попавшее в область воображения явление или событие получает возможность быть видимым, рассмотренным с разных сторон (возможные варианты развития или проявления), допущенным в физическую реальность. Люди, обладающие богатым воображением получают возможность расширить вариативность жизни и видеть гораздо большее пространство возможностей, нежели те, кто обладает более конкретным восприятием и мышлением.
В заключение важно отметить, что сказанное про рисование смело можно отнести не только к периоду детства, но и к дальнейшим возрастным этапам. Взрослому человеку, перегруженному текущем проблемами, сложностями в отношениях, бытовыми трудностями и другими неурядицами, порой бывает очень сложно выразить словами то, о чем болит его душа. И здесь снова выручает рисунок. На встречах с психотерапевтом взрослые люди рисуют с неменьшим удовольствием, чем дети. Преодолев свои страхи, зажимы и предубеждения, они с энтузиазмом берутся за карандаши и краски, создавая удивительные портреты своих переживаний. После окончания работы над рисунками часто можно увидеть и услышать выдох облегчения, когда на бумагу выплеснуть то, что невозможно было сказать словами.
Так как же на самом деле обстоят дела с рисованием в наших детских садах и школах? Действительно ли его так много?
И что бы хотели нарисовать сейчас именно Вы?