articles
Стыд – одна из самых токсичных эмоций.
Стыд бывает ситуационный –например, конфуз на публике.
Мы испытываем ощущение близкое к смущению, неловкости, стеснению. Это кратковременная эмоция.
А бывает глубинное чувство стыда, оно постоянно присутствует внутри и определяется как сковывающее, ограничивающее, давящее ощущение униженности.
Как формировалось это чувство и где его истоки?
Конечно в детстве. От родителей, родственников, учителей, тренера и близкого окружения.
Когда-то (и неоднократно) ребенок пережил неуважение, психологическое давление, высмеивание, эмоциональное насилие.
Когда-то ему дали понять что «он здесь никто и звать его никак» - незначим, неважен, неценен.
Формировали стыд критикой, обесцениванием и постоянным нарушением всевозможных границ ребенка.
Или дали понять, что «Твое мнение и твое присутствие роли не играет».
Стыд – это всегда про Личность.
Это отвержение близкими людьми за то, какой человек есть здесь и сейчас в своих естественных проявлениях.
Отвержение непредвиденное, внезапное, неожиданное, порождающее чувство хаоса, оно дезориентирует.
«Я такой какой я есть – не ОК». И рождаются закономерные мысли: «Если я такой какой есть – не очень, значит наверное мне нужно быть кем-то другим? Может мне нужно сформировать какой-то образ, который поможет защититься от неугодной истины?» И человек начинает использовать маски в поведении, менять внешность, избегать многих ситуаций, формировать из себя другого, нового, «неиспорченного», которого, по его мнению, будут принимать и любить.
Ощущение стыда обратно ощущению внутренней свободы, потому что стыд – это про ограниченность, скованность и постоянные запреты, про "мне нельзя",
«Я не достоин», «Я не смогу».
Человек ощущает себя хуже других, склонен идеализировать других, «кто-то другой лучше меня», «кто-то другой достойнее, чем я».
Главная причина стыдливости – сформированный недостаток уверенности в себе и уважения к себе. Чем больше человек сомневается в собственной ценности, тем более значимым становится мнение других людей.
Стыд связан с вопросом: «Какого уважения я заслуживаю в глазах других людей?»
Стыд всегда сопряжен с чувством вины.
????Стыд – это про самого человека, про личность.
????Вина – про действия человека.
Чувство вины возникает, когда я являюсь причиной чьего-то несчастья или нарушаю общепринятые нормы.
По внутреннему ощущению вина ощущается более мягко, это такое обволакивающее чувство, которое терпеть сложно, но возможно.
Вина оставляет человеку какую-то надежду «на исправление», часто даже стимулирует быть лучше, т.е в некоторых случаях оно активизирующее.
Стыд –парализующее чувство, более токсичное, отравляющее, разъедающая изнутри, разрывающее на мелкие кусочки, порождающее в крайней степени желание «провалиться сквозь землю», «исчезнуть», «не жить».
Стыд охватывает с головы до пят, порождая чувство собственной никчемности.
В терапии со стыдом работать достаточно сложно и прежде всего потому, что это переживание очень трудно поддается осознанию самим клиентом.
Дети, которых часто стыдили в детстве, во взрослом состоянии в терапию приходят с разными запросами. Но если нарисовать общую размытую картину, она будет примерно такой: человек с пустотой внутри, с отсутствием радости и своих желаний.
Закомплексованный, неуверенный, неуклюжий. Человек, плохо контактирующий со своими эмоциям.
Удобный, послушный, часто без целей и амбиций, не привыкший брать, удовлетворять свои потребности, отстаивать и защищать себя. Часто с лишним весом.
Работа со стыдом идет в несколько стадий и далеко не за одну сессию:
✅ Признать через ситуации наличие этого чувства, назвать его, обнаружить внутри себя.
✅ Осознать. Присвоить.
✅ Вернуться к ситуациям, в которых стыд ощущался наиболее ярко, остро, болезненно.
✅ Вернуться к своим чувствам в тех ситуациях, наиболее полно вербализировать их, «прорисовать» для самого себя.
✅ Предположить, когда появилось это чувство? Кто был инициатором того, что оно возникло? Кто и как способствовал, что говорил, что делал? Соотнести свои чувства в сегодняшних ситуациях и переживания в детстве.
✅ Как в последствие поведение других людей служило триггером появления этого болезненного и сковывающего переживания? Разбор ситуаций.
✅ Подробный анализ - в чем конкретно человек «не такой» по его мнению? Чьи это были выводы? Найти смыслы и убеждения. Конфронтация.
✅ Формирование новых убеждений и нового поведения клиента.
✅ Параллельно проводится работа с собственной ценностью, Внутренним критиком и самооценкой.