articles
Насколько часто в нашем сознании возникает идея заботы о себе?
К сожалению, не часто. В нашей культуре социально одобряемой считается идея первичности заботы о другом. При этом желание человека позаботиться о себе зачастую осуждается – воспринимается как признак эгоизма, неуважения к интересам другого, отсутствия «коллективистской» направленности и др. Ребенок с самых ранних моментов осознания себя помещается в позицию трудного выбора: делать то, что ему хочется, но не получать одобрение, или делать то, что хочется другим. При этом сама потребность желать что-то для себя отрицается, игнорируется, вытесняется. Человек приучается игнорировать свои потребности, не понимать свои желания, не задумываться об индивидуальных целях и стремлениях. Таким образом, и идея заботы о себе оказывается полностью или частично вытесненной. Но что есть истинная забота о себе, как она проявляется?
Способность заботиться о себе означает внимание к своей уникальной жизни в мире и ее уникальной же реализации.
Идея такого рода заботы включает и заботу о том мире, в котором человек присутствует. А мир человека – это сочетание самых разных пространств: отношений, увлечений, состояний и др. Такое представление о заботе снимает знакомое всем противоречие «я или другой». На место ИЛИ помещается И. Я и другой всегда связаны. Я и мир всегда связаны. Следовательно, забота о себе в мире должна включать заботу о тех пространствах, в которые я включен, заботу о качестве моего включения, о проживании и реализации моего уникального бытия в пространствах моего мира.
Итак, о каких пространствах идет речь?
В экзистенциальной психотерапии существует представление о четырех измерениях мира человека (Бинсвангер, Босс, Дорзен).
Первое – физическое измерение. Мы живем в физическом биологическом мире. Мы – это наше тело и все, что с ним связано. Это ощущения, движения, физические состояния. Мы чувствуем запахи вкусы, спим, занимаемся сексом, болеем, умираем. И это далеко не весь спектр того, как мы живем в пространстве физического измерения.
Вот некоторые вопросы, которые можно задать себе для прояснения специфики нашей заботы о физическом измерении.
Замечаем ли мы, как живет наше тело?
Как мы обходимся с потребностями своего тела?
Замечаем ли мы, как наше тело реагирует в пространстве других физических тел и объектов, и как оно влияет на них?
Какие типичные способы проживания физического измерения мы реализуем?
Второе измерение – социальное. Это пространство наших отношений с другими людьми. В течение нашей жизни мы попадаем в самые разные отношения: с родителями, друзьями, одноклассниками, коллегами, со случайными и малознакомыми людьми. Мы взаимодействуем с разными людьми очень по-разному, спектр наших чувств в отношениях может варьироваться от любви до ненависти. Мы можем стремиться к одобрению и признанию, к тому, чтобы «стать своим» в определенных группах. Или наоборот, желаем большей автономии, большей независимости.
Примеры вопросов для прояснения специфики заботы о социальном измерении.
Как мы чувствуем себя с другими людьми?
Как другие чувствуют себя в связи с нами?
Чувствуем ли мы удовлетворенность отношениями?
Какие отношения мы выбираем, и что в них реализуем?
Третье измерение – личностное. Это отношение с самим собой, с тем, кто является уникальным, отличным от других проектом этого мира. Личностное измерение наполнено нашими представлениями о себе - каков я как отдельная личность (чего хочу, к чему стремлюсь, что думаю и чувствую, как действую), и нашим чувством идентичности – насколько целостно я ощущаю себя в меняющемся мире.
Заботясь личностном измерении, мы можем задать такие вопросы.
Каков он – мой внутренний мир?
Как я отношусь к своему внутреннему миру?
Следую я уникальности своего мира?
Как меняется мой внутренний мир?
Четвертое измерение – духовное. «Духовный мир относится к той области опыта, в которой люди сами для себя создают смыслы и придают значение вещам и событиям» (1, стр. 118). К данному миру относятся верования, ценности, убеждения. Для многих людей данное измерение связано с религиозным или мистическим опытом. Но в целом, понимание собственных ценностей и осмысленность жизни является ключевым проявлением духовного измерения.
Вопросы в отношении духовного измерения могут быть такими (хотя, из всех четырех измерений оно является наиболее трудным для исследования).
Во что я верю? И следую ли я своим верованиям?
Что поддерживает мои убеждения и верования?
Какими смыслами я наполняю свою жизнь?
Что я чувствую, когда обращаюсь к смыслам, верованиям, убеждениям?
Внимание к четырем измерениям, попытка почувствовать проявление каждого из них более полно, является проявлением заботы о собственном мире. Более того, в результате такой заботы появляется ощущение связанности и взаимного влияния всех четырех измерений. Эта трудная и зачастую болезненная работа вызывает чувство обогащения нашей жизни, расширения возможностей, становится основой нашего само-стояния и свободы.
Литература
1. Deurzen, E. van. Existential Counselling and Psychotherapy in Practice. London: Sage Publications, 2002.