articles
Каждый родитель мечтает вырастить идеального ребенка.
И если спросить о том, какой он – идеальный ребенок, то большинство родителей опишут мини-робота с массой полезных функций, причем совершенно не учитывая даже возраст ребенка. О том, что у него есть эмоции, желания, собственные мысли, даже упоминать не стоит.
Что происходит с мамами и папами?
Почему мамы и папы забывают о том, что человечек ростом 90 сантиметров, бегающий по квартире, не может самостоятельно складывать свои игрушки. Он просто двухлетний малыш, и он должен разбрасывать игрушки по квартире, а не сидеть за учебником и решать задачки за первый класс.
И это не выдуманная история, а реальный запрос к психологу: «Что не так с моим ребенком: в два года он решал задачки за первый класс, а в 10 стал хулиганом, и с ним невозможно справиться». В том то и беда, что хулиганить надо было в два года, а в 10 решать задачи.
Прежде чем предъявлять ребенку претензии по тому или иному поводу, напомните себе, сколько ему лет.
При психологическом консультировании психолог всегда спрашивает, сколько лет клиенту, что с ним происходило в том или ином возрасте. Большинство из нас хоть раз в жизни проходили тест, в котором определяется хронологический, биологический и психический возраст.
Возраст – очень важная составляющая для начала обучения тому или иному навыку. Возраст является точкой отсчета для выявления нормы как в психическом, так и физиологическом аспектах. Мы всегда интересуемся возрастом человека практически в любой ситуации: берем на работу, идем на свидание, ищем партнера для совместных дел.
Важно помнить, что до 7 лет самый большой разрыв между возрастными возможностями. И нельзя требовать от годовалого то, что делает двухлетний ребенок, а сравнивать с пятилетним все равно, что сравнить доисторического человека с сегодняшним программистом.
Важно помнить и понимать, что для каждого человека присуща своя скорость в развитии, что развитие не бывает ровным, чаще оно происходит скачками. Не стоит терроризировать собственного ребенка за то, что уже делает соседский ребенок в том же возрасте.
И тем более не стоит говорить ребенку слова типа «Твой брат в три года уже все буквы знает, а ты в пять читать не умеешь, а соседский Васька в шесть во второй класс пошел». И мы не знаем, что происходит с Васькой, но ведем себя совершенно недостойно по отношению к своим детям.
Вариантов может быть множество, и если Ваш ребенок не читает в три года «Онегина» Пушкина, то, возможно ему просто не нравится Пушкин, ему не понятно, о чем там идет речь. А вот про мячик Агнии Барто ему и понятно, и близко, ведь он знает, что такое и мяч и плач.
Рекомендация
Прежде чем предложить выучить ребенку стихотворение, попробуйте его выучить сами. Так Вы сами почувствуете слог. Постепенно усложняйте задачу. Не стоит понижать самооценку ребенка. В обучении любому навыку важно соблюдать правило «от простого к сложному».
Считаясь с возрастом и потребностями ребенка, Вы не только позволите ему научиться понимать окружающий мир и сформируете у него мотивацию к познавательным процессам, но и не станете причиной невротизации собственного ребенка (повышенная тревожность, различные психосоматические проявления).
Следующим этапом в стремлении сделать ребенка «успешным» становится тот момент, когда ребенка начинают перегружать. Если ребенок хорошо успевает в школе, ходит в музыкальную школу, на гимнастику, а у Вас появилось желание завести ему репетитора по математике (и мотив у Вас вполне веский – поступить в хороший ВУЗ), не принимайте однозначных решений.
Вспомните, что он подросток, и ему важно не только Ваше мнение, но и мнение сверстников. В желании пойти наперекор родительской воле таится много негативного.
Рекомендация
Помните о том, что подросток под Вашим руководством сделает лучший выбор, а под Вашим давлением может действовать назло и вопреки. Да, он может натворить глупостей. Молодость нужна для того, чтобы делать в том числе глупости и ошибки -так мы учимся и приобретаем опыт (я не говорю о роковых ошибках). Есть глупости, которые прощаются по молодости, но когда пубертат приходит в пятьдесят…
Следующий этап активного забывания родителей о возрасте ребенка начинается в момент выбора пары. Помимо постоянного вмешательства в личную жизнь, родители активно начинают выбирать того, кто подходит их чаду. И снова те же грабли, только теперь уже с двух сторон. Мы не только забываем о том, что наши дети взрослые, и пару выбирают себе, но мы забываем и о том, что нам далеко уже не восемнадцать. И оцениваем мы кандидата в партнеры совсем другими оценками.
Рекомендация
Важно дать самому себе адекватную оценку своему возрасту, и когда мы говорим взрослому ребенку о надежности партнера, мы говорим о том, что хотим сами, или о том, чего не хватает нам самим. А молодость – это про страсть, про бурные отношения, игру гормонов, а надежными партнерами и пенсионерами они должны становиться в паре.
И вот он наступил, долгожданный для многих родителей момент. У Вас появились внуки!
И что, начнем все сначала? Воспитывать? Требовать? Говорить о своей правоте? Остановитесь!
И, пожалуй, самая главная рекомендация в сегодняшней статье.
У Ваших внуков есть родители, вот пусть они и воспитывают своих детей, делают свои ошибки, наступают на одни и те же грабли.
Что делать Вам?
Будьте лучшим другом своим внукам! Будьте тем человеком, который прижмет к себе, укутав теплым платком, и расскажет сказку. Ту, что запомнится на всю жизнь! Ту, что научит разным поступкам!
Ведь нет ничего загадочнее, полезнее и теплее, чем сказка, рассказанная любимому внуку, без нравоучений!