Можно с уверенностью сказать, что за последние сто лет медицина сделала большие успехи на службе здоровью человека. Но стали ли люди от этого здоровее?
Люди стали чаще болеть. Появляются новые болезни, старые принимают более хронический, затяжной характер. Все больше становится психосоматических заболеваний – таких, которые являются проявлением психического напряжения, конфликтов, дисгармонии.
Поэтому сейчас как никогда стали популярны системы по самооздоровлению, люди жаждут обрести душевное равновесие, крепкое здоровье, а вместе с ними – успех и счастье в жизни. Цели эти вполне достижимы; для этого достаточно научиться пользоваться собственными ресурсами – резервами своего организма, своего тела и духа, об истинной силе которых у людей имеется довольно смутное представление. Зачастую методы самотерапии имеют немалое преимущество перед традиционными формами лечения.
Естественно, существуют случаи, когда без специалиста не обойтись, но все же основную работу над собой, работу по позитивному настрою на выздоровление, каждый из нас способен провести самостоятельно.
Способы такого самонастроя существуют издавна, они есть у всех народов, они отрабатывались и отшлифовывались веками и передавались из поколения в поколение. Объяснение того, как они действуют, может быть разным, но фактически люди вновь и вновь открывают для себя одни и те же механизмы – основные механизмы работы человеческой психики, человеческого тела и духа, и описывают их на понятном для себя языке.
Бесценным духовным сокровищем, передававшимся из поколения в поколение, являются заговоры и молитвы, способствующие исцелению и дарующие человеку счастье и здоровье. По-разному можно относиться к возрождению забытых народных традиций лечения, в частности к заговорам. Кто-то будет говорить о суевериях, кто-то просто отмахнется, а кто-то верит в них безоговорочно. Однако даже самые отъявленные скептики слышали истории о том, что заговоры действуют – и действуют довольно эффективно. Кто не слышал, например, о том, как заговаривают бородавки? Пошепчет бабка, пошепчет – и глядишь, через несколько дней исчезнет бородавка, от которой ее владелец не мог избавиться несколько лет.
Конечно, заговоры помогают в первую очередь тем, кто в них верит. Конечно, они не являются панацеей от всех болезней. Но тем не менее с их помощью можно вывести человека из болезненного состояния, дать ему силы и душевный покой. Современная медицина и народные средства не должны противоречить друг другу, а должны дополнять друг друга.
Впрочем, так ли уж велик разрыв между ними? И не найдем ли мы при внимательном взгляде на народные методы многое из того, что считается последним словом в науках о человеке?
Заговоры принадлежат к народному творчеству древнейших времен. В них сконцентрирован многовековой опыт целителей, которые подобрали нужные слова и создали определенные ритуалы, направленные на исцеление, на устранение болезни. В них выражается стремление вызвать какое-нибудь желательное явление или устранить нежелательное. Давно подмечено, что эти способы воздействия облают удивительным сходством в самых разных уголках нашей планеты. Это говорит о том, что, пройдя через опыт и ошибки, люди пришли к одинаковым выводам и заключениям.
Лечение с помощью заговора представляет собой воздействие словом. Поэтому для того, чтобы понять, как оно работает, обратимся к той области наук о человеке, которая изучает воздействие с помощью слова – к представлениям о внушении и самовнушении.
Слово другого человека, обращенное к нам, может быть внушением. Но не каждое обращенное к нам слово является внушением. Если мне говорят: «Пожалуйста, передайте соль» - это не внушение. Это просьба. Я могу ее выполнить или не выполнить. В том случае, если я ее выполняю, это означает мое сознательное согласие ее выполнить. Обращение другого человека к нам может быть просьбой, приказом, инструкцией; все они предполагают сознательную реакцию с нашей стороны. Но вот если в результате обращения другого человека к нам что-то начинает происходить «само по себе» - то такое обращение называется внушением. Бабка что-то пошептала – и бородавка исчезла сама по себе, мы к этому не прикладывали никакого сознательного усилия.
В начале двадцатого столетия во Франции, в городе Нанте жил аптекарь, которого звали Эмиль Куэ. Он увлекся гипнозом (а в гипнозе даются внушения), и очень быстро понял, что гипноз – это замечательно. У многих людей благодаря внушениям, полученным в гипнозе, проходили различные болезни и разрешались проблемы. Но он понял и еще одну вещь: он понял, что гипнотизеров на всех все равно не хватит. И тогда он решил, что каждый сам себе должен быть гипнотизером, и разработал учение о самовнушениях. Когда другой человек обращается к нам и в результате этого обращения что-то происходит само по себе, мы говорим о внушении. Если же мы сами обращаемся к себе и в результате этого обращения что-то начинает происходить само по себе, можно говорить о самовнушении. Для того, чтобы осуществить самовнушение по Куэ, надо было создать для себя позитивную формулировку («аффирмацию»), и повторять ее про себя много раз в том особом промежутке между сном и бодрствованием, в котором человек оказывается перед тем, как засыпает. Почему именно в этом состоянии? Потому что это то же самое состояние, которое достигается в гипнозе – транс. У человека есть сознание и есть то, что называют бессознательным. В трансе активность сознания понижается, и внушения (или самовнушения) обращены к бессознательному; это оно делает так, чтобы что-то происходило «само по себе».
Практически все современные методы наведения транса и внушения основаны на разработках американского врача Милтона Эриксона (1901 – 1980), который фактически разработал новый вид гипноза, получивший название «Эриксоновский гипноз».
В построении терапевтического сеанса, в котором используется внушение (или самовнушение) различаются три фазы: наведение транса, собственно терапевтическая фаза, в которой даются внушения, и завершение. Сопоставим эту структуру со структурой заговора. Заговор состоит из трех частей: вступление, основная часть и концовка.
Фиксация внимания и диссоциация.
Транс часто определяется как «внутренний фокус внимания», или внимание, ориентированное вовнутрь. Поэтому первое, с чего начинается гипноз – это фиксация внимания. Внимание можно зафиксировать на ощущении, на образе. Иногда для фиксации внимания используется рассказ, приковывающий внимание пациента. Также для наведения транса в эриксоновском гипнозе часто используется временная и пространственная диссоциация: человека «прогуливают» во времени и в пространстве. Ему могут, например, предложить отправиться в своем воображении в какое-нибудь хорошее место, или в какое-нибудь необычное место. Милтон Эриксон иногда предлагал своим пациентам отправиться в «середину нигде».
Сравним это со вступлением в заговоре. Вот как начинаются многие заговоры:
…На море, на океане, на острове Буяне, там стояла хатка, в той хатке три сестрицы…
… Есть святое океан-море, на том святом океане-море стоит остров, на том острове стоит вечный дуб, у того вечного дуба корни железные, вершина стальная. Дуб тот ветром не согнет, вихрем не сломит…
… Летит птица за море, бежит зверь за леса, бежит дерево в дерево, мать-земля в мать-землю…
… Ты, Господь, видишь, и ты, небо, слышишь, и ты, мое тело, дышишь…
… В чистом поле встает утренняя зоря, заходит вечерняя зоря…
…Встану лицом на восток, спиною – на запад. Посмотрю на восток – летят три голубя, три брата...
…На море, на океане, на острове Буяне, стоят три дерева…
Эти образы фиксируют внимание пациента и вызывают у него легкую диссоциацию.
Сила, которая помогает (бессознательное).
Важный вопрос: кто или что помогает, исцеляет? Благодаря кому или чему нечто происходит «само по себе». В эриксоновском гипнозе говорят: работает бессознательное. Но что такое бессознательное? Это – часть самого тебя, которая может действовать самостоятельно и которая может сделать то, чего ты не можешь – вернее, то, чего не может твое сознание. При этом вовсе не обязательно употреблять термин «бессознательное». Можно апеллировать к «части самого тебя», к «внутреннему разуму», к «духовному Я», «духовному водителю», «внутреннему учителю» «сверхсознанию» - неважно. Важен сам факт разведения, диссоциации: ты не можешь, но есть сила, которая может. В системе Анонимных Алкоголиков «12 шагов» делают то же самое, обращаясь к «Высшей Силе»: «У меня есть проблема, с которой я не могу справиться, но есть сила, которая может; это Высшая Сила. Высшая Сила, я поручаю свою проблему тебе. Пожалуйста, помоги». И Высшая сила начинает помогать…
Важной частью вступления в заговоре является выбор той силы, которая будет помогать – «адресата».
Заговоры, дошедшие до нас из более раннего, дохристианского периода, обычно начинаются с обращения к языческим богам:
… Месяц ты, месяц, серебряные рожки, золотые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою скорбь…
…В чистом поле встает утренняя зоря, заходит вечерняя зоря. Вы зори ясны прейдите, заморите и засушите…
В более поздние, христианские времена «адресат» заговора изменяется:
… Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Помоги, Господи, приди на помощь младенцу (имя). Я еще прошу Господа Бога. Господь Бог, пошли своего старшего слугу архистратига Михаила, мне на пособу…
…Не я вызываю, не я выкликаю, не я выговариваю. Вызывает, выкликает, выговаривает Пресвятая Богородица – скорая помочница – своими устами…
Внушение.
Происхождение большинства заговоров относится к древнейшим временам, когда люди одушевляли весь окружающий природный мир, а болезни персонифицировали и считали как бы «входящими» или «вносимыми» в человека, «насылаемыми» на него. Поэтому их надо было испугать, смыть, состричь, смахнуть, загрызть и т.д. древнейший вид заговора – это слово-приказ, указывающее на целенаправленное действие. Часто заговоры строились на аналогии желаемого действия с подмеченным в жизни явлением:
… как сохнет сучок, так пусть чирей засохнет…
… солнце – на запад, день на исход, сучок на глазу – на извод, сам пропадет…
… как эта ветка в воде уплывает, так и вся болезнь меня оставляет
Для заживления раны и остановки кровотечения в заговоре говорится: … девицы красным шелком шили, они раны зашивали, они кровь останавливали. Ох ты рана – заживися, ох ты кровь остановися.
Большое значение имеет в заговорах перечисление частей тела, откуда болезни изгоняются: с буйной головы, ясных очей, черных бровей, из ретивого сердца, горячей крови, трепещущего тела.
Указываются также и пути, которыми они должны выйти. Во многих заговорах указываются места, куда отсылается болезнь:
… куда дым летит, туда этой болезни идти…
иногда, как в сказках, их отправляли за темные леса, за крутые горы:
… поди в темные леса, в синие моря, в зыбучие пески…
Сравним это с тем, что делается в эриксоновском гипнозе. Важнейшим элементом собственно терапевтической работы является внушение – формулировка того, что должно произойти. По своей форме внушения могут быть прямыми – когда то, что должно произойти, формулируется открыто, и косвенными – когда то, что должно произойти, формулируется скрыто, подразумевается. По своей форме используемые в заговорах «приказы» являются так называемыми явными прямыми внушениями (… пусть чирей засохнет… …вся болезнь меня оставляет… …ох ты кровь остановися…).
Образность.
Мы уже говорили о том, что в эриксоновском гипнозе мы апеллируем к бессознательному – это оно осуществлет работу, это благодаря ему что-то происходит «само по себе». Для того, чтобы бессознательное знало, что ему нужно делать, о чем мы, собственно говоря, его просим, ему нужно предъявить «образец». Однако у бессознательного – свой язык, который отличается от логического языка сознательного разума. Это язык образов и символов. Так что образец мы ему предъявляем образно и символически, используя метафору, сравнение, с опорой на уже имеющийся жизненный опыт. Например, желая, чтобы рука пациента стала легкой и поднялась сама по себе, эриксоновский гипнотерапевт может сказать: … и это похоже на то, что бывало в детстве, когда ты держал за нить воздушные шарики, наполненные легким газом, и они поднимались вверх, и тянули твою руку вверх, все выше и выше…
Именно это и делается в заговоре: кратко, лаконично, в образной, метафорической форме той силе, которая будет осуществлять изменение, предъявляется образец: «… как сохнет сучок…»; «… как месяц в небе убывает…»; «… куда дым летит…»; «…Как ветка без воды сохнет, так нет жизни вам, бородавки…»; «…Река бежит, на месте не стоит, кровь по венам беги, на месте не стой. В ногах не пой…»; «…Как подкова по земле стучала, так бы звонко да чисто сердце у (имя) билось да стучало…». В эриксоновском гипнозе этот прием называется «техникой переноса»: желаемое явление «моделируется» на одном материале, а затем с помощью внушения переносится на другой.
Кроме того, при произнесении заговора очень важно образно представлять те действия и картины, которые произносятся. Пациенту, находящемуся в гипнотическом трансе, также часто предлагают создавать позитивные образы – образы здоровья, благополучия. Это запускает т.н. идеодинамические механизмы – образ начинает «самореализовываться» - автоматически, без участия сознания.
Имя.
И в сеансе эриксоновского гипноза, и в заговоре практически в обязательном порядке упоминается имя пациента. Имя позволяет индивидуализировать обращение, затронуть самые глубинные слои личности.
Амнезия.
Поскольку исцеление должно происходить «само по себе», благодаря работе бессознательного, важно, чтобы человек не накладывал на эту работу ограничения сознания, не вмешивался в нее, не анализировал. А для этого лучше всего будет, если он не будет помнить то, что говорил ему терапевт. Тогда работа будет осуществляться в бессознательном – в оптимальных условиях. В эриксоновском гипнозе для этого разработаны различные техники создания амнезии – забывания. Так, эриксоновский гипнотерапевт может сказать: «… и можно просто забыть… обо всем этом… предоставив работе осуществляться в наилучших возможных условиях…». Аналогичный прием используется и в заговорах. Знахарь с этой целью использует следующие формулировки:
«… которые слова не договорены, которые не поняты, которые позабыты…».
«… слово мое крепко, замком закрыто, песком зарыто…».
Постгипнотическое внушение.
Важной частью терапевтической работы в эриксоновском гипнозе является завершение сеанса, в котором дается т.н. постгипнотическое внушение (т.е. внушение, которое дается в гипнозе, а выполняется потом – за пределами сеанса). Например: «…эта работа будет продолжаться за пределами сеанса… ночью, когда вы спите… днем, когда вы заняты своими повседневными делами… часы… дни… возможно, дольше… столько, сколько необходимо… чтобы можно было воспользоваться… результатами… этой работы».
То же делает и знахарь, в концовке сообщая больному, что действие его заговора сохраняется на долгое время:
… отныне и навсегда…
…во веки веков…
… отныне и до веку…
…всем моим словам ключ и замок…
… ни один ключ мой замок не откроет, водой мое слово не смоет…
…никто слово мое не перебьет пока новый гвоздь в мой порог не вобьет…
В заключительной части заговора более позднего времени, когда в первой части обращаются за помощью к Господу Богу, в концовке также берут в свидетели силы заговора Господнюю силу:
…Во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь, Аминь, Аминь…
Форма и ритуал.
Ну и, наконец, существенную роль играют поэтичная форма заговора и ритуал, которым он часто сопровождается и который рекомендуется неукоснительно соблюдать. Ритуал создает у пациента определенные ожидания. В эриксоновской гипнотерапии это также делается, но другими средствами.
Итак, для того, чтобы составить внушение (самовнушение) в форме заговора, в него необходимо включить следующие элементы:
- Вступление, обеспечивающее фиксацию внимания и диссоциацию. Для этого можно использовать мысленное перемещение в пространстве.
- Упоминание той силы, которая будет осуществлять исцеление (или обращение к ней).
- Внушение исцеления с использованием образов.
- Упоминание имени пациента.
- Внушение на амнезию.
- Постгипнотическое внушение.
В качестве примера проведем составленный таким образом заговор от энуреза.
ЗАГОВОР ОТ ЭНУРЕЗА.
В чистом поле встает утренняя заря, заходит вечерняя заря. Встану лицом на восток, спиною на запад. Посмотрю на восток – летят три голубя, три брата. Несут три золотых ключа, три золотых замка.
Запирали они, замыкали они воды: и дожди, и реки, и синие моря, и ручейки, и родники.
Запирали они и замкнули они мышцы мочевого пузыря.
Как земля без дождя суха, так пусть будет твоя (имя) постель суха.
И темной ночью, и ночью при луне.
Которые слова не договорены, которые не поняты, которые позабыты.
Пусть все мои слова будут сильны и крепки. Отныне и навсегда.
И когда ты, читатель, читаешь эти строки – куда обращено лицо твое? На север ли, на юг ли, на запад или на восток? На востоке солнце всходит, на западе заходит.
Бегут ручьи, текут реки с высоких гор в глубокие моря, несут воды свои.
Как море глубокое водой наполняется, так пусть твоя жизнь изобилием и счастьем наполнится.
Которые слова недочитаны, которые не поняты, которые позабыты.
Пусть все мои слова будут сильны и крепки.
Да будет так.