articles
В большинстве школ и детских садов праздничные утренники подошли к концу.
Скоро Новый год!
И пора отдыхать, готовиться к новым делам, строить планы на будущее и подводить итоги.
Все замечательно, но…
После детских праздников, особенно в детском саду, как и в прошлом году увеличилась в разы запись детишек на консультацию к психологу.
Жалобы очень схожи: ребенок стал беспокойным, плохо спит, закатывает истерики и не хочет идти в сад. Как правило, при первичной беседе с родителями, выясняя, когда и при каких обстоятельствах все началось, проясняется - либо до праздничного утренника, либо после.
Некоторые родители признаются, что ребенок не хотел идти в сад и принимать участие в детском празднике, а некоторые так и не понимают, почему детский утренник может травмировать ребенка. Ведь там так весело, Снегурочка и Дед Мороз, и Снежинки, и Баба Яга… и подарки, бесконечныйсписок разных приятностей (с точки зрения взрослого) .
В своей статье "Он у нас еще маленький ему только2,3,4...10...15...45..."я описывала психосоциальное развитие согласно теории Э. Эриксона. Поэтому в этой статье я не буду повторяться, в каком возрасте и что доступно детскому пониманию. Сегодня поговорим немного о другом. О том, что и как надо говорить и делать с ребенком, чтобы праздник прошел на славу и без слез.
Безусловно, есть и всегда будут дети, которым все всегда хорошо, но есть и другие, и в этой статье речь пойдет именно о них.
Что делать и чего не делать родителям при подготовке к детскому утреннику
Как правило, подготовка к утреннику в детском саду начинается задолго до самого праздника. Детям дают стихи и назначают роли, кому быть Снежинкой, кому Лягушкой, а кому Бабой Ягой.
Вполне вероятно, что персонаж, который достался Вашему ребенку, совершенно ему не нравится. Он не хочет учить стихотворение и всеми доступными ему способами противится выступать в этой роли.
Что делать, если персонаж ребенку не нравится
Для начала спросите у ребенка, кем бы ему хотелось быть. Далее выясните, у кого эта роль – тут может быть про соперничество, и как решение проблемы Вы поясните преимущества персонажа Вашего ребенка.
Только не говорите плохо о других персонажах, вполне может случиться, что именно тот персонаж, о котором Вы плохо говорили в этом году, достанется Вашему ребенку в следующем. А дети все очень хорошо помнят, и даже если они Вам об этом не скажут, у них может возникнуть фантазия о том, что его наказывают «плохим» персонажем.
Подойдите к организатору детского праздника, а это, как правило, сами воспитатели, и спросите, возможна ли смена персонажа. Только не обещайте ребенку ничего заранее. А если есть возможность, и у Вас уже есть опыт прошлогодней борьбы за выбор персонажа, договоритесь с воспитателем заранее.
Никогда не критикуйте выбор ребенка. Если Ваш ребенок хочет быть Бабой Ягой, а Вы начинаете говорить о том, что Снегурочка лучше, Снежинки ее подружки, и это здорово – его это может очень обидеть. И это будет еще один плюс в его «копилку собственной плохости».
Психоаналитическая ссылка:
Баба Яга - живая женщина с различными эмоциями.
Снегурочка, снежинки, Снежная королева и т.д. - холодные (мертвые) женщины.
Что делать, если не получилось изменить персонаж
Постарайтесь найти у этого персонажа хорошие стороны, посмотрите книжки, Интернет и расскажите, как персонаж стал именно таким, какая история его происхождения, кто его друзья, чем он важен, что бы случилось, если бы его не существовало вообще.
Уточните у ребенка, почему именно ему так не нравится тот или иной персонаж. Не критикуйте, не давите, поверьте моему опыту психолога - ребенок не капризничает, в большинстве случаев у него есть основания так воспринимать происходящее. И это всегда заложено его предыдущим опытом.
Самый устрашающий персонаж Нового Года
С детскими ролями вроде как понятно, ребенок сам понимает, что его переодели, и теперь он, например, пират. Но есть тот, кто по-настоящему пугает детей, и это сам Дед Мороз.
Я понимаю, что для многих родителей, бабушек и дедушек это звучит по меньшей мере странно. Но, увы, это именно так.
Есть в психологии такое понятие как трансгенерационный анализ – это некая передача психического опыта из поколения в поколение.
А теперь вспомните, когда мы были непослушными (я имею в виду то поколение, которое выросло без Интернета и максимально было приближенно к реальности), кем нас пугали и кому нас грозились отдать?
- Будешь плохо себя вести, придет дядя с мешком, и я ему тебя отдам.
А теперь представьте себе картину: ребенок, которому и роль не очень, и собаку не купили, радостно вместе с детьми и Снегурочкой зовет Деда Мороза и видит, как входит «мужик с мешком». Ранняя детская травма гарантирована.
Став взрослым, такой человек совершенно не будет понимать, почему он боится отца жены, начальника, просто людей старшего возраста. Придя на консультацию к психологу, сложно найти первоисточник. В психоаналитической терапии подобные эпизоды, если они имели место в жизни пациента, при воспоминаниях вначале вызывают ужас, но после проработки все меняется.
Что делать и как подготовить ребенка к встрече с Дедом Морозом
Если Ваш малыш совсем маленький, Вам стоит с ним играть в различные игры с использованием масок и переодеваний его и Вас. Не используйте устрашающие костюмы. Первичные персонажи должны быть добрыми и ресурсными (помогать, поддерживать).
Перед праздниками стоит рассказать ему о том, кто такой Дед Мороз, где он живет и чем занимается. Написать письмо, нарисовать для него картинку. Хорошо, если у Вас есть возможность, чтобы Дед Мороз показал ребенку его письмо (оно станет хорошим переходным объектом между ребенком и Дедом Морозом), воспользуйтесь ею.
Очень важно, не травмируя психику ребенка, позволить ему соприкоснуться с чудом и возможностью исполнения желаний. Очень часто вера в чудеса помогает нам во взрослой жизни.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, прислушайтесь к своему ребенку.
Поверьте ему и попытайтесь его понять и принять!
Только прислушиваясь и веря ему Вы сможете проводить время с малышом на детской площадке, а не в кабинете у психолога.