articles Жертва последовательности
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Жертва последовательности



Друзья, как часто мы становимся заложниками вот этого пресловутого «Сказал А, говори Б» и оказываемся жертвами своей последовательности.

Такое случается довольно часто.

Бывают обстоятельства, которые заставляют нас на что-то «подписаться».

Мы берем на себя некие обязательства, личные или общественные: сделать что-то к определённому сроку для себя (например, выучить английский), или делать что-то для других (помогать, решать какие-то вопросы).

Через какое-то время обстоятельства и контекст меняются, и порой настолько сильно, что действия становятся – если не совсем вредны, то не очень полезны для тебя.

Но так как ты уже «подписался» – ты мучаешься, но продолжаешь.

Если разложить каждую ситуацию «по полочкам», станет видно, где и когда нужно действовать по-другому, но мы упорно действуем по-прежнему.

Что же мешает остановиться?

Пожалуй, первая и основная причина – это внешние свидетели. Если ты прилюдно заявил, что будешь что-то делать или никогда не будешь чего-то делать – всё. Умри, но делай.

Почему так? Это объясняется страхом стыда.

Вторая важная причина – это внутренние установки. Ведь обещания даются не только посторонним, но и себе. Большинству людей с детства прививается правило: всегда держать свое слово и не менять принятых решений.

С одной стороны, это очень хорошо: мы учимся честности, и последовательности.

А с другой – мы часто пытаемся скакать на дохлой лошади, и пропускаем момент ситуативной оценки.

В основе нарушения установки «я всегда держу слово» может быть много разных чувств, ведущих к самооценке.

Получается, что если я по какой-то причине не держу слово, я теряю собственную ценность.

Но разве твоя ценность связана с тем, что ты делаешь?

Очень важно разобраться в корнях. Я ценен, потому что я уникальный – просто по факту своего существования?

Или потому что делаю что-то полезное и следую определенным правилам?

Если мы перестаем чем-то заниматься, или решаем поступать по другому, окружающее пространство пытается вернуть нас на круги своя.

С чем это связано?

Дело в том, что установки, которые мы транслируем во внешний мир, дают окружению ощущение власти над нами.

Когда мы говорим: «я всегда то-то» или «у меня никогда это», мы очень предсказуемы и хорошо контролируемы извне.

Соответственно, выходя из этой парадигмы, мы становимся менее предсказуемы и неподконтрольны, что вызывает протест.

Окружающие люди хотят вернуть всё обратно.

Когда мы не оправдываем ожидания, есть риск провалиться в довольно тяжёлое переживание стыда, ведь «Ты же сказал! Ты же обещал! Так нехорошо!».

Что происходит, если больше задействованы ожидания не других, а свои собственные?

Отказываясь от установки, которая была в центре нашей ценности, мы как бы теряем эту ценность.

Опасность в том, что наша самооценка – как мы воспринимаем себя в этом мире – стремительно начинает падать. Мы уже не хорошие, а какие-то очень плохие.

А раз мы плохие, мир воспринимается сквозь депрессивные очки и наше самоощущение ухудшается.

Как остановиться и сойти с этой карусели?

Отношения с другими людьми важно выстраивать таким образом, чтобы понимать, где тобой манипулируют, а где это здоровая адекватная реакция.

Попытка заковать в оковы «никогда» и «всегда» - это скорее про контроль и управление поведением. Безнаказанно переходить через личные границы, напоминая, что ты ведь сам под это подписался.

Отношения с окружением должны быть изначально основаны на том, что ты стараешься что-то делать в меру своих возможностей, обстоятельств и контекстов. Но не подписываешься на то, что ты будешь это делать всегда, или не будешь делать этого никогда.

Что касается себя – необходимо принять самоценность, подвязанную не на совершение действий, а на собственную уникальность.

Когда рушатся какие-то установки, не связанные с твоей самоценностью, ты просто меняешь способ действий, выбираешь другую модель.

Ведь что такое на самом деле установка?

Мы попали в какую-то ситуацию и обнаружили, что для нее существует некий адекватный способ решения. Когда мы попадаем в схожую ситуацию, мы на автомате применяем этот же способ, который помог в прошлый раз. И пока это работает, мы действуем сообразно этой установке. Но однажды ситуация меняется.

Очень полезно развивать способность к анализу ситуаций: что на самом деле произошло, и как правильнее действовать в этом случае.

Понятно, что без автоматических установок, лежащих в основе наших поступков не обойтись. Если мы будем анализировать каждый наш жизненный выбор и каждый шаг – мы только этим и будем заниматься.

Поэтому важно развивать еще и внутреннюю чувствительность, чтобы понимать и улавливать момент, когда твоя установка начинает тебе мешать.

Безусловно, без каких-то потерь в окружении не обойтись: ведь ты меняешь способы действия, система перестраивается и те, кого это не устраивает, вынуждены уйти. А те, кто готов перестраиваться перестраиваются и остаются. В этом и заключается определенная доля свободы.






Об авторе статьи

`
Спиридонова Наталья Владимировна

Рейтинг психолога: 7 7

Спиридонова Наталья Владимировна

Психолог, гештальт-терапевт. В работе использую методологию гештальт-подхода и практикую телесно-ориентированные техники психотерапии. Образование: в/о (психология, 2004 г.), переподготовка в области клинической психологии (3-й мед), долгосрочная...
Город: Москва Стоимость приема: 4000 рублей
  •   Бизнес и карьера
  •   Внешность
  •   Депрессия
  •   Зависимости
  •   Здоровье
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Страхи и фобии
  •   Успех
  •   Чувства и эмоции


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍