articles
Аутизм в настоящее время встречается все чаще. В моей практике такого количества детей с диагнозом аутизма еще никогда не было. Нынешнее состояние дел таково, что заболеваемость аутизмом составляет 4-5 случаев на 10 000 детей. У мальчиков расстройства аутистического спектра встречаются в 3-5 раз чаще, чем у девочек. С чем связана такая распространенность аутизма, еще не очень ясно. Информации про аутизм много, но зачастую родители приходят к специалистам достаточно поздно, когда проявления аутизма у ребенка уже достаточно далеко зашли, и сложно ожидать хороших результатов от дальнейшего лечения и коррекционного обучения. Поэтому я решила написать эту статью.
Что такое аутизм?
Аутизм - расстройство, возникающее вследствие тотального нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Существуют различные варианты аутизма – это ранний детский аутизм, синдром Аспергера, дезинтегративное расстройство детского возраста, синдром Ретта. Синонимы: аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера.
Причины возникновения
В настоящее время выделяют множество причин возникновения и развития аутизма.
1. Внутриутробное поражение головного мозга, обусловленное перенесенными инфекционными заболеваниями матери (корь, краснуха, ветряная оспа, грипп), длительная внутриутробная гипоксия, раннее старение плаценты, что приводит к нарушению формирования нервных путей в головном мозге. Тяжелые роды с явлениями гипоксии у малыша (обвитие пуповины, заглатывание мекония и околоплодных вод), что в последующем может затормозить созревание нервной системы, др.
2. Существует теория наследования этого заболевания. Так, если один из родителей болен аутизмом, высока вероятность рождения ребенка с аутизмом. Также у родителей ребенка с расстройством аутистического спектра риск рождения следующего ребенка с таким расстройством выше обычного в 50-100 раз.
3. Причиной появления аутизма могут быть биохимические нарушения, нарушения миграции клеток и созревания коры головного мозга.
4. Некоторые ученые считают, что вакцинирование может быть причиной развития заболевания. Но однозначных подтверждений этому не было найдено: чаще вакцинация является лишь пусковым механизмом в развитии заболевания, проявляет то, что было не так ярко видно ранее.
Основные симптомы
Важно знать причины возникновения аутизма, но еще важнее раннее выявление и ранняя коррекция возникших нарушений в деятельности головного мозга и поведенческих расстройств. Это имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка (интеллектуального и физического), для его социальной адаптации. Для раннего выявления аутизма необходимо обращать внимание на первые тревожные «звоночки».
1. Ребенок фиксирует взгляд на других людях на короткое время или совсем не смотрит на них. Когда ребенку что-то нужно, он просто берет маму за руку и ведет к интересующему предмету, показывая, что надо сделать.
2. Не плачет, когда мать уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям. Возникает ощущение, что ребенку «все равно» берет ли его на руки мама или посторонний человек.
3. Задержка в развитии речи выражается в том, что к 12 месяцам малыш может еще не «гулить», а использует в речи лишь несколько простых звуков. К возрасту в 24 месяца он может не произносить простых фраз. Возможны эхолалии (повторение сложных слов за родителями). Но слова быстро исчезают из активного словаря. Задержка речевого развития может быть достаточно серьезной проблемой, речь может развиваться крайне медленно или быстро, но с последующим регрессом.
4.Агрессивность в поведении и в отношении других детей приводит к тому, что с ним никто не хочет играть. Агрессивность у таких детей носит больше защитный характер, т.к. им очень сложно понять эмоции поведение других детей.
5. Возможна гиперчувствительность к любым стимулам: зрительным, звуковым, тактильным. Неадекватные реакции малыша в ответ на внешние раздражители приводят к тому, что даже слабый звук или свет (и другие незначительные раздражители) заставляют его бояться. Ребенок замирает, закрывает уши, глаза или прячется.
6. Отсутствие интереса к обыкновенным игрушкам. Такого ребенка больше заинтересуют провода, веревочки, бытовые приборы, розетки, различные конструкторы. Игровая деятельность также носит специфический характер – игрушки часто выстраиваются в ряд или отбираются только по цвету или размеру, мальчики любят складывать схемы из конструктора. При попытке другого человека переставить игрушки малыша, изменить их последовательность, у ребенка возникает моментальная реакция в виде крика, плача. У таких детей не наблюдается ролевых игр и даже имитации в игре, они не повторяют действия взрослых. Игра носит скорее хаотичный характер.
7. Разборчивость в еде. Часто с младенчества дети плохо берут грудь, отмечается слабый сосательный рефлекс, возникают проблемы с введением прикорма, т.к. трудно найти тот продукт, который ребенок захочет съесть. Избирательность в еде сохраняется и дальнейшем.
8. С раннего детства могут отмечаться стереотипные, навязчивые движения в виде раскачивания, хождения по кругу (манежная ходьба), подскоки, подпрыгивания, потряхивание руками в покое и при волнении, повышение тонуса в руках или ногах, стереотипное рисование.
Эти «тревожные» звоночки может выявить внимательная мама и обратиться за консультацией к специалисту, а именно к психиатру или клиническому психологу. Окончательный диагноз может поставить только врач после подробной беседы с родителями и проведенных обследований. Аутизм необходимо дифференцировать с такими заболеваниями как:
1. Глухота
2. Умственная отсталость
3. Шизофрения
4. Задержка речевого развития, обусловленная ранним органическим поражением головного мозга
5. Невротические расстройства
Лечение
Врач по результатам обследований и в зависимости от степени выраженности симптомов разрабатывает схему длительного лечения ноотропными препаратами, которые помогают восстановить обменные процессы в головном мозге. Не менее эффективным является метод транскраниальной стимуляции. Кроме медикаментозного лечения важна психотерапевтическая коррекция поведенческих расстройств. Наиболее результативными методами является АВА–терапия, холдинг–терапия, дельфино– и иппотерапия. Процесс психотерапии с такими детьми очень длительный и кропотливый, может занять не один год. К сожалению, аутизм полностью неизлечим, но в большинстве случаев удается минимизировать поведенческие проявления и помочь ребенку адаптироваться в обществе.
На начальном этапе родителям придется быть очень терпеливыми и внимательными. В силу специфических особенностей ребенка с аутизмом (гиперчувствительность, тревожность, недоверие к новому, др) жизнь таких детей должна носить монотонный характер. Для них важно выполнять все в определенном порядке, в определенное время, определенным способом. Любое отхождение от привычного распорядка может приводить к усилению тревоги, агрессивности. Еще одной сложностью для родителей является отсутствие близкого контакта с ребенком, он мало реагирует на ласки, улыбку, обращенную речь. Это может сильно пугать или раздражать родителей. В процессе медикаментозного лечения и психотерапии, вместе с любящей мамой, ребенок будет постепенно выходить из своего замкнутого мира, становиться более контактным, эмоциональным.
Надеюсь, что эта статья поможет родителям в ранней диагностике такого непростого явлениям, как аутизм.
Источник - www.personagrata-studio.ru