articles Жизнестойкость: искусство преодолевать трудности
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


Жизнестойкость: искусство преодолевать трудности



Слышали ли Вы легенду о птице Феникс?
Эта легенда существует в разных вариациях у разных народов. Феникс – это птица, способная возрождаться заново, создавать свое новое тело из пепла и возвращаться к жизни.

В древности верили, что существует такая птица, которая способна рождаться заново один раз в 1000 лет. Она прилетала в храм, ее тело умащали дорогими благовониями и маслами, и она погружалась в огонь. Наутро птица Феникс рождалась заново из пепла. И уже юной, заново рожденной, она жила следующие 1000 лет.

Не правда ли, невероятно притягательный образ?

В разных странах такая птица была символом перемен, обновления жизни, способности создать свою жизнь заново.

В Ассирии эта дивная птица была музой и надеждой, ее появление символизировало обновление и расцвет жизни. Считалось, что тот дом, над которым она пролетит, будет наполнен благоденствием.

В Египте птица Бену символизировала разливы Нила, потому что именно Нил в этой стране в древности был источником жизни.

В Древней Греции птицу Феникс представляли в образе золотого орла с красными отблесками на крыльях, она символизировала удачу и преодоление препятствий.

У древних славян – это жар-птица, символ бессмертия и вечной молодости, она освещала путь, возвращала зрение слепым и приносила удачу.

Можно сказать, что Феникс – самая жизнестойкая птица на свете. Ведь она умеет обращать смерть в бессмертие и умеет каждый раз возрождаться из пепла.

Людям тоже бывает важно возрождаться, подобно птице Феникс. Ведь в жизни каждого человека немало трудных ситуаций, которые надо пережить и преодолеть.

Смена работы, конфликт с родителями или с детьми, развод, рождение ребенка, переезд в другой город, ссора с мужем или с женой, разрыв с любимым человеком – все это может стать причиной для стресса, для трудных чувств.

И с ними надо не только как-то жить, но желательно – выйти за их пределы, разрешить каким-то образом сложившуюся ситуацию, наладить жизнь и вернуть в нее гармонию.

Это бывает непросто.

Замечали, что иногда сложности или препятствия вызывают ощущение преодоления, некий кураж: «Где наша не пропадала?» или «И это пройдет, я могу справиться!».
А иногда очередная сложность вызывает полное бессилие, опущенные руки – «Почему снова я? Что со мной не так? Больше я так не могу!».

Та или иная реакция на ситуацию, а также эффективность, с которой мы с нею справляемся, зависит от внутренних жизненных сил человека, от того, что принято называть ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬЮ.

И на первый взгляд кажется, что это – всего лишь философский термин, некоторое абстрактное понятие. Однако на самом деле – это практический навык, инструмент, если хотите, который позволяет снижать остроту стрессовых реакций, быстрее преодолевать трудности и делать это грамотно.

С точки зрения психологии, жизнестойкость – это внутренняя устойчивость, способность адаптироваться к изменениям. Как будто дерево под порывами грозы склоняет ветви под напором ветра, но крепкий ствол и могучие корни удерживают его, сохраняют его жизнеспособность. Гроза проходит, и дерево снова радуется солнцу и ветру, снова полно жизненных сил.

И люди, как деревья, в сложных ситуациях могут либо ломаться, либо сгибаться и оставаться распластанными по земле, либо устойчиво устремлять свою вершину к солнцу и переживать бурю без потерь для себя.

Если говорить о людях, то такое качество, как жизнестойкость, позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации без негативных последствий для психики и для здоровья. Ведь не секрет, что длительные и сложные испытания, вызывающие стресс, часто приводят к обострению хронических заболеваний, к гастритам, инфарктам, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.

В психологии жизнестойкость определяется как совокупность личностных особенностей, способностей человека, позволяющих преодолевать жизненные трудности. Это уверенность в себе и своих возможностях, самодостаточность, адаптивность и - навыки эффективных коппинг-стратегий.

Не так давно термин коппинг был очень моден – он пришел к нам с Запада. В переводе с английского to cope означает справляться, преодолевать.

Коппинг-стратегиями называют модели поведения, которые помогают справляться с трудностями, жизненными кризисами, тяжелыми ситуациями. И даже если прямо сейчас эти стратегии не применяются, им можно научиться.

Обычно человек использует 2-3 привычные модели поведения и часто делает это неосознанно.

  • Например, начальник предъявляет претензии к работе, требует сделать сложный отчет - можно говорить о своей неспособности, безграмотности, можно обращаться к жалости – «а уволите, троих детей кормить нечем».
  • Поздно вернулся домой муж – можно закатить скандал: «Вечно ты шляешься неизвестно где, тебе бы куда угодно пойти, лишь бы не домой, твой отец таким был, и сынок по папиным следам пойдет, таким же вырастет».

Такие модели поведения не помогают нам справляться с ситуацией, а наоборот – только усугубляют ее или затягивают. И тогда мы говорим о неэффективных коппинг-стратегиях.

  • Или же наоборот – с начальником можно провести переговоры в стратегии win-to-win, договориться о том, какого результата он ожидает, сколько времени и усилий займет у Вас эта работа и сколько, на Ваш взгляд, она стоит. У начальника в результате – отчет, у Вас – премия.
  • У мужа можно спросить, как прошел его день, сказать, как Вы ждали его к ужину, что сын расстроился, потому что пошел спать и не увидел вечером папу, показать, что Вы скучали по нему… И вместо ссоры может получиться хороший разговор «по душам» и новые договоренности о том, как семья проводит вечер.

Поведение, которое приводит к благоприятному разрешению ситуации – это эффективное поведение, оно позволяет избежать развития стресса, позволяет получить успешный опыт, на который можно будет опираться в дальнейшем и развивать свою самооценку и веру в себя.

Но кроме собственно поведения в трудных ситуациях не менее важно и то, как мы справляемся с чувствами, и какие привычные модели мышления владеют нами.

И, безусловно, эти факторы тоже должны быть частью понятия жизнестойкости.

Одно из самых известных исследований с точки зрения психологии и физиологии в области жизнестойкости проводил Сальваторе Мадди, профессор школы социальной экологии Калифорнийского университета, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея.

В 1975 году он проводил исследование в IBT – Иллинойской телефонной компании. Его пригласили как эксперта-психолога для того, чтобы помочь управленческой команде справиться с трудным периодом в развитии организации – от государственного управления компания переходила на свободный рынок, менялась ее структура, процессы, должности. И такой шквал изменений люди в компании переносили очень тяжело, эффективность работы падала, создалась угроза для бизнеса в целом.

В результате исследования Мадди обнаружил, что примерно 2/3 из 450 участников исследования получают сильный стресс, проблемы со здоровьем, потерю эффективности в работе. Однако есть еще и 1/3 людей, которые в тех же самых условиях чувствуют себя отлично и эффективно работают!

В чем отличие этой 1/3 людей, в чем секрет такой адаптивности к меняющимся условиям?

Ответом на этот вопрос стало понятие о жизнестойкости, которая включала в себя систему убеждений о себе, о мире и о взаимосвязях с ним. Именно жизнестойкость позволяла эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

С философской точки зрения это понятие сродни МУЖЕСТВУ БЫТЬ Пауля Тиллиха. Это способность действовать вопреки потерям, ощущению заброшенности и неблагоприятным обстоятельствам. Это МУЖЕСТВО БЫТЬ - несмотря ни на что, способность выстоять в любую бурю, сохранив себя и свои ценности.

В структуре жизнестойкости С. Мадди выделил три основных компонента:

  1. жизнестойкие установки,
  2. жизнестойкое отношение,
  3. жизнестойкое поведение.

1. Жизнестойкие установки говорят о том, каковы восприятие мира и отношения человека с миром: мир является источником опасности - или источником возможностей.

Выделяют три совокупности установок, влияющих на уровень жизнестойкости.

  1. Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях и отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий тому, что происходит, участвовать в происходящем.
    Противоположностью вовлеченности является отчужденность. 
    Лучше бороться, а не бежать. Келли Макгонигалл, профессор Стэнфордского университета, долгое время изучающая стресс и способы его преодоления, считает, что лучшим решением в трудных ситуациях является доверие себе. Надо идти за тем, что тебе важно. И лучше работать на пределе, вовлекаться в перемены своей жизни, преодолевать стресс, чем бежать от жизни.
  2. Контроль (control) - это убежденность в том, что выбор есть всегда, и человек способен влиять на происходящее.
    Противоположностью контроля является переживание беспомощности.
  3. Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены являются естественной частью жизни, они дают ценный опыт, который необходим душе в ее странствии.
    Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы.

В зависимости от того, насколько выражены эти факторы в навыках конкретного человека, определяется и внутренняя ресурсность его организма – то есть, как ЕГО ТЕЛО справляется со стрессом.

Если развиты все 3 фактора жизнестойкости, вероятность заболевания в трудной ситуации составляет 1,1%,
при слабой выраженности всех трех факторов риск заболевания составляет 92,5%

 

Исследование С. Мадди длилось 20 лет. Впоследствии аналогичные результаты были получены и другими исследователями, занимающимися проблематикой стресса.

Выраженность факторов жизнестойкости можно проверить по специальному тесту. Есть тест, переведенный на русский язык в адаптации Леонтьева, Рассказовой. Он используется в профессиональной работе практических психологов при работе со стрессами различной этиологии.

Доверие к себе и мужество быть должно опираться на нечто такое внутри человека, что не подвержено бурям, что подобно корням могучего дерева, удержит его даже в самую сильную бурю.

И это – наши ценности. И наша способность видеть смысл в том, что происходит, наша способность создавать смыслы жизни, чувствовать и откликаться на свое предназначение, на свое истинное Я.

В трудных ситуациях, в периоды кризисов, особенную актуальность приобретает способность человека опираться на себя, видеть смысл в том, что происходит в его жизни и опираться на внутренние ценности при принятии решений.

Не секрет, что мы часто идем на компромисс, но некоторые из них приносят нам удовлетворение, а некоторые – стресс и глубокое разочарование. Так происходит в том случае, если мы поступаемся своими жизненно важными интересами, отказываемся от мечты, от того, что составляет смысл существования.

Бывает и так, что мы вообще теряем смысл жизни, проживая серые будни и стараясь о забыть или просто не думать о чем-то тяжелом и травмирующем. Полноценная жизнь в таких ситуациях вряд ли возможна.

Что может быть более важным, чем жизнь?
Виктор Франкл считает, что смысл жизни.

Человеческое сердце не находит себе покоя, пока не найдет смысла и цели жизни.

 

Человек делает свою жизнь осмысленной при помощи того, что он дает жизни, того, что он берет у мира, и при помощи своего отношения к судьбе.

Жизнь ценна сама по себе, с ее взлетами и падениями, утратами и победами, горем и счастьем. Ценно каждое переживание потому, что ОНО НАМ ДАНО.

Жизнь – это вереница уникальных ситуаций... и никто не может повторить ее. Смысл человеческого существования основывается на неповторимости и своеобразии человека. В.Франкл.

 

Каждому человеку важно:

  • Жить – ощущать себя, свое Я, свою личность, осознавать, что я существую.
  • Любить и радоваться миру – чувствовать себя частью мира, общества, создавать и поддерживать отношения с другими живыми существами.
  • Понимать – осознавать причинно-следственные связи, которые есть в мире, контролировать себя и свою реальность.
  • Созидать – знать, что я часть чего-то большого и важного, что я ценен сам по себе, что у меня есть будущее, что я могу создавать реальность.

2. Жизнестойкое отношение

Это второй компонент структуры жизнестойкости. Это проявление жизнестойких установок в отношениях с людьми: жизнестойкие люди в любых условиях стараются строить отношения на основе взаимопомощи и взаимоподдержки.

Ведь самое распространенное, что мы делаем в ситуациях стресса – сокращаем круг общения, минимизируем контакты с другими людьми. Нам попросту не хватает ресурсов для общения и поддержания «лица». Внутренние переживания отнимают этот ресурс.

Однако, если сохранять контакты с другими людьми, получать от них помощь и эмоциональную поддержку, то возможно гораздо быстрее справиться с ситуацией и прийти к спокойному комфортному состоянию.

Это может быть как эмоциональная поддержка близких людей, так и профессиональная помощь психологов, юристов, врачей – людей тех профессий, которые могут поделиться своими знаниями и навыками и быстро найти решение ситуации.

Келли Макгонигалл говорит о том, что биологически наше тело справляется со стрессом, ситуациями выживания, простыми способами, которые заложены в нем эволюционно:

  • объятие. Простое объятие позволяет снизить накал эмоций, активизировать процесс мышления и в такой безопасной обстановке начать искать решение;
  • помощь другим людям. Недаром говорят: «Когда тебе плохо, найди того, кому хуже». И тут дело не только в прямом сравнении, но и в том, что, помогая другому человеку, мы обретаем уверенность в своих силах и можем направить ее на решение собственной ситуации;
  • переживание благодарности, нежности и любви. Как ни парадоксально, но даже в самой тяжелой, ужасной ситуации всегда есть нечто, за что наше сердце испытывает благодарность. И обратившись к своему сердцу, мы можем найти в нем этот источник благодарности и трансформировать страх, напряжение, гнев и другие трудные чувства, присущие стрессу, в ресурсное состояние, когда внутренней энергии и жизненных сил достаточно для того, чтобы справиться с ситуацией.

Давид Серван-Шрейбер, известный писатель, профессор клинической психиатрии, основатель Центра интегративной медицины в Питсбурге, писал о том, что

…эмоциональная связь с другими людьми сама по себе является функциональным воздействием, сравнимым с лекарством.

 

Такую связь устанавливают сильнейшие ресурсные чувства человека – благодарность, нежность и любовь.

3. Жизнестойкое поведение

Этот третий компонент структуры жизнестойкости, и это как раз те самые коппинг-стратегии, о которых мы говорили в начале. И задача развития жизнестойкости в том, чтобы:

  • расширять репертуар коппинг-стратегий,
  • применять эффективные коппинг- стратегии

В Российской психологии много исследований на эту тему у Т. Крюковой. Она писала о совладающем поведении и факторах для его развития. На Западе известны работы Лазаруса, Фолкмана, Хобфола.

Собственно, стратегия совладающего поведения нужна, когда человек попадает в сложную, кризисную для него ситуацию. И тогда подразумевается, что все свои внутренние и внешние ресурсы он начинает использовать интенсивно для того, чтобы выйти из кризиса, разрешить проблему. И от того, насколько адекватно он выбирает способы реагирования, насколько он осознает свое влияние на ситуацию, насколько он способен принять на себя ответственность и гибко адаптироваться, зависит эффективность преодоления.

Ресурсы могут быть:

  1. Личностные – уверенность в себе и определенные навыки и способности. Шейли Тейлор, например, выделяет высокое самоуважение, легкость характера, коммуникабельность.
  2. Когнитивные – наши установки, которые могут помогать или мешать. Три вида помогающих жизненных установок предложил С. Мадди. Но в целом, помогающим является сам паттерн мышления – чем больше позитивности, чем больше позиции возможности в мышлении, тем легче преодоление стресса. И напротив, чем больше ментальных ядов и ловушек в сознании, тем труднее выкарабкаться из стресса.

Примеры мышления с позиции возможностей и с позиции избегания:

Магазин закрывается в 19:00

Магазин работает до 19:00

Мне не удастся пройти это собеседование

Я смогу произвести хорошее впечатление на будущего работодателя

Мне не удалось повлиять на это решение

Я предложил лучший вариант решения, который устроил нас обоих

Кажется, что разница незначительна, но именно она зачастую определяет качество жизни и то, как мы воспринимаем себя и мир, и в итоге она же влияет на нашу ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ.

Примеры ментальных ловушек, которые снижают нашу эффективность в трудных ситуациях и зачастую изрядно осложняют жизнь переживаниями и негативными эмоциями:

  1.  
    1. Долженствование – позиция «мне все должны» редко бывает конструктивной и практически никогда не приводит к хорошим результатам. Она заставляет другого человека обороняться, т.к. мы совершаем своего рода нападение на его границы, на его свободу воли. «Ты мне должен» - лишает другого человека права выбора и свобод воли, а это редко кому нравится.

    2. Генерализация – всегда или никогда, все или ничего – очень сужает наше поле возможностей. Фактически весь земной шар мы сужаем до двух вариантов. И, конечно, часто испытываем разочарование, т. к. выбирать-то, по сути, не из чего…

      «Все мужики – сволочи, а все бабы – стервы» не оставляет возможности встретить того единственного или ту единственную, о которой тоскует сердце. Просто потому, что такая установка отрицает само существование этой возможности.

    3. Жесткая альтернатива – или-или - всегда является ультиматумом. И даже если люди принимают ультиматум, осадочек остается. И накладывает отпечаток на все последующие отношения.

      «Или ты купишь мне квартиру, или ты мне не отец» - лишают доверия, альтернативы и взаимопонимания. Такие установки способны разрушить любые отношения.

Можно говорить о том, что в совокупности наша жизнестойкость определяется ОБРАЗОМ ЖИЗНИ. И наше влияние в трудной ситуации может быть направлено:

  • на свое восприятие ситуации,
  • на изменение ситуации.

К эффективным стратегиям совладания (коппинг-стратегиям) принято относить: решение задачи, способность видеть в ситуации возможности, поиск духовной опоры, способность опираться на свои ценности, создание группы поддержки (близких или компетентных людей, которые помогут решить ситуацию), принятие на себя ответственности и принятие своей способности влиять на ситуацию, способность различать область мудрого принятия и область влияния.

К неэффективным стратегиям совладания традиционно относят: игнорирование проблемы, надежду на случайность или чудо, всевозможные отвлечения от проблемы (телевизор, алкоголь и др.), тревогу о будущем без конкретных действий по разрешению ситуации, самообвинения.

Коэн и Лазарус, обобщив данные многих исследований, выделили пять основных задач совладания:

  1. минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности;
  2. терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций;
  3. поддержание позитивного, положительного образа Я. Уверенности в своих силах;
  4. поддержание эмоционального равновесия;
  5. поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми

И это снова – про ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ. Про наши установки, про нашу работу с эмоциями и про наше поведение.

Самое главное, что повышать свою жизнестойкость мы можем в любом возрасте. Начинать работу с собой мы можем с любой стартовой точки, с того места, где находимся прямо сейчас.

И если есть трудные ситуации в жизни, прошлые обиды, тревога или накопившееся напряжение, если есть потеря вкуса к жизни или хронический стресс и усталость от всего, в том числе от себя, то самое время использовать эффективную стратегию совладания – ДЕЙСТВОВАТЬ. Менять себя, увеличивать свои способности и возможности, возвращать свое ресурсное состояние.

Помочь в этом могут профессионалы, которые избавят Вас от многолетнего изучения специальной литературы, результатов исследований и прочего, а сразу предложат Вам простые и эффективные инструменты.

В статье использованы материалы:

1. Рассказова Е.И. Жизнестойкость: неявный навык для преодоления трудностей. // Элитариум (www.elitarium.ru), 16.07.2014.

2. Серван-Шрейбер Д. Антистресс. – М.: РИПОЛ классик, 2013.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009.

4. Тиллих П. Мужество быть. Избранное. - М.: "Юрист", 1995.

5. Льюис Д. Управление стрессом. – М.: Альпина Паблишер, 2012.

6. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Изд-во Прогресс, 1982.

7. Кириллов И. Стресс-серфинг. - М.: Альпина Паблишер, 2013.

8. Фромм Э. Человек для себя. – М.: Астрель, 2012.

9. Соловьева С.Л. Ресурсы личности. // Медицинская психология в России, № 2(3), 2010.

10. The Illinois Bell Telephone Study: How Hardiness began. // http://www.hardinessinstitute.com

11. Suzanne C. Kobasa, Salvatore R. Maddi, Stehen Kahn. Hardiness and health: A prospective study. // Journal of Personality and Social Psychology – PSP, vol. 42, no. 1, pp. 168-177, 1982

12. Kenneth D. Allred and Timothy W. Smith. The Hardy Personality: Cognitive and Physiological Responses to Evaluative Threat. // Journal of Personality and Social Psychology, 1989, Vol. 56, No. 2, 257-266

13. S. R. Maddi. Personal Hardiness as the Basis for Resilience. // Springer Briefs in Psychology, 2013

14.  Charles Stangor. Beginning Psychology. Chapter 10.2. Stress: The Unseen Killer // http://2012books.lardbucket.org/books/beginning-psychology.

15. Charles Stangor. Beginning Psychology. Chapter 10.3. Positive Emotions: The Power of Happiness. // http://2012books.lardbucket.org/books/beginning-psychology.

16. Raimundo Aguayo, Cristina Vargas, Emilia I. de la Fuente and Luis M. Lozano. A meta-analytic reliability generalization study of the Maslach Burnout Inventory. // International Journal of Clinical and Health Psychology, 2011, Vol. 11, No. 2, pp. 343-361

17. Carlos P Zalaquett and Richard J. Wood. Evaluating Stress. A Book of Resource. - The Scarecrow Press, Inc. Lanham, Md., & London, 1997






Об авторе статьи

`
Казимова Римма Александровна

Рейтинг психолога: 5 5

Казимова Римма Александровна

практический психолог, работаю со взрослыми и детьми-подростками - индивидуально и в группе
Город: Ростов-на-Дону
  •   Бизнес и карьера
  •   Депрессия
  •   Дети
  •   Здоровье
  •   Личность
  •   Отношения
  •   Психология отношений
  •   Сновидения
  •   Стресс
  •   Успех


Добавить новый Комментарий


Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог про отношения, супервизор
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍