blog Слушать опасно - можно измениться (часть 2)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Слушать опасно - можно измениться (часть 2)


Слушать опасно - можно измениться (часть 2)

Второй класс процессов, на которые обращает наше внимание терапевт, центрированный на клиенте, – это принятие. Клиент должен почувствовать, что его принимают. Вообще, хорошо бы, чтобы он сам начал себя принимать таким, какой он есть, но это – цель терапии. Так что начинаем с малого: начинаем принимать сами, а вслед за нами потянется и клиент. На этот процесс обращала внимание и К. Хорни, концепцию которой я уже излагал. Она говорила, что очень важно, что пациент (психоанализ!) вступает с доктором-терапевтом в здоровые отношения – тот опыт, которого ему так не хватало; он просто не знал, что это такое, но чувствовал, что как-то так бывает (у других ведь есть!). Так вот, терапевт начинает принимать клиента таким, какой он есть на самом деле: «Доктор, я убил человека», – «То есть вы хотите сказать, что вы лишили человека жизни», – «Да-да, именно так!». Вот так может выглядеть ситуация на терапии.

Есть ли здесь принятие человека таким, какой он есть? Ситуация утрированна, конечно, но в менее серьезных ситуациях человек, зная, что будут оценивать его (а не поступки – заметьте), принимает решение (сознательно или бессознательно) – скрывать ситуацию, а на самом деле – не ситуацию, а эмоции и себя. Он надевает на себя маску. Сначала одну, потом вторую, затем десятую. Он уже не знает, кто он такой, зачем он живет, почему он несчастен и почему у него ничего не получается и все валится из рук. Ему страшно быть собой. Терапия же снова дает ему возможность почувствовать, что быть собой – не такое уж и великое дело, что это гораздо круче, чем прятаться за масками-иллюзиями. Терапевт начинает снимать его маски, начинает его «раздевать».

Итак, повторю более конкретно: принятие – мы не осуждаем человека за поступки, но мы можем осудить сами поступки; мы не оцениваем человека, но можем оценить его поступки – и все это мы делаем с нашей частной точки зрения. Идея в том, что если поступать так довольно долго, то человек поймет (сознательно или бессознательно), что быть собой – довольно безопасно (!): меня не осуждают, меня не оценивают, все чисто: могу быть собой. Что касается оценки, то отметим: положительная оценка столь же опасна, сколь и отрицательная: если этот человек оценил меня положительно, то, значит, он вообще способен на оценку, а человек – существо не постоянное и может изменить свою оценку на иную. Логика примерно такая. Хотя, конечно, положительная оценка лучше, чем отрицательная, но в гуманистической психотерапии неприемлема ни та, ни другая.



Дата публикации: 11 июня 2015 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, семейный консультант. Преподаватель Московский институт...
Психолог Токарева Виктория Александровна

Токарева Виктория

Психолог-консультант.Семейный консультант.Диагностироние профориентации.В своей работе...
Психолог  Евдокимова Юлия Евгеньевна

Евдокимова

Педагог- психолог.Клинический психолог
Психолог Терехова Елена
Консультация по Skype

Терехова Елена

Практикующий психолог
Психолог Анастасия Журба (Нега)

Анастасия Журба

Психолог-консультант. Применяю в своей работе арт-терапевтические техники, метафорические...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍