blog Слушать опасно - можно измениться (часть 2)
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Слушать опасно - можно измениться (часть 2)


Слушать опасно - можно измениться (часть 2)

Второй класс процессов, на которые обращает наше внимание терапевт, центрированный на клиенте, – это принятие. Клиент должен почувствовать, что его принимают. Вообще, хорошо бы, чтобы он сам начал себя принимать таким, какой он есть, но это – цель терапии. Так что начинаем с малого: начинаем принимать сами, а вслед за нами потянется и клиент. На этот процесс обращала внимание и К. Хорни, концепцию которой я уже излагал. Она говорила, что очень важно, что пациент (психоанализ!) вступает с доктором-терапевтом в здоровые отношения – тот опыт, которого ему так не хватало; он просто не знал, что это такое, но чувствовал, что как-то так бывает (у других ведь есть!). Так вот, терапевт начинает принимать клиента таким, какой он есть на самом деле: «Доктор, я убил человека», – «То есть вы хотите сказать, что вы лишили человека жизни», – «Да-да, именно так!». Вот так может выглядеть ситуация на терапии.

Есть ли здесь принятие человека таким, какой он есть? Ситуация утрированна, конечно, но в менее серьезных ситуациях человек, зная, что будут оценивать его (а не поступки – заметьте), принимает решение (сознательно или бессознательно) – скрывать ситуацию, а на самом деле – не ситуацию, а эмоции и себя. Он надевает на себя маску. Сначала одну, потом вторую, затем десятую. Он уже не знает, кто он такой, зачем он живет, почему он несчастен и почему у него ничего не получается и все валится из рук. Ему страшно быть собой. Терапия же снова дает ему возможность почувствовать, что быть собой – не такое уж и великое дело, что это гораздо круче, чем прятаться за масками-иллюзиями. Терапевт начинает снимать его маски, начинает его «раздевать».

Итак, повторю более конкретно: принятие – мы не осуждаем человека за поступки, но мы можем осудить сами поступки; мы не оцениваем человека, но можем оценить его поступки – и все это мы делаем с нашей частной точки зрения. Идея в том, что если поступать так довольно долго, то человек поймет (сознательно или бессознательно), что быть собой – довольно безопасно (!): меня не осуждают, меня не оценивают, все чисто: могу быть собой. Что касается оценки, то отметим: положительная оценка столь же опасна, сколь и отрицательная: если этот человек оценил меня положительно, то, значит, он вообще способен на оценку, а человек – существо не постоянное и может изменить свою оценку на иную. Логика примерно такая. Хотя, конечно, положительная оценка лучше, чем отрицательная, но в гуманистической психотерапии неприемлема ни та, ни другая.



Дата публикации: 11 июня 2015 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Будячевская Елена Александровна

Будячевская Елена

Дипломированный психолог, специалист ДПДГ, работаю со взрослыми людьми индивидуально...
Психолог Попкова Наталья Владимировна

Попкова Наталья

3 высших образования: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Факультет иностранных языков, MBA,...
Психолог Николаева Екатерина Николаевна

Николаева Екатерина

Психоаналитический психолог. Гештальт терапия. Работаю с широким набором запросов, в...
Психолог Давыдович Жанна Олеговна
Консультация по Skype

Давыдович Жанна

Дипломированный специалист. Осуществляю индивидуальное и семенное консультирование.
Психолог Мархотко Ольга Анатольевна
Консультация по Skype

Мархотко Ольга

Психолог
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍