blog
Другой момент – право другого. Часто ли мы даем другому право на свои эмоции («Ты чего бесишься? Заткнись, давай»), на свою жизнь («Меня не отпускают гулять»), на свою точку зрения («Ты не прав»)? Нет. Редко. И происходит это потому, что нам самим страшно за себя, мы стремимся подтвердить то, что у нас есть, сохранить эту соломинку.
Третий процесс – тотальная конгруэнтность терапевта – это, опять же, то, к чему в результате придет клиент, но, чтобы он сумел к этому прийти, ему нужен хороший пример того, как это выглядит. Конгруэнтность – это соответствие – любое соответствие. В случае же роджеровской терапии – это соответствие внутреннего состояния внешнему. Маленький ребенок конгруэнтен. Если он хочет кушать, то он орет, потому что ему не комфортно. Если он наделал в штаны, то он орет, потому что ему не комфортно. У взрослого варианты асоциализированного поведения, безусловно, должны быть заменены на социально приемлемые, но это не означает, что мы не может так же свободно выражать свои эмоции. Просто мы делаем это в другой форме: мы говорим. Говорим, что «мне не нравится, что ты себя так повел», «мне неприятно, что ты кричишь на меня». В других ситуациях можно и самому наорать. Вопрос в адекватности действий. А слова, как правило, можно подобрать так, что любые свои эмоции можно будет выразить. В общем, идея в том, чтобы все же выразить то состояние, которое реально есть.
Чтобы понять эту «подмену», можно провести и аналогию. Маленькому ребенку сильно нужна физическая ласка – для признания существования, подтверждения реальности, поддержки и так далее. У взрослого эта потребность никуда не девается – она переходит в другую форму, трансформируется. Нам становится достаточно того, что нам скажут: «Ты молодец!», «Круто у тебя получается!», или даже простое «привет» уже будет признанием нашего существования, нас самих.
Итак, мы отметили 2 процесса и 1 состояние: конгруэнтность и принятие и понимание. По большому счету, на терапии Роджерса больше ничего не происходит, если не принимать во внимание, что человек в этих условиях начинает меняться и решать свои проблемы. Два процесса в современной психологии называются эмпатией. Есть даже эмпатическое слушание, но об этом в свое время. А сама терапия выглядит как беседа (в исследованиях они так и кодируются: «беседа номер 47»). Клиент говорит, а терапевт правильно слушает.