blog
Автор: Шубик Ольга Владимировна Все записи психолога (12)
Просмотров 1687
Ответ для читателя моего ЖЖ, пожелавшего для себя анонимности.
В мире, в социуме, в нашем окружении мы одновременно находимся в разных ролях, ипостасях: мы и дети, и можем быть для других людей (наших деток) - родителями, и друзья для одних и чужие – для третьих, и начальники для кого-то, и подчиненные – в каких-то иных отношениях с другими уже людьми.
Особенность наших взаимоотношений в этом контексте – мы выступаем в разных ролях с разными людьми.
В клиент-терапевтических же отношениях многоуровневый контекст общения существует в отношениях с одним и тем же человеком – психотерапевтом (психологом).
Ребенок (реальный) и внутренний иногда может испытывает сложность в том, чтобы видеть мир и клиент-терапевтические отношения, в частности – целостно.
Он может видеть
• или только «работу» (в том распространенном малопривлекательном механистическом контексте, что может быть знаком многим по не любимой или чрезмерно сложной работе, которую мы выбрали для себя, выбираем, где мало или нет места - удовольствию, интересу, полной осознанной душевной отдаче)
• или только «дружбу», «любовь» (где может быть много места для иллюзий «похожести», «полного понимания», «глубокого единения», подпитываемых теми травмами, событиями детства, которые и могли привести на терапию, привели).
В этом случае мы можем объяснить, прояснить для себя несколько важных моментов.
Общение в терапии происходит на трех уровнях.
1. Внешний социальный уровень
Человек приходит к специалисту (психологу, психотерапевту) и заказывает, оплачивает для себя некие услуги (разовые консультации, долгосрочную терапию, коуч-сессии – не суть), которые предоставляет специалист.
В этом контексте: клиент – работодатель, заказчик (как угодно), специалист – наемный работник, исполнитель.
Деньги в данном контексте закрепляют и делают предельно ясными существующие границы, помогают терапии и процессу клиента: терапия – это не спасательство в контексте треугольника жертвы (по Карпману). Здесь нет «плохого», «неумного» «ребенка» и «гуру» с нимбом, который «знает, что и как лучше» для другого человека (клиента). Нет.
Здесь происходит оказание специалистом психологической поддержки в течение какого-то времени, психологическое сопровождение на пути исследования клиентом своих потребностей, подлинных желаний и открытия в себе своих – пока неизвестных ему, мб – внутренних ресурсов для решения своих задач (именно поэтому важно клиенту осознавать – к кому он обращается за помощью: к профессионалу или любителю).
Социальный уровень отношений (контракт, деньги) помогает клиенту оставаться взрослым, равным партнером по взаимодействию.
2. Внутренний, душевный уровень
Встречаются изначально два равных человека.
Каждому из них знакома в прошлом, настоящем (не суть) – боль, страх, злость, грусть, бессилие, растерянность, нежность, любовь, сомнения, ненависть, гнев, ярость, радость.
Каждый из них смертен.
Каждый из них рискует открываться перед Другим.
Способность, умение, талант слышать себя и слышать другого, осознавать свой опыт и иметь опыт его интегрирования в реальную жизнь, благодаря прохождению собственной индивидуальной терапии, в том числе – тот тонкий предмет, которым «работает» психотерапевт, психолог.
«Психолог работает собой» - выражение именно об этом аспекте.
3. Собственно клиент-терапевтическое общение
Оно возникает, как сплав предыдущих двух уровней, образуя собственно поле психотерапии.
Психолог работает, присутствует на 3 уровнях - он слушает себя (чувства, ощущения), особенным образом слушает, слышит Другого, дает ему обратную связь, наблюдает, соотносит, предлагает, задает вопросы, параллирует (в экзистенциальной терапии), обозначает рамки контекстов, дает время и место Другому и тд и тп. – делает свою работу, присутствуя рядом с клиентом всем своим существом.
Профессиональная составляющая в этих отношениях не может быть отделена от человеческих и наоборот – работает в терапии именно взаимодействие этих уровней.
Перенос контекста отношений клиент-терапевтических в дружеский, личностный не полезен для процесса клиента по многим моментам.
Перенос: в процессе терапии психотерапевт выступать может в ролях всех значимых взрослых из «там и тогда» жизни клиента. Этот феномен является площадкой, полем для исследования и дает возможность эмоционально завершить многие незавершенные отношения прошлого. Деньги, границы клиент-терапевтического контракта помогают этому исследованию – локальному, точечному, остающемуся в осознаваемых терапевтом и клиентом личностных границах последнего.
Если же клиент-терапевтические отношения «нагружаются» еще дружескими отношениями вне встреч терапевтических – происходит хаотичное наслоение тем, контекстов, которые будут привносить хаос в процесс терапии. Происходит две мало радостные вещи:
1. терапевт перестает быть профессионалом (возникает вопрос – зачем бы ему было нужно нарушать клиент-терапевтический контракт в отношениях с этим клиентом)
2. играет в «дружбу», расширяя зону своего влияния на клиента вне терапевтических встреч (возникает вопрос и к клиенту – зачем ему нужен настолько объемный контакт, размытость границ в общении со специалистом: здесь может быть тема невозможности, неспособности клиента организовывать близкие отношения с другими людьми в его реальной жизни, нежелание рисковать и тд)
Чтобы этих вещей не происходило, процесс был максимально осознаваем клиентом – и работают границы, особенности этих поистине удивительных взаимоотношений – «клиент-психотерапевт».