blog
Должны ли родители быть педагогами, своим собственным детям?
Очень часто родители задаются вопросом, как правильно выстраивать взаимоотношения с ребёнком, в разные периоды его жизни.
Как найти подход, доверие, и те дружеские нити, которые бы крепко связывали родителя с его ребёнком.
Многие родители, даже подобными вопросами не задаются, считают, что сами всё знают, считают, что интуитивно, ощупью, наугад, догадаются как себя вести с ребёнком, как угодить ему, или же что-либо запретить ему.
К слову о запрете, большинство родителей, почти всегда прибегают к позиции “Я авторитет” ты должен меня слушать, и пока ты в моём доме, будешь делать то что я скажу. Более того, нередки случаи, когда родители прибегают к силе, к рукоприкладству, к насилию, и всё это от собственной безысходности.
Некоторые родители, даже прибегают к таким, казалось бы, кощунственным оправданием как - “Нас так воспитывали, и ничего. Выросли” или же “До нас так же не было никакого дела, и особой любви и участия со стороны родителей мы не испытывали, сами как-то справлялись” и т.д.
Очень жаль это слышать, видеть, и констатировать. Жаль тех родителей, которые пренебрегают азами гуманистической педагогики, и прибегают к позиции авторитета, силы, и насилия.
Жаль самих детей, которые вынуждены проходить через круги неоправданного, несправедливого, насилия и агрессии.
Ведь больше всего страдают именно дети, потому что их психологическое состояние, их воображение представление собственного мира, их собственные ценности, их любовь и доверие - очень хрупки, нежны, и чувственны.
Прибегая к подобным методам, родители негативно, отрицательно, влияют на судьбы детей, и в частности на собственные взаимоотношения с ребёнком.
В конце концов, наступает момент, когда родители оказываются бессильны перед собственными детьми, эмоционально и душевно истощенны, а сами дети становятся бесконтрольными. По мере взросления детей, вместе с ними вырастают и проблемы.
Именно в такие моменты, в моменты отчаяния, родители приходят к психологам, психотерапевтам, педагогам, и задаются вопросами: “Что не так?” “Что мы им не додали?” “Почему, и за что они с нами так?” “В чём мы провинились, и что мы делали не так?” и т.п.
Как не странно источник всех бед, сами взаимоотношения, точнее неправильно заложенный фундамент, мост, который бы соединял родителя с ребёнком.
И ключ, к решению всех этих вопросов, так же заключается в самих взаимоотношениях, и в самих родителях.
Когда дети вырастают, они демонстративно с нами не считаются, не уважают, проявляют безразличие и хладнокровность, пытаются как можно скорее покинуть родительский дом, причиняют своими поступками и словами, боль и обиды.
Именно это и имел в виду педагог Януш Корчак, когда говорил –
“Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.”
Разве дети, которые выросли, виноваты в том, что их самих в своё время подавляли, обижали, уничижали, применяли силу. Разве они виноваты в том, что не испытывают любви по отношениям к родителям, по вине самого родителя? И тем самым своими нынешними поступками, они таким образом “благодарят” своих родителей, за то воспитание что у них было.
Как уже можно заключить, всё взаимосвязано.
Ключ, к решению всех этих вопросов, лежит в правильном построении взаимоотношений (фундаменте, мостом) между родителями и ребёнком.
Правильные взаимоотношения это те, которые построены на любви, принятии и доверии.
Каждый родитель, должен понимать главные концепции педагогики, а именно, каждый ребёнок/человек это личность, индивидуальность.
Каждый ребёнок, который приходит в этот мир, не проект чьих-то ожиданий, надежд, целей. Не один ребёнок, никому ничего не должен.
Ребёнок, это личность, индивидуальность, и таковым он уже становиться с трёх лет. Уже с трёх лет, ребёнок заявляет родителям и всему миру - Я есть, есть Я. У меня своё понимание, своё видение, свои взгляды, свои чувства, свои мысли, свои мечты и т.д. И родитель обязан с ними считаться, уважать, и с пониманием относиться.
Не родитель должен учить ребёнка чему либо, а родитель должен учиться у ребёнка.
Учиться и заново вспоминать такие фундаментальные вещи, которые с собою принёс ребёнок, такие как - искренность, доверие, мечтательность, сопереживание, сострадание, чуткость, нежность, ранимость, и в конце концов любовь.
Родитель должен понять, что каждый ребёнок, наделён талантом, и творческим воображением. Каждый ребёнок своим рождением привносит в этот мир нечто новое, нечто своё индивидуальное, личное послание. И в этом есть его источник счастья.
Каждый ребёнок более разумный чем кто-либо из взрослых, и он точно знает кто он и кем он должен быть.
Задача родителя, помочь ребёнку реализовать свой внутренний потенциал, быть ребёнку другом, опорой, и поддержкой. И любить, любить и дарить свою любовь, насколько это возможно.
Оставлять наедине с самим собой, когда того пожелает ребёнок, и быть рядом, когда ребёнок спрашивает о том, как устроен этот мир, звёзды, деревья. Стараясь ответить на вопросы исходя из своего сердца искренне, оставляя ребёнку пищу, для собственного внутреннего поиска истины.
У ребенка свое особое умение видеть,
думать и чувствовать; нет ничего глупее,
чем пытаться подменить у них это умение нашим.
Жан-Жак Руссо.
Психолог Artur Kagroman.