blog
Часто приходится слышать «Я чувствую себя как будто я с другой планеты…», «Мне поговорить не с кем…», «Меня никто не понимает…», «Я чувствую себя забытой, покинутой…» и многие другие фразы, которые служат звоночками о том, что возможно некоторая часть личности остается без внимания и без полноценного контакта.
Иногда достаточно просто приобрести необходимый навык и проблема решена. Но бывает, что даже при внешне огромной социальной сети, ощущается внутреннее одиночество.
Часто на помощь приходят символы и фантазии, с помощью которых человек или та его одинокая часть заявляют о желании общаться и контактировать. На пути к заветному контакту и общению в метафорических образах появляется препятствие этому. В ходе работы каждая из частей трансформируется, и из глубокого психического мира во внешний выходит обновленная и живая часть личности человека, готовая к контакту и к социальной жизни.
Я предлагаю ознакомиться с одной из метафор такой трансформации. Это сказка, написанная в ходе работы.
«Я настолько одинока, что успела привыкнуть к своему состоянию и не подавать голоса. Я живу в высоком замке, повернувшись спиной к окну. Далекий путник или странник может издалека нечаянно увидеть мою спину. Лицо же мое спрятано и свет солнца не касался его.
Мое путешествие начинается отсюда, когда я понимаю, что больше не могу, и смерть грозит мне. Я подошла к окну, и свет солнца болью и страхом отозвался во мне. Но это были не все испытания. Внизу меня ждал старик с прогнившим ртом, что кричал мне «Ты куда? Ану зайди обратно! Ты ничего не можешь! Ты ничтожество! Тебе не жить!». Я очень испугалась и зашла обратно.
Но когда волнение покинуло меня, я подошла к окну снова и закрыла уши, чтобы не слышать старика. И мир, который я увидела, был прекрасным. Я начала спускаться вниз, чтобы выйти из замка, но ноги слабо слушались меня. За годы сидения мышцы разучились ходить. Я упала на ступеньках от бессилия и заснула. Во сне ко мне явился зверь и показал мне как нужно танцевать, чтобы ноги стали сильными. Проснувшись, внутри себя я услышала ритм и танцевала под него три ночи подряд, не слыша и не видя ничего вокруг. На четвертый день я захотела узнать насколько сильны теперь мои ноги и добравшись до двери выбила ее и понеслась бежать вперед пока усталость не взяла верх.
Оглянувшись, я обнаружила, что мне очень холодно и одиноко. Вокруг не было никого, и теперь я страшно пожалела, что ушла из своего замка. Здесь мне нужно было найти одежду, построить свой дом и принимать решения. Я пошла в лес и травы рассказали мне что нужно и где собирать, птицы показали деревья с вкуснейшими плодами, а волки научили охотиться. Настала пора, когда я совсем забыла о замке и о том, что была его пленницей. Вернувшись в построенный мною дом, я увидела все того же старика, он стоял и приговаривал «Это что – дом? Да это хрень какая-то! Только урод и дурак мог его построить!», а когда увидел меня «Вот и хозяйка вернулась! Ну все, пора идти в замок, ты здесь не выживешь, ты ничего не можешь и дом твой – фигня!» Я успела подружиться с волками, и они набросились на старика и разорвали его. Более я не боялась солнечного света…»
Иногда личностная трансформация предполагает символическую смерть как переход из старого состояния, в новое. Метафора помогает более полно выразить глубокий символический смысл происходящего процесса. А поиск выхода из ситуации – творческие находки и ресурсы. Метафора позволяет выйти за рамки возможного и перейти в ранг «невозможного» и вседозволеного и в этом символическом поле появляются новые возможности и стратегии выхода.