blog Начало моей частной практики. Часть 1.
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Начало моей частной практики. Часть 1.


Начало моей частной практики. Часть 1.

Я начала свою частную практику в 1999 году. Время это было посткризисное. Опыта не было, но был молодой задор и интерес к профессии.

Итак, делюсь опытом.

Клиенты – это то, о чем мечтает каждый начинающих психолог. А словосочетание «частная практика» звучит почти как свой «собственный бизнес», что, в общем-то, по сути, так и есть. Поэтому частная практика и раскручивается по законам частного бизнеса.

И я не открою страшную тайну, если напишу, что практически все начинают с одного и того же – с друзей, родственников и знакомых. Первые азы саморекламы так или иначе пробуешь на самых близких, которым доверяешь и надеешься на их помощь. И они действительно помогают: выслушивают, обещают кого-нибудь привлечь и даже привлекают. Я тоже через это проходила и не вижу здесь ничего зазорного. Наоборот, это хороший повод увидеть, есть ли реальная возможность использовать эти каналы для поиска и привлечения клиентов. И тут у всех совершенно разные возможности. Засада может быть только в неоправданных ожиданиях. Самые близкие действительно очень хотят помочь, на то они и близкие. Только «твоих» клиентов может не оказаться среди твоего ближайшего окружения. Если только ты не идешь в эту профессию решать, в первую очередь, свои проблемы. Тогда тебе гарантировано начнут присылать родственников, или ты вдруг обнаружишь себя в роли решальщика судьбы семьи друзей или соседей. Это ни хорошо, ни плохо, если вовремя все увидеть и прекратить упражняться в такой частной психологической помощи. Однако, это одновременно и хороший урок на предмет как развести личное и профессию. Поэтому не вижу ничего необычного, когда слышу такие рассказы.

Не могу сказать, что у меня такое было в чистом виде. Но попытки затянуть в подобные истории точно были. Например, моя старинная подруга после одного моего теста попросила поговорить с ее дочерью, именно как психолог. Или соседка хотела, чтобы я поработала с ее сыном, мотивируя тем, что я знаю обо всех подводных камнях этой семьи. Такие ситуации всегда скользкие для начинающих. С одной стороны, все выглядит безопасно, поскольку часто предлагается только одна беседа, решение какого-то локального конфликта или только один совет. Но не от грамотной подружки-родственницы-соседки с психологическим образованием, а именно от психолога. Такое вечное тыжпсихолог – сделай что-нибудь... И, что греха таить, на это легко повестись, чтобы по этому поводу коллеги не говорили. Просто признаются не все, и все вовремя останавливаются. А потом просто стараются об этом забыть, и никому не рассказывать. И хорошо, если не повторяют такие же опыты втихушку.

Но друзья-родственники-соседи и даже бывшие коллеги по работе – это может быть реальный и отличный источник новых клиентов. Это тот самый «сарафан», который дает хороший приток в основную клиентскую базу на любом этапе нашей работы. Тебя рекомендуют именно потому, что знают товар лицом. Например, не смотря на скепсис в отношении продолжительности моего пребывания в психологии, своих первых клиентов я получила, в том числе и через бывших коллег по работе. Иногда это было похоже на анекдот: «Ты не в себе – сходи-ка к Наталье. Или пока тебя не уволили, поговори с Натальей. Мы когда-то с ней вместе работали». И приходили незнакомые мне люди. Правда, иногда потом бывшие коллеги звонили и пытались что-то узнать. Но это как раз и было первыми тренировками рабочих границ. Я отшучивалась или прямо говорила, что не могу ничего рассказать.

Хочу сказать об одной важной особенности частной практики. Если она действительно частная, и вы не работаете в какой-то программе, благодаря которой к вам планомерно идут клиенты, то приток клиентов идет волнами. К тебе приходит клиент, которому все понравилось, потом он приводит еще кого-то и еще кого-то. Работы много, она интересная, но вдруг поток новых клиентов из этого источника прекращается. И это нормально. Когда я иногда слышу от молодых и рьяных, что так не должно быть, то у меня тут же закрадывается сомнение к экологичности работы такого советчика.

С высоты полученного опыта, точно могу сказать, что источники тоже хотят отдыхать. И, если работа была проведена на высоком уровне, то этот источник еще принесет новые волны клиентов, но спустя время. Причем, речь не идет о неделях, речь иногда идет о месяцах или даже годах.

Ну, так вот, на первых порах таких источников катастрофически мало. Но иногда может создаться иллюзия, что ты идешь на взлет только из-за локального сарафана от какого-то одного источника. Поэтому, если вдруг источник неожиданно иссяк, то не всегда надо срочно бежать на личную терапию с запросом: «Что я делаю не так», а начать искать другой источник новых клиентов. Хотя на первом этапе становления психологической практики, лишняя личная терапия точно не помешает. Важно только попасть к терапевту, который не начнет радостно разгонять и дальше неуверенность в себе, как в специалисте, или страхи перед спадом притока клиентов.

Еще один забавный способ привлекать клиентов в то время – это была реклама в газетах и журналах. Почему забавный, потому что тогда не было никаких специализированных психологических изданий. Рекламу давали в газете «Из рук в руки» и в журнале «Досуг». Был еще один способ прорекламироваться – это написать статью и попробовать ее опубликовать. Я как-то сразу вспомнила, что в школе неплохо писала сочинения. И надо сказать, что это тоже сработало. Во-первых, меня действительно публиковали (правда, в не очень известных изданиях). Во-вторых, платили за публикации. Однако, надо признать, что новых клиентов это как-то не давало. Или я не могла их отследить точно. Но старым моя деятельность нравилась, и популярность так или иначе росла.

Сейчас мне кажется, что мне очень повезло в начале моей работы. Наверное, так и было. Во-первых, был приток клиентов через моих студентов, присылали клиентов бывшие коллеги, даже друзья тоже расстарались. Во-вторых, мне сказочно повезло с арендой помещения. Т.е., сразу после окончания университета мне удалось получить в пользование помещение в самом центре Москвы, на Старом Арбате. Это мои знакомые адвокаты, у которых я собиралась когда-то работать, сжалились надо мной и помогли снять маленькую комнату в офисном здании, где на входе можно было даже повесить свою рекламу.

Однако, привлечь новых клиентов через такую рекламу оказалось не так-то просто. Меня никто не знал. Я работала над текстом буклетов, я меняла фотографии на основной рекламе на доске объявлений, но люди не приходили. Прошло, наверное, несколько месяцев, прежде чем ко мне пришел первый «засланный казачок». Точнее, его никто не засылал, просто потенциальные клиенты присматривались и раздумывали. Несколько месяцев… И текст рекламы здесь играл далеко не первую роль. Кто-то, как потом выяснилось, боялся моего знакомства с адвокатами (а потенциальные клиенты интересуются всем, даже тем, что тебе и в голову прийти не может), кто-то видел, что ко мне не стоит очередь. А полной загрузки и быть не могло, с учетом моего опыта. В общем, понервничать мне тогда пришлось. Хотя мой кабинет вызывал явную зависть у коллег. А для меня самой был залогом успешности, да и просто повышал мою самооценку.

Бесценным преимуществом того кабинетного периода было наличие Интернета и свободного времени. Я приходила в мой кабинет как на работу, а работы реально было катастрофически мало. Поэтому мне фактически пришлось принести на работу старый компьютер и начать что-то писать. Как я осваивала интернет пространство в конце 90-х и в начале 2000, я расскажу отдельно.



Дата публикации: 04 декабря 2015 г.



Устинова Юлия |
отличная статья. спасибо!! до более знакомый опыт!!))
Чуякова Светлана |
Спасибо за обмен опытом. Все эти этапы так же пришлось пройти.
Владимир |
Хорошо: искренне и по делу)!
Владимир |
Мне понравилось: написано хорошо, искренне и по делу.
Мария Шабанова |
Спасибо. Искала именно это. Взяла для себя момент о непостоянстве клиентского потока и о том, клиенты "приглядываются" и о том, что могут чего-то бояться
Показать все комментарии

Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍