blog
Автор: Мартьянова Галина Юрьевна Все записи психолога (7)
Просмотров 1456
Недавно на консультации получила от отца 5-ти летнего ребенка следующий запрос (привожу с согласия папы). «… Мы с самого рождения сына были «правильными» родителями: максимально заботились о нем, защищали от больших стрессов, не перегружали, общались на равных, уважали его интересы. У нас не изнеженный мальчик, капризам которого потворствовали, у нас самостоятельный (хотя и маленький) человек, умеющий доказывать свою точку зрения (даже если она и бессмысленная). А в 5 лет в связи с тиками невролог направил нас на курс коррекции. Почему? Где мы ошиблись в воспитании?..» Запрос папы побудил меня написать эту заметку. Я не буду вести речь о «патологии», которая «дремала» у ребенка до 5-ти лет, а потом вдруг актуализировалась. Я поговорю с вами о том, как у самого заботливого и хорошего родителя его вполне здоровый ребенок приобретает нарушенные реакции.
Дети не имеют опыта совладания с жизненными проблемами и самостоятельно приобрести его не могут. В момент рождения у ребенка нет стрессоустойчивости в психологическом смысле этого слова, но существует система биологической защищенности. И прежде всего в этой системе ребенок реагирует на происходящее своим телом и эмоциями, и делает так достаточно долго. Обращу внимание, что эти две сферы и у взрослого, имеющего неадекватный опыт реагирования на стрессы, нарушаются раннего других. А что уж говорить о детях.
Наша жизнь наполнена проблемами и опыт их разрешения – это накопление собственных впечатлений о своих же удачах или неудачах. Причем осознанных впечатлений. Вот этого-то механизма (осознанного впечатления) и нет у ребенка до 3-4 лет, а потом он еще долгое время узкий и небольшой.
Откуда тогда берет ребенок способы разрешения трудностей? Он их «срисовывает» со взрослых (или все еще реагирует состоянием физического здоровья и негативными эмоциями). Грамотные психологи рекомендуют демонстрировать ребенку правильную модель поведения в сложных обстоятельствах. Можно найти статьи, где описывается, как родителю показывать свою смелость, решительность, целеустремленность, разные поведенческие реакции. Разумеется, демонстрировать образцы нужно и важно, но сразу уточню, что механизм подражания (или идентификации) у ребенка сработает бессознательно. И в тот момент, когда действует стрессовый фактор (лает собака, едет быстро лыжник на встречу, мужчины громко спорят), ребенок воспринимает опасность и бессознательно идентифицируется с источником опасности, а не с правильной моделью поведения родителя. Почему? Потому что, во-первых, источник опасности сильнее (как раздражитель) действует на психику ребенка, чем спокойная, уравновешенная позиция взрослого; а, во-вторых, ребенок все еще реагирует на физическом и эмоциональном уровне. А, следовательно, модель родительская модель поведения им вообще в ситуации опасности может не восприниматься! Другими словами, дети сначала испугаются, обидятся, проявят агрессию, а уже потом смогут разобраться в обстоятельствах, при помощи, разумеется, взрослых. В их реагировании существует две фазы: эмоциональная и постэмоциональная. И демонстрировать образцы или вести воспитательные беседы следует во второй фазе. Причем на таком доступном уровне, чтобы ребенок новое знание присвоил рационально. Полезным будет потренировать формируемую модель совладания со сложными ситуациями в искусственных условиях.