blog Стрессоустойчивость у детей: образец поведения родителя
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Стрессоустойчивость у детей: образец поведения родителя


Стрессоустойчивость у детей: образец поведения родителя

Недавно на консультации получила от отца 5-ти летнего ребенка следующий запрос (привожу с согласия папы). «… Мы с самого рождения сына были «правильными» родителями: максимально заботились о нем, защищали от больших стрессов, не перегружали, общались на равных, уважали его интересы. У нас не изнеженный мальчик, капризам которого потворствовали, у нас самостоятельный (хотя и маленький) человек, умеющий доказывать свою точку зрения (даже если она и бессмысленная). А в 5 лет в связи с тиками невролог направил нас на курс коррекции. Почему? Где мы ошиблись в воспитании?..» Запрос папы побудил меня написать эту заметку. Я не буду вести речь о «патологии», которая «дремала» у ребенка до 5-ти лет, а потом вдруг актуализировалась. Я поговорю с вами о том, как у самого заботливого и хорошего родителя его вполне здоровый ребенок приобретает нарушенные реакции.

Дети не имеют опыта совладания с жизненными проблемами и самостоятельно приобрести его не могут. В момент рождения у ребенка нет стрессоустойчивости в психологическом смысле этого слова, но существует система биологической защищенности. И прежде всего в этой системе ребенок реагирует на происходящее своим телом и эмоциями, и делает так достаточно долго. Обращу внимание, что эти две сферы и у взрослого, имеющего неадекватный опыт реагирования на стрессы, нарушаются раннего других. А что уж говорить о детях.

Наша жизнь наполнена проблемами и опыт их разрешения – это накопление собственных впечатлений о своих же удачах или неудачах. Причем осознанных впечатлений. Вот этого-то механизма (осознанного впечатления) и нет у ребенка до 3-4 лет, а потом он еще долгое время узкий и небольшой.

Откуда тогда берет ребенок способы разрешения трудностей? Он их «срисовывает» со взрослых (или все еще реагирует состоянием физического здоровья и негативными эмоциями). Грамотные психологи рекомендуют демонстрировать ребенку правильную модель поведения в сложных обстоятельствах. Можно найти статьи, где описывается, как родителю показывать свою смелость, решительность, целеустремленность, разные поведенческие реакции. Разумеется, демонстрировать образцы нужно и важно, но сразу уточню, что механизм подражания (или идентификации) у ребенка сработает бессознательно. И в тот момент, когда действует стрессовый фактор (лает собака, едет быстро лыжник на встречу, мужчины громко спорят), ребенок воспринимает опасность и бессознательно идентифицируется с источником опасности, а не с правильной моделью поведения родителя. Почему? Потому что, во-первых, источник опасности сильнее (как раздражитель) действует на психику ребенка, чем спокойная, уравновешенная позиция взрослого; а, во-вторых, ребенок все еще реагирует на физическом и эмоциональном уровне. А, следовательно, модель родительская модель поведения им вообще в ситуации опасности может не восприниматься! Другими словами, дети сначала испугаются, обидятся, проявят агрессию, а уже потом смогут разобраться в обстоятельствах, при помощи, разумеется, взрослых. В их реагировании существует две фазы: эмоциональная и постэмоциональная. И демонстрировать образцы или вести воспитательные беседы следует во второй фазе. Причем на таком доступном уровне, чтобы ребенок новое знание присвоил рационально. Полезным будет потренировать формируемую модель совладания со сложными ситуациями в искусственных условиях.



Дата публикации: 23 февраля 2016 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Петрова Юлия Александровна

Петрова Юлия

Психолог-практик, работаю в краткосрочном эффективном методе со взрослыми клиентами.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Погорелова Ангелина Сергеевна
Консультация по Skype

Погорелова Ангелина

Сексолог-психолог. Работаю с сексуальными расстройствами и сексуальными дисфункциями в...
Психолог Дурсунова Гунеш Нармановна
Консультация по Skype

Дурсунова Гунеш

Сертифицированный гештальт-терапевт и гипнотерапевт работаю взрослыми людьми...
Психолог Рыжова Анна Николаевна

Рыжова Анна

Сертифицированный психолог-расстановщик. В своей работе я использую метод расстановок....
Психолог Богданович Анна Алексеевна
Консультация по Skype

Богданович Анна

Психолог-психоаналитик, клинический психолог, телесно-ориентированный психолог




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍