blog
Автор: Мартьянова Галина Юрьевна Все записи психолога (7)
Просмотров 4856
Мы получаем то, что продолжительно награждаем...
В современной теории мотивации существует следующий закон: мы получаем то, что продолжительно награждаем. Сегодня этот закон я перенесу на семью (чем она не корпорация?).
В законе главными являются два слова – награждаем и продолжительно, введу еще одно ключевое слово – вовремя. Когда мы говорим «награждаем», то подразумеваем любое действие по стимулированию конкретной реакции. Например, поблагодарить, поцеловать, заплатить, приласкать, подбодрить словом, улыбкой и другие. «Продолжительно» - это в течение времени, т.е. не кратко, не эпизодически, а повторяя награждение от случая к случаю.
Допустим, дочь самостоятельно убирает игрушки. Каждый раз после уборки, глядя на чистый пол, отец ей улыбается и кивает головой. Это награждение, оно повторяется постоянно, следовательно, продолжительное. Но вовремя ли оно? Реакция-то уже совершилась. С точки зрения рассматриваемого закона мотивации награждение должно быть мотивирующим до начала действия. Значит, улыбаться и кивать головой нужно в тот момент, когда ребенок только собирается убираться в комнате? Об этом редко кто из взрослых задумывается. Да, дочь убрав комнату, продемонстрировала положительную реакцию и за нее получила поощрение. Все в ситуации вполне логично. Главное – удержать результат (можно даже научиться два раза улыбаться: до и после уборки).
Возьмем другой пример, сын с отцом гуляют (а точнее «прогуливают» время до обеда, чтобы не мешать маме выполнять домашние обязанности). Оба радостные, солнце светит, погода чудесная, им есть чем на улице заняться: и банку попинать и в воробья песком кинуть. Около палатки с мороженным воодушевленный ребенок : «Папа, мороженое, мороженое!». «Нет, мы ждем обеда и не перебиваем аппетит перед едой». «Ну, мороженое же, ну, пожалуйста!». После нескольких "нет", папа под крики ребенка все равно купит это мороженое, чтобы стало тихо и спокойно, как в начале прогулки. Наградил ребенка? Да. Вовремя? Нет. А главное, что наградил? Детскую истерику и капризы. Но кроме этого, произошло и еще одно награждение. Самонаграждение. Папа поощрил свое спокойствие покупкой ребенку мороженого. Если уж поощрять в подобной ситуации ребенка, то за ту радость, счастье от совместной прогулки на пике детского восторга: «Как все вокруг и внутри меня хорошо, а еще бы мороженого!». Но эта реакция почти никогда не награждается взрослым. Почему-то…
Что запоминает ребенок? Не радость от прогулки, а способ, которым можно управлять папой. Раз от разу, повторяя свое поведение (и получая награду), ребенку становится все равно, в каком настроении его папа выходит на прогулку. Он счастлив от осознания, что там будет происходить то, чего захочет он, а не папа. И сколько бы взрослый не говорил потом: «Как нам было вдвоем хорошо! Помнишь, как мы по воробьям песком!», все его фразы будут усиливать выработанное детское поведение.
Что делать? Награждать или не награждать? Формально ответ очень простой: награждать вовремя и не награждать не вовремя. Но достичь последнего катастрофически трудно. Однако стоит попробовать. Что произойдет, если папа не купит мороженое? Ребенок покричит, испортит папе настроение от прогулки, они поругаются и злые вернутся домой. Поверьте, по сравнению с детским ощущением власти над родителем – это НИЧТО! Зато сын будет понимать, что такое мужское слово, насколько папа требователен и конкретен в своей и его жизни и будет доверять его мнению, а не искать пути управления отцом.
Попробуйте применить закон на какой-нибудь простой детской реакции. У Вас обязательно получится! Верю!