blog Стрессоустойчивость у самых маленьких: стоит ли проговаривать с ребенком проблему?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Стрессоустойчивость у самых маленьких: стоит ли проговаривать с ребенком проблему?


Стрессоустойчивость у самых маленьких: стоит ли проговаривать с ребенком проблему?

...Слон на лесной тропинке встретил муравья, тащащего огромную соломину. Это была тяжелая и длинная соломина, из-под которой муравья совершенно не было видно. Но муравей ее тащил в свой дом, чтобы положить в основание, он хотел сделать прочный фундамент муравейнику. «Бедный муравьишка, - подумал слон, - такой маленький, а несет соломину во много раз больше себя. Помогу ему!» Слон наклонился над муравьем и одним своим дыханием переломил соломинку пополам...

Я продолжу историю через пару минут, но вначале немного теоретической лирики. Считается, что после того, как ребенок попал в сложные обстоятельства, с ним нужно пообщаться о его чувствах, о поведении в стрессовой ситуации, а также поделиться опытом своих (взрослых) переживаний. Будто ребенок 2–5 лет поймет причину своего страха, негативизма, агрессии, неадекватность своих реакций и отрефлексирует поведение на основе подражания взрослым. Верно, что прорабатывать эмоции следует, как верно и то, что, если ребенок не будет знать способы оречевления своих чувств, он не научится ими управлять. Однако! Верно и другое. Не следует разговаривать с ребенком о его проблемах, если он не инициирует это общение. Трудная ситуация, из которой ребенок вышел, может прорабатываться им и без участия родителей. Дело в том, что в отличие от нас дети имеют иные механизмы (поверьте, более здоровые) проработки проблемы. Они ее могут с легкостью забыть, отреагировать при многократном прослушивании какой-либо истории, проиграть, нарисовать, проговорить наедине с собой, они способны минимизировать последствия действия стресса легкой агрессивной выходкой, эпизодическим капризом, поверхностным страхом, которые оптимально растворятся во времени. Существует и еще огромное количество способов, которым пользуется детская психика. Но ведь постоянно пишут: «Поговорите с ребенком по душам, объясните ему, как нужно поступить» и мы старательно разговариваем… на своем взрослом уровне, своими взрослыми понятиями и терминами (показывая ребенку, как именно называется его негативная эмоция, уточняя, что конкретно он должен чувствовать в схожей ситуации). Хорошо, если уровень объяснений будет понятен ребенку, но до этого уровня родителю очень сложно регрессировать. Вот и получается, ребенок некоторое время назад испугался, каким-то своим способом пытается справиться с ситуацией, появляется взрослый и объясняет, КАК НУЖНО БЫЛО ИСПУГАТЬСЯ В ТОЙ СИТУАЦИИ И ЧТО ЧУВСТВОВАТЬ СЕЙЧАС. И здесь срабатывает временная связь: в памяти ребенка все события выстраиваются в единую логическую структуру, и он боится ВПОЛНЕ ОБОСНОВАННО. Замечу, что тоже самое происходит при любом воспитательном подходе, где родитель объясняет ребенку на своем уровне понимания правила и нормы поведения. В лучшем случае ребенок их проигнорирует, а в противном, ответит на воспитательные меры слезами, криками, конфликтами, капризами и истериками. А мы всего лишь хотели спокойно разъяснить, что нужно чувствовать и как нужно вести себя ребенку.

Что же не разговаривать с маленьким ребенком о его проблемах? Обязательно разговаривать, но только тогда, когда он сам инициирует такой диалог. После 2,5 лет ребенок в состоянии инициировать подобное общение. Родитель может это заметить по его мимике, поведению или услышать в вопросах и отдельных репликах. Малыш инициирует разговор по душам тогда, когда уже внутри себя понял, что его действий недостаточно.

А теперь вернемся к завершению сказке.

… «Бестолковый слон! Шел бы своей дорогой, и без его помощи обошелся бы. Только испортил все!» - подумал муравей.

Грубо? Тогда так:

… Расстроился муравей. Он так долго искал эту соломинку, следил во время грозы за тем, как она гнется, но не ломается. Такой долгий путь проделал, осталось совсем немного до дома, и …вот… слон! От обиды муравей расплакался.

Не правдоподобно? Еще вариант:

…"Прости меня муравей, я такой неуклюжий. Но ты не переживай, иди домой, я сам найду тебе соломинку для фундамента. Верь мне, я ведь сильнее!" И муравей поверил. Он верил до того момента, пока на муравейник не обрушилось бревно…

Оберегайте своих детей от стрессов!



Дата публикации: 23 февраля 2016 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Консультирую, веду, обучаю.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍