blog Стрессоустойчивость у самых маленьких: стоит ли проговаривать с ребенком проблему?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Стрессоустойчивость у самых маленьких: стоит ли проговаривать с ребенком проблему?


Стрессоустойчивость у самых маленьких: стоит ли проговаривать с ребенком проблему?

...Слон на лесной тропинке встретил муравья, тащащего огромную соломину. Это была тяжелая и длинная соломина, из-под которой муравья совершенно не было видно. Но муравей ее тащил в свой дом, чтобы положить в основание, он хотел сделать прочный фундамент муравейнику. «Бедный муравьишка, - подумал слон, - такой маленький, а несет соломину во много раз больше себя. Помогу ему!» Слон наклонился над муравьем и одним своим дыханием переломил соломинку пополам...

Я продолжу историю через пару минут, но вначале немного теоретической лирики. Считается, что после того, как ребенок попал в сложные обстоятельства, с ним нужно пообщаться о его чувствах, о поведении в стрессовой ситуации, а также поделиться опытом своих (взрослых) переживаний. Будто ребенок 2–5 лет поймет причину своего страха, негативизма, агрессии, неадекватность своих реакций и отрефлексирует поведение на основе подражания взрослым. Верно, что прорабатывать эмоции следует, как верно и то, что, если ребенок не будет знать способы оречевления своих чувств, он не научится ими управлять. Однако! Верно и другое. Не следует разговаривать с ребенком о его проблемах, если он не инициирует это общение. Трудная ситуация, из которой ребенок вышел, может прорабатываться им и без участия родителей. Дело в том, что в отличие от нас дети имеют иные механизмы (поверьте, более здоровые) проработки проблемы. Они ее могут с легкостью забыть, отреагировать при многократном прослушивании какой-либо истории, проиграть, нарисовать, проговорить наедине с собой, они способны минимизировать последствия действия стресса легкой агрессивной выходкой, эпизодическим капризом, поверхностным страхом, которые оптимально растворятся во времени. Существует и еще огромное количество способов, которым пользуется детская психика. Но ведь постоянно пишут: «Поговорите с ребенком по душам, объясните ему, как нужно поступить» и мы старательно разговариваем… на своем взрослом уровне, своими взрослыми понятиями и терминами (показывая ребенку, как именно называется его негативная эмоция, уточняя, что конкретно он должен чувствовать в схожей ситуации). Хорошо, если уровень объяснений будет понятен ребенку, но до этого уровня родителю очень сложно регрессировать. Вот и получается, ребенок некоторое время назад испугался, каким-то своим способом пытается справиться с ситуацией, появляется взрослый и объясняет, КАК НУЖНО БЫЛО ИСПУГАТЬСЯ В ТОЙ СИТУАЦИИ И ЧТО ЧУВСТВОВАТЬ СЕЙЧАС. И здесь срабатывает временная связь: в памяти ребенка все события выстраиваются в единую логическую структуру, и он боится ВПОЛНЕ ОБОСНОВАННО. Замечу, что тоже самое происходит при любом воспитательном подходе, где родитель объясняет ребенку на своем уровне понимания правила и нормы поведения. В лучшем случае ребенок их проигнорирует, а в противном, ответит на воспитательные меры слезами, криками, конфликтами, капризами и истериками. А мы всего лишь хотели спокойно разъяснить, что нужно чувствовать и как нужно вести себя ребенку.

Что же не разговаривать с маленьким ребенком о его проблемах? Обязательно разговаривать, но только тогда, когда он сам инициирует такой диалог. После 2,5 лет ребенок в состоянии инициировать подобное общение. Родитель может это заметить по его мимике, поведению или услышать в вопросах и отдельных репликах. Малыш инициирует разговор по душам тогда, когда уже внутри себя понял, что его действий недостаточно.

А теперь вернемся к завершению сказке.

… «Бестолковый слон! Шел бы своей дорогой, и без его помощи обошелся бы. Только испортил все!» - подумал муравей.

Грубо? Тогда так:

… Расстроился муравей. Он так долго искал эту соломинку, следил во время грозы за тем, как она гнется, но не ломается. Такой долгий путь проделал, осталось совсем немного до дома, и …вот… слон! От обиды муравей расплакался.

Не правдоподобно? Еще вариант:

…"Прости меня муравей, я такой неуклюжий. Но ты не переживай, иди домой, я сам найду тебе соломинку для фундамента. Верь мне, я ведь сильнее!" И муравей поверил. Он верил до того момента, пока на муравейник не обрушилось бревно…

Оберегайте своих детей от стрессов!



Дата публикации: 23 февраля 2016 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...
Психолог Федотова Галина Дмитриевна
Консультация по Skype

Федотова Галина

Системный семейный психотерапевт, клинический психолог, эмоционально-фокусированный...
Психолог Кудасова Ксения Викторовна
Консультация по Skype

Кудасова Ксения

когнитивно-поведенческая терапия неврозов, панических атак, навязчивых страхов и...
Психолог Сиротинцева Алина Андреевна
Консультация по Skype

Сиротинцева Алина

Сертифицированный психотерапевт в методе позитивная психотерапия




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍