blog Простые родительские техники \"борьбы\" с детскими манипуляциями
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Простые родительские техники "борьбы" с детскими манипуляциями


Простые родительские техники "борьбы" с детскими манипуляциями

Детские манипуляции – это вполне осознанный выбор ребенка по управлению родителем. Формально манипуляции проявляются в действиях или состояниях, направленных против решения взрослого (и не только родителя). В этом (формальном) смысле они безопасны, но до момента, пока не начинают вредить физическому или психическому состоянию. Например, истерика во время приступа каприза может приводить к прогрессивному возбуждению коры головного мозга, а это уже повод для дисбаланса нервной системы. В содержательном отношении, манипуляции – это путь проверки силы взрослого. Ребенку в любом возрасте нужно знать, что его родитель - сильный, смелый, твердый и решительный. Своими манипуляциями он проверяет, до какой степени слаб родитель, и формирует у себя чувство защищенности: чем слабее родитель, тем меньше защищен ребенок. Именно поэтому приступы капризности или упрямства, протесты, агрессивность закрепляются как формы поведения и характера. Они становятся защитой на всю жизнь, а выражаются более всего по отношению к слабому родителю. Не создавайте такого представления о себе у ребенка! Если сможете «пережить» несколько детских истерик, в сознании ребенка будет фиксироваться образ защищающего родителя, имеющего авторитет, и по отношению к нему ребенок будет вырабатывать уважение, а, следовательно, и дисциплинированность.

Сегодня техника «Блокада во времени». Техника заключается в следующем: при первых признаках того, что ребенок собирается включить манипулятивное поведение, взрослый сообщает, что разрешает истерику или упрямство (ребенок имеет на это право), но обозначает время (допустим 1,5 минуты). ВАЖНО: в инструкцию включить детский мотив (его желание по-своему поступить) и точно описать реакции (перечислить те, которые обычно ребенок совершает). Как узнать детский мотив? Поскольку мы говорим о манипулятивном поведении, то основной мотив связан с желанием сделать по-своему. Прислушайтесь и присмотритесь к поведению ребенка в тот момент, когда требование Вы предъявили («Убирай игрушки»), а негативной реакции еще нет. Если «угадать» с конкретным мотивом не получается, то его из инструкции лучше убрать. Ребенку после пяти лет можно задать вопрос: «Почему? (Почему ты не убираешь игрушки? – Я играю!)». А его ответ снова перевести в вопрос: «Почему? (А почему ты играешь, когда нам надо уходить и т.п., и я попросила собирать игрушки?)». Так 3-4 раза и он «проговорится». Только не предлагайте ему свои варианты ответов!

Сами реакции родитель наблюдал неоднократно, поэтому описать их не сложно.

Итак, перед началом реакции, присаживаемся на уровень глаз ребенка, показываем часы и говорим: «Вижу, что тебе хочется (не хочется)…(мотив). И поэтому ты собираешься…(описание 3-4 реакций, допустим, покричать, начать топать ногой, плеваться, звать бабушку). Я разрешаю тебе… (снова перечисляете все реакции - покричать, потопать ногой, поплеваться, позвать бабушку) целых полторы минуты. Начинай, я засекаю!». Через 1,5 минуты (которые Вы мужественно проводите рядом с ребенком, глядя на часы), констатируете: «Все, время вышло, больше …(по списку) нельзя!». Дальше уходите из поля зрения ребенка и делаете вид, что не замечаете его. Ребенок в этот момент может начать новый этап манипуляций. Слегка игнорируя его (а на самом деле, подгладывая за его безопасностью), Вы начинаете выполнять какую-либо свою деятельность. Никаких комментариев по поводу реакций ребенка не должно быть. Можно проговаривать, как Вы борщ варите, тапки ищите, кота зовете. Когда все закончится, следует «забыть» и не обсуждать историю с часами и плохим поведением ребенка. Все! Было и было! Живем дальше!

Это техника парадоксальная. В ней, с одной стороны, есть разрешение, а, с другой, запрет. Воспринять ее как разрешение или запрещение ребенок не может, поэтому он, продолжая манипуляцию (но уже на ином уровне, более «здоровом») понимает, что взрослый сильнее, умнее, а главное, добрее и заботливее (ведь разрешает). 4-5 раз и старый стереотип поведения начинает уменьшаться, а то и разрушаться. Однако помните, новое поведение эта техника не предлагает!

И еще, сильный родитель - это такой, который, помогая ребенку, не испытывает за это чувство вины!



Дата публикации: 24 февраля 2016 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Научу вести диалог с собой и миром.




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍