blog
Автор: Мартьянова Галина Юрьевна Все записи психолога (7)
Просмотров 1347
Чтобы ребенок был психологически успешен во взрослой жизни, необходимо начинать формировать его стрессоустойчивость как можно раньше. К стрессоустойчивости относят и профилактику стресса, и правильную разрядку уже при наличии актуальных стрессовых факторов. Поскольку дети не умеют регулировать свои эмоции в полной мере, они накапливают негативную энергию и в качестве разрядки используют срывы (нервный, эмоциональный, психосоматический). Важно не допустить подобного срыва и разряжать детские проблемы при помощи, например, релаксационной коррекции. Уточню, что простые релаксационные приемы эффективны и как средство профилактики, и как способ устранения уже появляющейся стрессовой симптоматики. Именно поэтому они оказываются оптимальными на ранних стадиях борьбы с детскими проблемами. Психологи даже рекомендуют вводить релаксационные упражнения в повседневную детскую жизнь и систематически их применять.
Сам термин релаксация означает состояние бодрствования с пониженной психофизической активностью. За счет понижения психофизической активности и становится возможным расслабить мышцы, «неправильно» сократившиеся во время стресса. Постоянное практическое применение релаксации (1-2 раза в день в течение 1-2 месяцев) уменьшает общую тревожность. На клиническом уровне это означает снижение предрасположенности испытывать чрезмерное психологическое и физиологическое возбуждение в напряженной ситуации. После релаксационной тренировки детский организма, попадая в трудные обстоятельства когнитивно (оценивая ситуацию) реагирует, а физически нет. И симптоматика, не поддерживаемая физиологически, разрушается. А это уже первый признак стрессоустойчивости. Релаксация, таким образом, способствуют укреплению психического здоровья ребенка. Самым заметным становится повышение степени естественности в поведении, развитие уверенности и более адекватной самооценки. Кроме того, психофизиологический покой, достигаемый в результате релаксационных упражнений, восстанавливает силы ребенка и формирует соматическое ощущение благополучия.
"Продвинутый" родитель может в программу релаксационных тренировок ребенка вводить специальные обучающие приемы. В состоянии релаксации повышается эффективность приемов, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. С детьми можно применять аутогенную тренировку (простенькую, без выхода в астрал), можно читать медитативные сказки, можно подобрать специальные дыхательные упражнения. Сегодня виртуальный магазин релаксационных товаров безграничен. Однако лидером среди релаксационных техник в детском возрасте остается проверенная годами нервно-мышечная релаксация. Нервно-мышечная релаксация предполагает выполнение ряда упражнений, снижающих нервную активность (нервно-) и сократительное напряжения поперечнополосатой скелетной мускулатуры (мышечная). Этот процесс обычно включает преднамеренное сокращение и расслабление мышц, выполняемые согласно исходным инструкциям. Самым известным методом нервно-мышечной релаксации является метод Джекобсона. Детский вариант этого метода предлагаю всем родителям для проверки в домашних условиях. Сначала попробуйте сделать сами, без ребенка.
Все упражнения имеют две фазы: напряжение и расслабление. Расслабление обязательно должно быть после фазы напряжения. Напряжение - максимальное, сокращение мышц осуществляется с наибольшей силой. Расслабление - полное.О полном расслаблении скажет лицо ребенка, мало мимичное и немного опустившиеся вниз. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Выполнять упражнение можно с закрытыми глазами, чтобы ребенок сопровождал выполнение представлениями. Это усиливает релаксационный эффект. Но закрывать глаза полезно после 5-ти лет, до этого возраста внутреннего плана представлений у ребенка все равно нет
Итак, простой и надежный комплекс. Выполняем 1 раз в день, в любое время, но обязательно за 3-4 часа до сна. Помогайте ребенку своими руками при необходимости.
«Жвачка». «Во рту жесткая, твердая жвачка, которую никак нельзя раскусить. Она заполнила весь рот». Нужно напрячь губы, рот приоткрыть. Удерживать напряжение 2-3 секунды. «Раскусим ее», закрыть рот.
«Лимон» (сидя или лежа). «В одной руке лимон. Сожмем его, чтобы потек сок». Сильно-сильно сжать кулак вытянутой руки. Посмотреть, как течет сок лимона. «А теперь лимон в другой руке. Сожмем его, пусть потечет сок. А теперь лимон в двух руках». Две вытянутые руки, сжать кулаки с большой силой. Остатки лимона выкинуть – «стряхнем грязь с рук».
«Черепаха» (стоя или сидя). «Черепаха сидит на солнышке, греется. Вдруг опасность, кто-то приближается к черепахе. Черепаха прячется в панцирь, когда приближается опасность». Сжаться, поднять плечи, голову втянуть в плечи, оставаться в таком положении несколько секунд (3-5 сек). «Опасность прошла и черепаха вылезла». Опустить плечи, руки, выпрямиться, расслабиться. «Черепаха вертит головой, смотрит, нет ли еще где-нибудь опасности. Опасность!» Все упражнение повторяется снова.
«Слоненок» (стоя или лежа). «Слоненок хочет пройти ребенку по животу. Живот нужно сделать твердым-твердым, чтобы слоненок не смог его раздавить». Напрячь мышцы живота (3-5 сек). «Слоненок прошел, можно вздохнуть и расслабиться. Опять идет слоненок и т.д.»
«Грязная лужа» (стоя или сидя). «Ноги увязли в грязной, мягкой луже. Хочется ноги вынуть, но никак не получается. Вытаскиваем одну ногу». Ногу напрячь, с силой оторвать от пола. «А теперь - другую», то же самое с другой ногой. «А теперь обе ноги». Слегка присесть и выпрыгнуть из лужи. «Фу, какие грязные ноги». Потрясти каждой ногой, скинуть с них грязь.
«Кошка» (стоя или сидя). «Ленивая кошка сидит на улице и смотрит на окружающих. Она потягивается». Руки вверх, потянуться как можно выше. «Опускает свои лапки. Еще раз потягивается».
Оберегайте детей от стрессов! Формируйте у них стрессоустойчивость!