blog Стрессоустойчивость у самых маленьких: релаксация против напряжения
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Стрессоустойчивость у самых маленьких: релаксация против напряжения


Стрессоустойчивость у самых маленьких: релаксация против напряжения

Чтобы ребенок был психологически успешен во взрослой жизни, необходимо начинать формировать его стрессоустойчивость как можно раньше. К стрессоустойчивости относят и профилактику стресса, и правильную разрядку уже при наличии актуальных стрессовых факторов. Поскольку дети не умеют регулировать свои эмоции в полной мере, они накапливают негативную энергию и в качестве разрядки используют срывы (нервный, эмоциональный, психосоматический). Важно не допустить подобного срыва и разряжать детские проблемы при помощи, например, релаксационной коррекции. Уточню, что простые релаксационные приемы эффективны и как средство профилактики, и как способ устранения уже появляющейся стрессовой симптоматики. Именно поэтому они оказываются оптимальными на ранних стадиях борьбы с детскими проблемами. Психологи даже рекомендуют вводить релаксационные упражнения в повседневную детскую жизнь и систематически их применять.

Сам термин релаксация означает состояние бодрствования с пониженной психофизической активностью. За счет понижения психофизической активности и становится возможным расслабить мышцы, «неправильно» сократившиеся во время стресса. Постоянное практическое применение релаксации (1-2 раза в день в течение 1-2 месяцев) уменьшает общую тревожность. На клиническом уровне это означает сни­жение предрасположенности испытывать чрезмерное психологическое и фи­зиологическое возбуждение в напряженной ситуации. После релаксационной тренировки детский организма, попадая в трудные обстоятельства когнитивно (оценивая ситуацию) реагирует, а физически нет. И симптоматика, не поддерживаемая физиологически, разрушается. А это уже первый признак стрессоустойчивости. Релаксация, таким образом, способствуют укреплению психического здоровья ребенка. Самым заметным становится повышение степени естественности в поведении, развитие уверенности и более адекватной самооценки. Кроме того, психофизиологический покой, достигаемый в результате релаксационных упражнений, восстанавливает силы ребенка и формирует соматическое ощущение благополучия.

"Продвинутый" родитель может в программу релаксационных тренировок ребенка вводить специальные обучающие приемы. В состоянии релаксации повышается эффективность приемов, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, воображения и т.д. С детьми можно применять аутогенную тренировку (простенькую, без выхода в астрал), можно читать медитативные сказки, можно подобрать специальные дыхательные упражнения. Сегодня виртуальный магазин релаксационных товаров безграничен. Однако лидером среди релаксационных техник в детском возрасте остается проверенная годами нервно-мышечная релаксация. Нервно-мышечная релаксация предполагает выполнение ряда упражнений, снижающих нервную активность (нервно-) и сократительное напряжения поперечнополосатой скелетной мускулатуры (мышечная). Этот процесс обычно включает преднамеренное сокращение и расслабление мышц, выполняемые согласно исходным инструкциям. Самым известным методом нервно-мышечной релаксации является метод Джекобсона. Детский вариант этого метода предлагаю всем родителям для проверки в домашних условиях. Сначала попробуйте сделать сами, без ребенка.

Все упражнения имеют две фазы: напряжение и расслабление. Расслабление обязательно должно быть после фазы напряжения. Напряжение - максимальное, сокращение мышц осуществляется с наибольшей силой. Расслабление - полное.О полном расслаблении скажет лицо ребенка, мало мимичное и немного опустившиеся вниз. Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Выполнять упражнение можно с закрытыми глазами, чтобы ребенок сопровождал выполнение представлениями. Это усиливает релаксационный эффект. Но закрывать глаза полезно после 5-ти лет, до этого возраста внутреннего плана представлений у ребенка все равно нет

Итак, простой и надежный комплекс. Выполняем 1 раз в день, в любое время, но обязательно за 3-4 часа до сна. Помогайте ребенку своими руками при необходимости.

«Жвачка». «Во рту жесткая, твердая жвачка, которую никак нельзя раскусить. Она заполнила весь рот». Нужно напрячь губы, рот приоткрыть. Удерживать напряжение 2-3 секунды. «Раскусим ее», закрыть рот.

«Лимон» (сидя или лежа). «В одной руке лимон. Сожмем его, чтобы потек сок». Сильно-сильно сжать кулак вытянутой руки. Посмотреть, как течет сок лимона. «А теперь лимон в другой руке. Сожмем его, пусть потечет сок. А теперь лимон в двух руках». Две вытянутые руки, сжать кулаки с большой силой. Остатки лимона выкинуть – «стряхнем грязь с рук».

«Черепаха» (стоя или сидя). «Черепаха сидит на солнышке, греется. Вдруг опасность, кто-то приближается к черепахе. Черепаха прячется в панцирь, когда приближается опасность». Сжаться, поднять плечи, голову втянуть в плечи, оставаться в таком положении несколько секунд (3-5 сек). «Опасность прошла и черепаха вылезла». Опустить плечи, руки, выпрямиться, расслабиться. «Черепаха вертит головой, смотрит, нет ли еще где-нибудь опасности. Опасность!» Все упражнение повторяется снова.

«Слоненок» (стоя или лежа). «Слоненок хочет пройти ребенку по животу. Живот нужно сделать твердым-твердым, чтобы слоненок не смог его раздавить». Напрячь мышцы живота (3-5 сек). «Слоненок прошел, можно вздохнуть и расслабиться. Опять идет слоненок и т.д.»

«Грязная лужа» (стоя или сидя). «Ноги увязли в грязной, мягкой луже. Хочется ноги вынуть, но никак не получается. Вытаскиваем одну ногу». Ногу напрячь, с силой оторвать от пола. «А теперь - другую», то же самое с другой ногой. «А теперь обе ноги». Слегка присесть и выпрыгнуть из лужи. «Фу, какие грязные ноги». Потрясти каждой ногой, скинуть с них грязь.

«Кошка» (стоя или сидя). «Ленивая кошка сидит на улице и смотрит на окружающих. Она потягивается». Руки вверх, потянуться как можно выше. «Опускает свои лапки. Еще раз потягивается».

Оберегайте детей от стрессов! Формируйте у них стрессоустойчивость!



Дата публикации: 28 февраля 2016 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍