blog
Как поменять профессию в N лет?
Как психологу, мне часто приходится сталкиваться с вопросом о смене профессионального направления. Вот работал себе человек по специальности, понимал, что не его это дело, терпел, мучился и наконец-то решился уйти. Куда идти? Что делать? Где искать применение себе новому? Кто в этом может помочь?
Согласно опросу, проведенному американскими социологами из университета UCLA, из 100% людей, мечтающих сменить профессию, только 6% решаются на этот шаг. Огромное количество специалистов, разочарованных своей работой, не видят реальных возможностей что-то изменить.
Самое главное — подойдем к вопросу системно. И начнем, как водится, со стратегии.
Первое, с чего начинается смена профессионального пути — это погружение в себя и выяснение своих интересов, стремлений, желаний и мотивов. Это хорошая психологическая работа. Она требуется, если новое направление не конкретно, обозначено расплывчато. Клиент часто может говорить следующие вещи: «Я не знаю, чем именно буду заниматься, только больше не бухгалтерией! Может быть что-то связано с рекламой или с маркетингом...» И вот тогда мы разбираемся с тем, что же там такое привлекательное для клиента в указанных направлениях- реклама или маркетинг. На данном этапе целесообразно привлечь специалиста- психолога, либо коуча. Что получаем на выходе из этого этапа?
Четкое понимание навыков, которые хотелось бы развивать;
вид деятельности, которым интересно наполнить рабочий день;
желаемый профессиональный образ, к которому стремимся прийти лет через 5-7 (босс в большом кабинете, к примеру).
2. Следующий шаг — определиться, как и кто будет закрывать базовые потребности Вас и вашей семьи, пока Вы начинаете новый профессиональный виток. Вариантов обычно бывает несколько:
2.1. у Вас есть финансовая подушка, позволяющая Вам какое-то время не отвлекаться на вопрос о хлебе насущном. В таком случае, Ваша задача четко понимать — какой срок данные запасы дают Вам для профессионального разгона.
2.2. Базовые потребности придется обеспечивать только Вам. В таком случае, Вы должны понимать свой прожиточный минимум и временной ресурс, который Вы готовы будете тратить на развитие в новой профессии. К примеру, Вы готовы отказаться от выходных или от свободных вечеров, дабы в чем-то разобраться или обучиться в новой отрасли. Также на этом этапе имеет смысл провести аудит своих компетенций и понять — чем будем зарабатывать на жизнь. К примеру, Вы — педагог, желающий перейти в маркетинг. Что Вы можете продать/предложить уже сейчас на рынке труда, чтобы иметь минимальный заработок? Допустим, грамотная речь, аккуратность, ответственность и умение держаться перед аудиторией уже сейчас позволяет Вам претендовать на позицию офис-менеджера в определенных компаниях. Не торопитесь соглашаться на первое же предложение. Переходите к следующему пункту.
3. После того, как с базовыми потребностями стало ясно, имеет смысл обратиться к рынку труда. Он живет по своим законам. На кадровом рынке есть спрос на определенные знания и компетенции. И ему, кадровому рынку, совершенно наплевать на Вашу самореализацию. Поэтому избавляйтесь от иллюзий о том, что представители Кадрового агентства или менеджеры по работе с персоналом будут ходить и думать — куда бы Вас, такого замечательного и хорошего человека, пристроить? Где бы Вы могли пригодиться? Ответить для себя и для других на этот вопрос — ВАША задача. А убедить в том, что именно Вы, и никто другой, должен быть на этой должности — ВАША РАБОТА. Так что – за дело! Цель данного этапа — понять, в каких отраслях и в каких должностях востребованы компетенции и интересы, которые Вы определили для себя как ведущие и приоритетные (см.пункт первый). На выходе из данной работы у Вас должен быть список из нескольких отраслей и должностей. Может быть такое, что Вам, как амбициозному человеку, симпатичны должности довольно-таки высокие («Руководитель отдела маркетинга», к примеру). Это нормально. Должность включаете в свой список. Она- Ваша цель. Тактику будем разрабатывать в других пунктах. Кстати, после этого этапа Вы можете вернуться в предыдущий шаг (2.2.) и, как человек, вынужденный поддерживать свой жизненный минимум, начинать соглашаться на позиции того-же офис-менеджера/администратора/личного помощника, но в компаниях, связанных с рекламой и маркетингом. Ваша задача — поместить себя в целевое информационное поле. В такое пространство, где все и вся пропитаны упомянутыми рекламой и маркетингом. Вы должны быть в месте, где даже уборщица на досуге почитывает Котлера прочих профессиональных гуру. Тут Вам будет легче в будущем переместиться на следующую ступень профессионального развития. Да и возможности для себя сумеете найти самые разнообразные.
4. Далее, когда ясны желаемые вакансии и отрасль, переходим к определению требуемых ресурсов. Итак, можете ли Вы уже сейчас претендовать на выбранные Вами позиции в выбранных отраслях? Как правило, для этого чего-то не хватает. Выписываем все, что требуется и анализируем. Этот список — зона Вашего развития. Важно понять как и где данные компетенции/знания наработать. Если Вас отделяет от заветной должности знание каких-либо программ, владение техническими инструментами — определяйтесь с курсами и повышайте квалификацию. Если речь об опыте работы в данной отрасли/сфере отделе и т. д. - определяйте, как можно этот опыт нарабатывать (как правило, придется опускаться на несколько ступеней ниже и идти обычным ассистентом, младшим специалистом и проч, но только в данное направление). Если от интересующей Вас позиции Вас отделяет навык работы в конкретных проектах — старайтесь понять, где такие проекты нарабатываются, через какие должности к ним появляется доступ. Тут придется продумать многоступенчатую комбинацию и действовать. На этом этапе бывает полезным посетить различные интервью и пообщаться с рекрутерами и консультантами по карьере. У них можно выяснять, как происходит карьерный рост на данных должностях, работает ли компания с конкретными проектами и т. д. И т. п.
5. После того, как Вы определились с отраслью, где планируете развиваться — погружайтесь в информационное пространство. Старайтесь разобраться с тем, что происходит в этой отрасли: какие компании являются лидерами рынка, кто кого покупает, поглощает. Какие новые игроки выходят на рынок, какие законы издаются/пересматриваются. Это повысит Вашу привлекательность для работодателя, а также позволит Вам более конкретно продвигаться в карьерной лестнице.
Конечно же, разработка стратегического плана — это начало пути. Вам Важно понимать, куда и каким способом Вы движетесь. Для совершения более конкретных шагов, таких как прохождение интервью, подготовка привлекательного резюме, ведение переговоров о заработной плате может потребоваться дополнительная подготовка и наработка опыта. На всех этапах могут помочь специалисты — консультанты по карьере и психологи. Но и в самостоятельном движении Вы сумеете достичь своих целей. Двигайтесь смело!
Удачного Вам Пути!