blog «Творческое самовыражение: маски, которые мы создаем (архетип Персоны)»
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

«Творческое самовыражение: маски, которые мы создаем (архетип Персоны)»


 «Творческое самовыражение: маски, которые мы создаем (архетип Персоны)»

«Мой самый ужасный сон о маске. Я вижу свое отражение в зеркале,

но мой зеркальный двойник – в маске.

Сорвать маску – страшно, я боюсь увидеть мое истинное лицо,

а оно представляется мне зверским.

Наверное, оно испещрено следами проказы,

бедствия или чего-нибудь еще,

по своему ужасу превосходящего мое воображение».

(Х.С.Борхес)

В переводе с латинского языка слово mascus, mascaо означает «призрак», а с арабского maskharah‎ - «шут».

В древности считалось, что тот кто надевает маску, внутренне преображается и приобретает свойства представляемого им существа.

Психологический термин «Персона» был введен Юнгом. Как Вы знаете Юнг был психиатром и на основе психиатрических и психологических исследованиях показал, что человеческая личность – это комплекс, который при определенных обстоятельствах может распадаться на части, и что внутри нормальной человеческой психики сосуществует множество субличностей. Это не означает, что мы с Вами «множественные личности», однако мы можем проявлять некоторые признаки расщепленности. Например, на людях такой человек приветлив, хлопает по спине, радостно жмет руку, добродушен , открыт, шутит, а придя домой постоянно брюзжит, сидит с кислой миной, не разговаривает с детьми, прячется за газетой и т.д. Юнг размышляет о поразительной способности людей подстраиваться под социальное окружение. Мы очень чувствительны к ожиданиям окружающих.

Юнг обнаружил два источника Персоны.

Первый источник – ожидания и требования окружения – включает,

1. Необходимость быть человеком определенного сорта, вести себя согласно социальным обычаям группы, а также иметь некоторые представления о природе реальности (например, соглашаться с определенными религиозными учениями).

2. – это социальные стремления и амбиции самого человека.

С рождения мы получаем ответы от близких, значимых нам людей, общества в котором живем, сигналы, реакции на то, правильно ли мы себя ведем. Нам предлагаются различные коллективные шаблоны. Например, мы считаем себя людьми добрыми, тогда агрессию отбрасываем в тень. И если мы с вами сейчас попробуем задать себе вопрос, что же во мне личного, а что – коллективное, то можем оказаться в тупике, так как то, что мы считали личным, может оказаться коллективным. Так вот Персона – лишь маска коллективной жизни.

Но помимо этого Персона выступает как защитное покрытие, некая «кожа», оберегающая внутреннее, личное и ранимое от публичных взоров, от внешнего прикосновения. Иногда Персона обеспечивает своего носителя авторитетом и престижем, принадлежащими коллективу, какой-либо социальной группе в значительно большей степени, чем самому человеку. Подобное отождествление приводит к личностной инфляции, то есть к разбуханию личности отчуждению от реальности.

А иногда, мы утрачиваем персону, что делает нас сверхчувствительными и беззащитными к любым общественным прикосновениям.

Итак, наша персона может иметь хорошо развитое, социально адаптированное лицо: известный писатель, преданная жена, подающий надежды молодой руководящий сотрудник – или наоборот, хорошо развитую, но социально неприемлимую наружность: художник – бунтарь, въедливый сутяжник, упрямый ворчун, скряга.

Выступая в качестве защитной функции персона часто возникает в наших снах в ситуациях или событиях,связанных с одеждой, переодеванием, гримированием.

На протяжении своей жизни человек может сменить множество разных П. в себе, а некоторые могут в какой-то момент комбинироваться.

Существуют Архетипические маски, которые дают человеку в любой жизненной ситуации мощнейший ресурс в виде ощущения силы, уверенности, спокойствия.

Маски бывают трех уровней:

1.Архетипические: «Воин», «Дурак, Маг, Дракон, Мудрец, Странник, Жрица, Дитя и т.д.

Эти маски пришли к нам из глубокой древности и являются собирательными, мифологическими образами. Они обладают колоссальным ресурсом, неосознаются и есть у любого человека. Обычно они возникают в сложных жизненных ситуациях. Например, человеку приходится защищать свою жизнь и тогда в нем может проснуться Воин. Архетепический Воин быть побежденным – не может, он –абсолютный благородный воин – победитель. Управлять этими масками невозможно. Ими можно только воспользоваться.

Маска Дракона несет в себе внутреннюю силу, не ведующую сомнений, спокойная уверенность.

Маска Дурака – креативность, полная открытость миру, всему новому.

2. Сценарные маски: Жертва, Стерва, Блондинка, Мачо, Свой парень, Спасатель, Мать тереза.

3. Ролевые маски: ситуативна и используется в конкретных взаимодействиях.

Для того чтобы маски выполняли свои функции, их нужно знать и вовремя уметь снимать.

Таким образом мы можем сказать, что Персона – это некий компромисс между индивидуумом и социальностью.



Дата публикации: 11 марта 2017 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Радченко Виталий Сергеевич
Консультация по Skype

Радченко Виталий

Практический психолог, психолог-психотерапевт, консультант. Являюсь адептом...
Психолог Гасанова Нармина Эльхан

Гасанова Нармина

Психолог-консультант , работаю в интегральном подходе
Станьте психологом-консультантом

Станьте психологом-консультантом

Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ
Психолог Афанасьева Ольга Михайловна
Консультация по Skype

Афанасьева Ольга

Практический психолог. Творец изменений. Мастер НЛП. Специалист по эриксоновскому гипнозу.
Психолог Борисевич Ирина Владимировна
Консультация по Skype

Борисевич Ирина

Телесно-ориентированный и голосовой психотерапевт, клинический психолог, ДПДГ и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍