blog
Автор: Ордина Любовь Анатольевна Все записи психолога (38)
Просмотров 1498
Здравствуйте друзья!
Хочу сегодня с вами поговорить на такую, достаточно простую и очевидную тему, но в то же время тему, несколько недооцененную среди родителей (то, что я вижу из опыта работы с родителями по детским запросам).
Тема эта о детских играх! Но не об играх самих по себе, а о совместных играх между детьми. И давайте сразу договоримся, что к таким играм не относится игра одного или нескольких детей в планшет, приставку и т.п.
Так что же важно знать родителям о детских совместных играх?
Прежде всего, важно понимать, что деть способны к совместной игре не сразу с рождения, и даже не с того момента, когда они научились сами (без взрослого) играть с игрушками в песочнице или на площадке.
Изначально ребенок учится манипулировать игрушками (предвестник игры) через взрослого, он смотрит и пробует повторять.
Следующим этапом идет самостоятельное действие с игрушками вместе со взрослым и следом игра в игрушки без помощи взрослого. Родитель в такой игре будет партнером, который может направлять ход игры и предлагать разные способы манипуляций с игрушками.
В период с 1 года до 2-3х лет (у всех детей этот период будет разный) ребенок, находясь в обществе других детей (в песочнице, на площадке или в саду), будет играть не вместе с детьми, а рядом с ними.
Это значит, что ребенок еще не умеет налаживать самостоятельно контакт с окружающими детьми, к тому же в нем преобладает желание остаться при своих игрушках (или попробовать отнять чужие), но не вовлекаться в совместные игры, которые предполагают более сложную коммуникацию, чем одиночная игра.
И вот, начиная примерно с 3-х лет, ребенок созревает для совместной игры. В такой игре он учится коммуникации, пробует применять на себя разные роли (взрослые, родители, профессии) и разыгрывать ситуации (воспитание, игра в детский сад, игра в магазин).
Этот тип совместной игры будет актуален для ребенка примерно до начала школьного периода и очень важно родителям понимать, что это не просто игра!!! - это то, что поможет их ребенку познавать мир, учиться налаживать контакты с окружением, решать конфликты, уметь уступить игрушку, чтобы остаться в игре, проявлять лидерские качества, развивает воображение и многое-многое другое!
Однако, что самое важное в понимании этого, спросите Вы?)) - важно то, что изначально ребенок сам по себе может не понимать, как вовлечься в такую игру, как начать коммуникацию со сверстниками, каковы правила игры, что нужно сделать, чтобы с ним захотели играть и чтобы он захотел так играть.
И здесь важную роль играет родитель (родители)!!! Вы можете помогать ребенку, подсказывая, например на детской площадке, как начать игру с другим ребенком, можете выступать условным "руководителем" игры на начальном этапе, пока она не пойдет своим ходом. Можете на начальном этапе вступать в игру вместе с детьми (предложите быть покупателем или продавцом в магазине, к примеру).
Когда родитель показывает ребенку своими действиями как создается эта совместная игра и присутствует на начальном этапе рядом с ребенком - обучение этому новому, для малыша виду коммуникации проходит легко и гармонично.
Кроме того, если ребенок сталкивается с отказом другого малыша на предложение поиграть - Вы можете смягчить для ребенка неприятные ощущения, объяснив, что если этот малыш играть сейчас не хочет, вы поиграете с кем-то другим. Предложите ребенку выбрать того, с кем вы вместе поиграете, и помогите наладить первый контакт.
Таким образом, у ребенка не будет формироваться в попытках поиграть страх отказа.
Подводя итог, можно сказать, что совместные игры детей в период с 3-х до 6-7-ми лет закладывают очень много важных навыков, которые в дальнейшей жизни вашего ребенка помогут ему не один раз. И хотя бы по этой причине стоит обратить внимание и помочь ребенку в научении такого типа играм!
Если у Вас возникнут вопросы или желание получить консультацию, пишите мне в личные сообщения!
С уважением,
Ордина Любовь