blog
Автор: Чвалун Евгений Викторович Все записи психолога (1)
Просмотров 2015
Что заставляет нас принимать в жизни те или иные решения? Каждый хочет для себя лучшего, почему, порой, даже осознавая выбор, который ведет к счастью, человек не позволяет себе его сделать? Мы ограничены обязательствами, условностями, принятыми в обществе, убеждениями, воспитанием, собственным опытом, ценностями, из которых строится картина мира. Все это, порой, настолько подавляет желания, устремления, все то, что исходит из индивидуальности, что человек уже не понимает, себя. Он не понимает другого, у которого таких ограничений меньше, интуитивно бунтует, для него такой человек опасен, как опасно то, что противоречит его взглядам. В истории бесчисленное количество примеров, когда наказывали за вольнодумство. Вспомним инквизицию, "неверных", концлагеря и т. д. и т. п. Не надо далеко ходить: настороженно, а то и враждебно добропорядочные граждане и сейчас относятся к тому, кто не похож внешне, кто думает и ведет себя иначе, чем принято, даже не нарушая при этом правила.
"Серьезная игра" - так называется фильм шведского режиссера и актрисы Перниллы Аугуст. Психологи любят использовать в качестве иллюстрации клиентские истории. Пусть этот фильм будет вместо истории. Мне захотелось поделиться мыслями, которые он навеял. Фильм психологичен, в нем много внутреннего содержания. Возникают вопросы, которые рано или поздно задают себе многие: что такое счастье? Зачем люди вместе? Что такое любовь? Как вырваться из ограничений? Сюжет очень прост. Действие происходит в начала XX века. Молодой парень из провинции попадает в столицу. Его берут корректором в крупное издательство. Он влюбляется в девушку Лидию, случайно оказавшись с ней в одной компании, куда попал по работе. Чувства взаимны, но их пути расходятся, чтобы через несколько лет вновь пересечься. К этому времени они оба в браке, но чувства захватывают и уносят обоих из привычной жизни.
Многие не любят раздражения, а зря, это хороший повод задуматься о собственной неудовлетворенной потребности. Оно появляется, когда нет качества или способности, которая есть у другого. Герой фильма Арвид в сердцах восклицает: "Мне многое в тебе не нравится, ты все делаешь для себя!". Он, как раз, с трудом может сделать что-то для себя. И это понятно, он так воспитан. Его тяжело больной отец произносит фразу, которая была лейтмотивом воспитания в семье: "Разве можно быть счастливым? Это счастье может разрушить твою жизнь и не только твою". Иными словами, приспосабливайся к жизни, не думай о себе, иначе можешь вылетить на крутом повороте. Похожие установки есть у каждого из нас в большей или меньшей степени, они ограничивают проявления собственных желаний страхом недостаточной социализации, инаковости, это затрудняет жизнь и может сломать человека. Гораздо спокойнее быть как все. И все в порядке, пока тебя окружают люди с таким же мировоззрением. Но вот, импульс, искра, вспыхивает чувство к Лидии, а она умеет себя слышать и не боится собственных проявлений. Ее порыв натыкается на внутренний барьер Арвида "Я не могу на тебе жениться, я беден". Он привычно подавляет в себе вспыхнувшее чувство, в соответствии с убеждениями в собственной недостойности. Потом, когда они встречаются, имея семьи и детей, это убеждение Арвида уже не столь сильно, и внутренний конфликт между желанием и ограничениями, который раньше даже не замечал из-за сверхзначимости долга, проявляется. А, у Лидии нет сомнений. Любовь для нее достаточный повод, чтобы уйти от мужа. Ее натура цельная, и нет изматывающих внутренних противоречий, ей трудно уйти без дочери, которую муж не отдает, но она не может жить в нелюбви, ведь только так можно сохранить себя. Только так, собственным примером, она может воспитать в ней самоуважение.
Способность к решениям, которые продиктованы потребностями, желаниями, естеством в условиях неопределенности результата называется внутренней свободой. Внутренне свободный человек умеет слышать себя и справляться со страхом неопределенности. Да, обстоятельства не всегда позволяют ему добиться желаемого, но только так можно быть в согласии с собой. Лидии тесно в мире, переполненном условностями и ограничениями: "Я хочу убежать далеко". Она приглашает с собой Арвида в увлекательное путешествие в страну Любви, но он не готов, пока не готов. Ему еще надо пройти свой путь до станции, с которой можно отправиться в это путешествие. И Лидия может подождать, но придется поторопиться, потому, что ничто не вечно, и жизнь одна. Успеет ли?
Каждому свое. Кому-то прекрасно живется в мире, полном правил, ограничений и предписаний, как например, жене Арвида. Она любит его, как умеет, честна перед ним и перед собой. У нее нет видимых внутренних конфликтов, потому, что она не знает, как можно по-другому, и Арвид не знал, до встречи с Лидией. А не встретил бы, был бы вполне счастлив в своей скучноватой, но спокойной и ровной семейной жизни. Все познается в сравнении, встретившись однажды с обжигающим ветром перемен, сулящим взлеты и падения, не каждый шагнет ему навстречу. Сомнения в своих чувствах, естественный страх заставят многих закрыть дверь, и это нормально. Но, когда видишь тех, кто решился, испытываешь радость и восхищение силой и красотой человеческого духа (простите за пафос).
Признаюсь, я смотрел этот фильм два раза, и второй - с неменьшим интересом. Удивительна режиссерская работа и игра актеров. Точны все планы, каждая сцена выражает не только действие, но и мысли, настроение, многомерность. Каждый персонаж этого фильма достоин быть главным героем. Директор издательства, где работает Арвид, понимает свои ограничения и страхи, наконец, глядя на него, тоже решается на смелый для себя поступок. Кроме понимания нужна смелость, отец Анны не находит для себя выхода и погибает. Мы далеко не всегда позволяем себе услышать желания, не всегда можем посмотреть на свои страхи, предпочитая стратегию страуса. (Между прочим, страус мог бы возмутиться, он никогда не прячет голову в песок). Страх очень часто избыточен. Он, обычно, тянется из прошлого, тогда он был полезен, а теперь только мешает. Естественно его ограничение. Но вот, Сократ, например, предлагал ограничивать желания, он призывал к умеренности, которая ограничивает чувства и страсти здравым смыслом, что тоже снимает напряжение. У античных философов это выражалось термином: sophrosyne, благоразумие. До сих пор религия предлагает ограничивать страсти различного рода. Желания вполне могут жить в уютной теплой комнате, не надо никуда ходить и, несмотря на некоторую пыльность, можно быть вполне довольным своей жизнью, что демонстрируют многие, не желая для себя иного.
Может показаться, что Лидия идеальна. Это не так, она тоже, как любой, делает ошибки, не сразу понимает себя: "Как я могла столько времени не быть твоей?", испытывает вину отчаяние, бывает слабой... Разница в том, что она доверяет себе и все свою энергию не растрачивает на внутреннюю борьбу, а направляет на решение встающих перед ней задач, поэтому, у нее все получается. Арвид для нее стал катализатором, своеобразным стимулом чувств, помог понять себя, когда страх неустроенности заставил ее выйти замуж за нелюбимого, хотя и харизматичного, мужчину.
Любовь не может жить без свободы. Свобода собственных проявлений немыслима без раскрепощенности. Это в полной мере относится к сексуальности. Многие проблемы в сексе связаны внутренними запретами. Не зря, почти во все времена власть имущие стремились ограничить секс, он стимулирует раскрепощение, а это для опасно для власти. Внутренне свободный человек не боится проявления своей сексуальности. Так поступает Лидия, ее тянет к Арвиду, и она не скрывает этого. Физическое стремление друг к другу мужчины и женщины первично. Это потом оно получает подкрепление на интеллектуальном уровне или угасает, если такого подкрепления нет. Любовь невозможна без сексуального влечения, на нем все может и закончится. Секс без любви, вполне себе, процветает, но, если такого влечения нет, то это что-то совсем другое, может быть, забота, жалость, уважение, дружба, но не любовь.
У каждого своя система координат, в которой он привык ориентироваться, ценности, на которые он опирается. Он не может поменять это радикально. Это все равно, что прыгнуть в пропасть без парашюта. Когда система координат у двух людей не совпадает, то они не смогут быть вместе, как бы ни сильна была сила притяжения. Однако, чего только в жизни не бывает! Вдохнув однажды воздух свободы, Арвид стал другим. У каждого из нас есть шанс однажды понять то, к чему хочешь стремиться. Надо только быть внимательным, и не прятать голову в песок (бедный страус!), а это, как минимум, половина успеха.