Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Стереотипы за и против.


Стереотипы за и против.

 

«-Змея!- воскликнула Горлица.

-Я не змея!- сердито ответила Алиса..- Я.. я маленькая девочка..

- Ты еще скажешь, что в жизни не ела яиц!

-Ела… Маленькие девочки едят яиц не меньше, чем змеи.

- Но если едят, то, и они в каком- то смысле змеи, вот что я скажу!» («Алиса в стране чудес»).

         Разве мы никогда не грешим подобной категоричностью и скороспелостью суждений? Не относим ли мы по первому впечатлению всякого нового человека к той группе людей, у которой наблюдаются схожие черты? Не спешим ли мы приписать ему достоинства или недостатки, ведомые ложным ощущением, что «хорошо знаем людей?»

         Такие ошибки совершаются бессознательно. Они проистекают из особенностей человеческого мышления, но могут повлечь за собой весьма серьезные последствия.

         Почему все же так происходит?

         Когда мы знакомимся с новым человеком, наш мозг должен воспринять и обработать множество данных.  Эта работа напоминает процесс исследования, которое начинается с ощущения, то есть восприятия внешности, взгляда, тембра голоса, движений, запаха, затем переходит к новой стадии - сбору данных о поступках, способностях, особенностях и желаниях человека и наконец - к целостной системе выводов о характере, целях и идеалах знакомого, о том, какое место он может занять среди наших друзей.

         Соединение такого множества данных по поводу всякого человека и их тщательная обработка- это огромная работа, хотя мы можем её и не осознавать. Правда, при этом мы (опять-таки бессознательно) стараемся ее упростить. Чтобы не потонуть в бескрайнем море информации, мозг сокращает восприятие отдельной личности, прибегая к помощи стереотипов.

         И они нередко нам действительно помогают. Ведь многое о людях,  их взаимоотношениях, характерных национальных особенностях и различиях между социальными группами нам уже известно. Это «многое» мы знаем из личного жизненного опыта, прочитанного и увиденного. В книгах, кинофильмах, пьесах нам уже встречались разнообразные человеческие характеры, о некоторых из них существует не мало устных рассказов,  разного рода наблюдений, анекдотов и т.д. Все это запечатлено в многочисленных образах, которые и создают ощущение, что мы хорошо знаем людей, особенности их поведения и мышления. Те из них, которые больше всего подходят новому знакомому, начинают оживать,  и кажется, что мы хорошо знаем и этого человека, что он нам совсем ясен. И хотя наша оценка базируется лишь на беглом впечатлении, мы зачастую не чувствуем, насколько она не полная.

         Безусловно, стереотипы помогают нам быстрее сориентироваться в человеческих отношениях и характерах. Они дают много готовых объяснений и рецептов, помогают тем, у кого еще нет достаточного жизненного опыта.

         Однако, пользуясь стереотипами,  мы часто упускаем из виду важные индивидуальные черты человека, потому что содержащиеся в стереотипах шаблонные характеристики их обычно не учитывают. При этом мы можем приписать человеку не свойственные ему достоинства или недостатки только потому, что он обладает двумя-тремя чертами известного нам стереотипа. Легкость, с которой мы им  пользуемся, заставляет нас повторять сомнительные истины типа:  все южане горячие и нетерпеливые, все северяне склонны к размышлениям и глубоким депрессиям, толстый человек флегматичен, единственный ребенок в семье - обязательно эгоист.

          Если приложить эту особенность человеческого мышления к техническим областям, следовало бы утверждать, что любая машина с крутящимися колесами есть непременно транспортное средство. А как быть со швейной машиной? А с часами?

         Выходит, что в каждом отдельном случае стереотипные толкования могут быть или недостаточными или глубоко неправильными. Зачастую они мешают увидеть человека во всей его полноте и своеобразии, препятствуют поискам объяснений его поступков, особенно если эти поступки не умещаются в рамки принятого шаблона.

         ..Однажды был проведен такой эксперимент.  Студентам прочитали три рассказа - хороший, плохой, и средний, в котором были и слабые и сильные стороны. А затем в аудиторию вошли три женщины: красивая, миловидная и явно не красивая, но умная на вид. Студентам было предложено определить, кто из них какой рассказ написал.

         Почти все решили, что красивая женщина- автор больше всего понравившегося рассказа, а больше половины предположили,  что самый слабый рассказ, принадлежит  перу женщины, которая была им меньше всего симпатична.

         А между тем женщины не были авторами этих рассказов и никогда не пробовали себя в этом виде деятельности. Здесь сработало распространенное мнение, что красивый человек более эмоционален. Нетрудно предположить, каков был бы ответ студентов на вопрос: какая из трех женщин - автор диссертации, а у какой артистические способности.

         Не меньше ошибок можно совершить и тогда, когда мы располагаем слишком большой информацией о том или человеке. Несомненно, чтобы составить себе представление о ком - либо, нужно близко и достаточно долго знать его.  В противном случае возникает «эффект ореола».

         Человек, с которым мы сблизились, начинает нам все больше и больше нравиться. Мы становимся к нему снисходительнее, защищаем, легче прощаем вину. Ко многим его недостаткам мы со временем привыкаем.  В то же время от человека, создавшего о себе отрицательное впечатление,  мы постоянно ждем подвоха, смотрим на него недоверчиво и приписываем ему грехи, которых он не совершал.

         Длительная продолжительность знакомства может привести к заблуждениям и в силу того, что люди меняются.  Однако постоянная близость и «эффект ореола» мешают нам заметить произошедшие перемены.



Дата публикации: 19 апреля 2011 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Нино Евгений Николаевич

Нино Евгений

Детско-семейное консультирование (работаю с детьми и взрослыми), профориентация,...
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна
Консультация по Skype

Арутюнян Анна

Психоаналитик, арт-терапевт, Преподаватель Московской школы практической психологии...
Психолог Коновалов Андрей Евгеньевич
Консультация по Skype

Коновалов Андрей

Психолог, клинический психолог, психотерапевт, провожу индивидуальные консультации и...




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍