blog Ум — это наш друг или наш враг?
Психологический навигатор
Псикологическая помощь. Консультация по Скайп. Лучшие профессиональные психологи. Профессиональные психологи в городе $g_town.
Вход | Регистрация


Психологическая помощь
Выберите город
Без сортировки
По цене приёма
По рейтингу
По ФИО психолога


|

Ум — это наш друг или наш враг?


Ум — это наш друг или наш враг?

"То, в чём пребывают все существа и что пребывает во всех существах, чья Милость простирается повсюду, Высшая Душа вселенной, безграничное бытие – я есть то". - Амритбинду упанишада

"То, что пронизывает и охватывает всё, что подобно пространству вселенной вокруг нас, заполняет всё изнутри и снаружи, Высший недвойственный Брахман – ты есмь то". - Шанкарачарья

Реальный мир находится за гранью ума, но туда мало кому удается проникнуть. Считается, что для достижения данного уровня нужно потратить многие жизни (воплощения) в садхане (духовных практиках). Причины всех страданий людей идут из невежества, т.е. – незнание. Если бы люди знали, что ничто не может произойти, если сама Вселенная не сделает так, чтобы это случилось, то они бы достигли гораздо большего со значительно меньшими затратами энергии.

Что рождено – должно умереть, поэтому найдите вечное и неизменное, то, что не было рождено и никогда не умрет и вы станете свободными!

Ниже даю цитаты некоторых диалогов из книги о Н. Махарадже "Я есть То", подумайте над ними и помедитируйте:

Махарадж: Умирает только тело. Жизнь не умирает, сознание не умирает, реальность не умирает. Более того, жизнь никогда не бывает столь живой, как после смерти.

Вопрос: Существуют ли перерождения?

Махарадж: То, что рождено, должно умереть. Только нерождённое бессмертно. Найдите то, что никогда не спит и никогда не просыпается, то, чьим бледным отражением является наше чувство «я»...

Вопрос: Все учителя советуют медитировать. Какова цель медитации?

Махарадж: Мы хорошо знаем внешний мир ощущений и действий, но наш внутренний мир мыслей и чувств мы знаем очень плохо. Первоначальная цель медитации – осознать и освоиться с нашей внутренней жизнью. Конечная цель – достичь источника жизни и сознания.

Ненамеренно, практика медитации глубоко влияет на наш характер. Мы являемся рабами того, чего не знаем, и хозяевами того, что знаем. Когда мы обнаруживаем в себе пороки и слабости и понимаем, откуда они берутся и как действуют, мы преодолеваем их самим знанием о них. Попадая в сознание, бессознательное растворяется. Растворение бессознательного высвобождает энергию, ум чувствует себя на своём месте и успокаивается.

В: Зачем нужен спокойный ум?

М: Когда ум спокоен, мы осознаём себя как чистых свидетелей. Мы отстраняемся от переживания и переживающего и стоим поодаль, в чистом восприятии, которое находится между и за пределами того и другого. Личность, основанная на самоотождествлении, воображающая «я есть это», «я есть то», остаётся, но только как часть мира объектов. Её отождествление со свидетелем обрывается...

В: Почему вы отрицаете существование мира?

М: Я не отрицаю мир. Я вижу, что он берёт начало в сознании, которое есть тотальность известного в бескрайности неизвестного.

Всё, что имеет начало и конец, – всего лишь видимость. Мир может привидеться, но не быть . Эта видимость может длиться очень долго по одной шкале времени или быть очень короткой по другой шкале, но по сути это одно и то же. Всё ограниченное временем мимолётно и не имеет реальности.

В: Без сомнения, вы видите окружающий вас действительный мир. Ваше поведение кажется вполне нормальным!

М: Так кажется вам. То, что у вас занимает всё поле сознания, для меня всего лишь крупинка. Мир длится, но лишь мгновение. Ваша память заставляет вас думать, что мир непрерывен. Я же не живу памятью. Я вижу мир таким, какой он есть, – образом, привидевшимся сознанию на мгновение.

В: Вашему сознанию?

М: Любая идея о «я» и «моём», даже о «я есть» находится в сознании.

В: Является ли тогда ваше «абсолютное бытие» (парамакаша ) бессознательностью?

М: Идея бессознательности существует только в сознании.

В: Тогда откуда вы знаете, что пребываете в высшем состоянии?

М: Потому что я в нём. Это единственное естественное состояние.

В: Вы могли бы описать его?

М: Только в терминах отрицания: не имеющее причины, независимое, ни с чем не связанное, неделимое, несотворённое, непоколебимое, неоспоримое, недостижимое с помощью усилий. Любое утвердительное определение идёт из памяти, и потому не годится. В то же время моё состояние предельно реально, и потому возможно, постижимо и достижимо...

В: Скажите мне что‑нибудь, что могло бы мне помочь.

М: Вы лучше всех знаете, что вам нужно!

В: Я в смятении. Как мне обрести покой?

М: Для чего вам нужен покой?

В: Чтобы быть счастливым.

М: А сейчас вы не счастливы?

В: Нет, не счастлив.

М: Что делает вас несчастным?

В: У меня есть то, чего я не хочу, а того, что хочу, нет.

М: Почему бы вам не перевернуть это так: хотеть то, что у вас есть, и не заботиться о том, чего нет?

В: Я хочу того, что приятно, и не хочу того, что болезненно.

М: Как вы различаете, что приятно, а что нет?

В: Из прошлого опыта, конечно.

М: Ведомый памятью, вы гонитесь за удовольствиями и избегаете неприятного. У вас получается?

В: Нет, не получается. Удовольствия не длятся долго. Опять возвращается боль.

М: Какая боль?

В: Желание удовольствия и страх боли – это страдание. Существует ли чистое наслаждение?

М: Любое наслаждение, физическое или ментальное, нуждается в инструменте. Физические и ментальные инструменты материальны, они устают и изнашиваются. Удовольствие, которое они приносят, всегда ограничено по интенсивности и продолжительности. И на заднем фоне всех ваших удовольствий – боль. Вы стремитесь к ним, потому что страдаете. С другой стороны, сам поиск удовольствий становится причиной боли. Это замкнутый круг.

В: Я вижу механизм моих заблуждений, но не знаю, как мне выбраться.

М: Само исследование этого механизма укажет вам путь. В конце концов, ваши заблуждения существуют только в вашем уме, который никогда до сих пор не бунтовал и не боролся против них. Он протестовал только против боли...

Все страдания порождаются желаниями

В: Когда я буду свободен желать то, что я хочу желать?

М: Вы свободны сейчас. Что вы хотите пожелать? Желайте это.

В: Конечно, я свободен желать, но я не свободен выполнить своё желание. Другие стремления уведут меня в сторону. Моё желание недостаточно сильно, несмотря на то что я его одобряю. Другие желания, которые я не одобряю, сильнее.

М: Может быть, вы обманываете себя. Может быть, вы даёте выражение вашим настоящим желаниям, а те, которые одобряете, выносите на поверхность для респектабельности.

В: Возможно, всё так, как вы говорите, но это другая теория. Дело в том, что я не могу свободно желать то, что должен, а когда мои желания правильные, я не могу действовать соответственно.

М: Это следствие слабости ума и дезинтеграции интеллекта. Соберите и укрепите свой ум, и ваши мысли и чувства, слова и действия начнут двигаться в направлении вашей воли.

В: Опять невозможный совет! Собрать и укрепить ум – не простое задание! С чего надо начинать?

М: Вы можете начать только оттуда, где вы сейчас. Вы здесь и сейчас, вы не можете уйти из «здесь и сейчас».

В: Но что я могу сделать здесь и сейчас?

М: Вы можете осознавать своё существование – здесь и сейчас.

В: И это всё?

М: Это всё. Больше ничего нет.

В: И в бодрствующем состоянии, и во время сна со сновидениями я сознаю себя. Это не очень‑то помогает.

М: Вы осознаёте свои мысли, чувства, деяния. Но вы не осознаёте своё бытие .

В: Какой новый фактор я должен привнести в свою жизнь?

М: Позицию чистого свидетельствования, наблюдения за событиями без принятия в них участия.

В: Что мне это даст?

М: Слабость ума – это следствие недостатка интеллекта, понимания, которое, в свою очередь, является следствием неосознавания. Стремление к осознанности соберёт ваш ум и укрепит его...

В: Возможно, я смогу контролировать себя, но смогу ли я справиться с хаосом мира?

М: В мире нет хаоса, кроме хаоса, создаваемого вашим умом. Он создан вашим «я» в том смысле, что в его центре находится концепция о себе как о вещи, отличной и отдельной от других вещей. В действительности вы не вещь и не отдельны. Вы являетесь бесконечной потенциальностью, неистощимой возможностью. Вы есть , поэтому возможно всё. Вселенная – это просто частичное проявление вашей неограниченной способности превращаться."

Источник: "Я ЕСТЬ ТО". Беседы с Шри Нисаргадаттой Махараджем.

Перевод с аудиозаписей на маратхи Мориса Фридмана. Под редакцией Судхакара С. Дикшита







Дата публикации: 15 августа 2019 г.



Добавить новый Комментарий

Психолог Чернышева Елена Владимировна
Консультация по Skype

Чернышева Елена

Психолог по отношениям. Консультирую, веду, обучаю.
Психолог Арутюнян Анна Юрьевна

Арутюнян Анна

Психотерапевт. Преподаватель Московский институт психоанализа (МШПП), член ЕАРПП, ОППЛ




Вход для психологов

Забыли ID или пароль?

Забыли ID или пароль?

🔍