blog
Автор: Кудина Елена Евгеньевна Все записи психолога (4)
Просмотров 1696
Дошкольное детство очень важный период в развитии человека. И при поступлении ребенка в школу необходимо диагностировать уровень дошкольной зрелости. И такая диагностика должна проходить в игре - ведущей деятельности этого периода. В данной статье мы рассмотрим дошкольную зрелость.
Вначале у детей дошкольного возраста формируется деятельность игра, следующий этап - это учебная деятельность. Первая деятельность сменяется второй и пока ребенок не достигнет зрелого уровня игровой деятельности, он не сможет начать учебную. Зрелый ребенок дошкольного возраста уже не играет игрушками, у него в игре должны принимать участие люди, которые будут выполнять определенные роли и должны быть определенные правила. Дошкольник достигший зрелости любит такие игры с правилами.
Для игры в ролевые игры у дошкольника должно быть развито воображение - это новообразование возраста.
В игре у дошкольников развивается произвольность - важный критерий дошкольной зрелости. И ребенку, не приученному к следованию правилам очень трудно будет в учебной деятельности, тяжело будет привыкать к школьным правилам.
Дошкольную зрелость можно определить с помощью методики Диагностика дошкольной зрелости М. Битяновой, которая опубликована на страницах «Школьного психолога» в статье «Куда уходит детство». («Школьный психолог» №12 за 1999 год.).
М. Битянова: «Таким образом, дошкольную зрелость мы определяем как целостное психическое состояние ребенка дошкольного возраста, характеризующееся высокой степенью развития тех качеств и процессов, которые переживают свой расцвет именно в дошкольный период детства и для которых этот период является сензитивным».
И выделяет важные составляющие:
«Сформированность приемов игровой деятельности.
Развитые социальные эмоции и высокий (для данного периода) уровень нравственного развития.
Развитое воображение.
Высокий уровень наглядно-образного мышления, памяти, речи.
Высокая самооценка».
К параметрам дошкольной зрелости относят: развитие мышления, развитие способностей к воображению, развитие произвольности, мотивационная сфера, развитие самосознания, игровая деятельность.
В заключении можно сделать следующий вывод: к моменту кризиса семи лет игра начинает сменяться учебной деятельностью. Л.С. Выготский отмечал: «игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все стадии развития детской игры. Объясняется это тем, что процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила».
Например, если ребенок много играл и общался со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация.
Это же подтверждается данными, полученными в ходе комплексного исследования социально - психологического компонента готовности ребенка к школе. Можно сделать вывод о том, что дети, посещающие детский сад обусловлены наличием системы взаимодействий, дополняющих и изменяющих социальный опыт ребенка, обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника. Согласно данным, у детей, посещающих детские сады, лучше развиты социальные навыки, они более склонны к сотрудничеству, более целеустремленны, чем дети, проводящие дошкольные годы дома. Было обнаружено, что чем дольше пребывает ребенок в детском саду, тем больше времени он проводит, участвуя в социальной деятельности, конструктивной игре, а не сидит без дела или наблюдает за игрой других.
А это и будет свидетельством того, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка и его развитие теперь будет идти в учебной деятельности.
Итак, прежде чем идти в первый класс, узнайте степень дошкольной зрелости у вашего ребенка.